2. Задача:
Выберите среди перечисленных категории граждан, в общении с которыми у сотрудников органов внутренних дел чаще всего возникают барьеры и конфликты: а) подростки (несовершеннолетние); б) водители, пешеходы, граждане в состоянии опьянения; в) агрессивные, вспыльчивые люди, г) люди преклонного возраста; д) юноши и девушки (в возрасте от 16 до 25 лет), е) люди зрелого возраста (30 лет).
2.1. Объясните свой выбор, аргументируя это известными Вам знаниями из области психологии и житейской практикой.
2.2. Перечислите психологические приемы, которые можно использовать сотруднику органов внутренних дел в общении с этими категориями граждан. Внедрите эти приемы в практику общения и проверьте их эффективность.
Ответ: Чаще всего сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с проблемами при общении с такими категориями граждан, которые являются подростками (несовершеннолетними); лицами, находящимися в состоянии опьянения; а также с агрессивными и вспыльчивыми людьми. Мой выбор обусловлен тем, что:
а) Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, а также с недостаточной сформированностью поведенческих навыков. Усиленное функционирование гормональной системы значительно повышает нервную возбудимость подростка, его реактивность, эмоциональную экспрессивность, нередко вызывает вспыльчивость, резкость, несдержанность.
Несовершеннолетним свойственны следующие психологические особенности, обусловливающие их общую предрасположенностью к совершению правонарушений:
• Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.
|
• Психологическая зависимость от предметного мира, вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии.
• Подверженность особым подростковым стереотипам, которые имеют внешние проявления (например, употребление в речи «сленга», курение, стремление соответствовать взрослой моде и т. д.). Данные стереотипы могут выражаться как символы групповой принадлежности.
• Негативизм, демонстрация независимости могут побудить несовершеннолетних из внешне вполне благополучных семей к антисоциальному поведению (у несовершеннолетних возникает желание сделать «наперекор» родителям, доказать свою «взрослость» и независимость от них). Причем подростковый негативизм, грубость, упрямство являются своеобразными формами протеста против доминирования или равнодушия взрослых, которые не хотят считаться с возросшим уровнем притязаний несовершеннолетних (уважать достоинства личности, считаться с мнением и т. д.).
• Бравада, склонность к рискованным действиям, жажда приключений, любопытство, свойственные несовершеннолетним, могут спровоцировать совершение лицами данной возрастной категории преступления вследствие «заражения» преступной романтикой.
• Легкомысленное отношение к человеческим порокам и слабостям, а также стремление пройти «через все», свойственные подростковому возрасту, могут привести к возникновению различных видов девиантных аддикций (алкоголизму, наркомании и т. д.).
|
Особенности общения с такой категорией граждан: При общении с подростками сотрудники должны обходиться так же вежливо, как и со взрослыми. Наставления и замечания детям делаются с учетом возрастной психологии. К детям младшего и среднего возраста применяется обращение на <ты>, а старшего - на <вы>. В разговоре с подростками не следует переходить на назидательный тон. Но сотрудник не должен оставлять без внимания шалости и другие необдуманные действия детей. Надо помнить, что в поле зрения полиции попадают дети, как правило, из неблагополучных семей, обездоленные во многом. Вот здесь должны проявиться максимальное милосердие и гуманизм. Следует терпимо относиться к агрессивности подростка, которая иногда является лишь стремлением к самоутверждению. Однако преступные действия несовершеннолетних по отношению к сотрудникам ОВД и их публичные оскорбления должны решительно пресекаться.
б) водители, пешеходы, граждане в состоянии опьянения;
Известно, что алкоголизм приводит к изменению личности человека, сообразно этому выделяют следующие типы: истерический, возбудимый, астенический.
Истерический тип. Эти алкоголики постоянно испытывают потребность быть в «центре внимания». И эта основная черта их характера влияет на все остальные: склонность к рисовке, демонстративность, преувеличение своих возможностей, лживость. В общении с такими лицами необходимо игнорировать демонстративность их поведения. Любое соглашательство, а тем более одобрение их поведения, немедленно ведет к закреплению ими этой черты в стиле общения.
|
Возбудимый тип. В личности этих алкоголиков, прежде всего, обращают на себя внимание такие черты, как неуравновешенность, вспыльчивость, злобность, сочетающаяся с необоснованной требовательностью. Среди этих лиц немало хулиганов. В общении с этой группой алкоголиков нужен спокойный, уверенный тон в любых ситуациях, строгое обращение и достоинство при формальном общении.
Психологические приёмы общения с данной категорией граждан: Необходимо помнить, что у лиц в состоянии опьянения логика нормального человека отсутствует, а справедливые замечания могут восприниматься как личные оскорбления. Поэтому здесь лучше избегать прямых требований и резкого тона. Целесообразно убедить нарушителя в необходимости для него определенных действий, внушить, что это его собственное желание. Грубость и оскорбления не стоит здесь относить на собственный счет. Их следует воспринимать как посторонний наблюдатель, игнорируя возрастание собственной злости и не реагируя на провокации.
В) вспыльчивые и агрессивные люди имеют заранее негативную установку на общение с сотрудником ОВД, которому, в свою очередь, следует быть сдержанным, хлоднокровным, не реагировать на эмоциональные проявления гражданина и действовать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.