Теоретико- методические основы антикоррупции




Введение.

Глава I. Понятие коррупции

1. Основные принципы и задачи законодательства по борьбе с коррупцией

2. История коррупции

Глава II.

2.1 Нетерпимость к коррупции

2.2 Характерные черты коррупции в трансформационном обществе и ее основные факторы.

Галава III

Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Согласно законодательства РК под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

 

Антикоррупционное законодательство РК направлено на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

 

Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

 

1)равенства всех перед законом и судом;

2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;

5) признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан;

5-1) обеспечения государством социальной и правовой защиты государственных служащих;

6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;

7) обеспечения личной безопасности и поощрения граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

8) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;

11) установления запрета для лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями;

12) обеспечения общественного контроля и формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции.

История борьбы с коррупцией

С коррупцией которым человечество знакомо издревле, это одно из опасных болезней общества. Она распускает корни там, где много денег и дает отпор любому сопротивлению. Как и в других развитых странах, коррупция проникла в наше молодое государство. Коррупция – использование должностным лицом своей власти и полномочий для получения личной выгоды, которая противоречит законодательству и моральным принципам общества. Этот термин часто используется в отношении бюрократического аппарата и политической элиты. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был шумерский царь, живший в 2400 году до н.э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.

Осуждение коррупции встречается в религиозных книгах, в первую очередь, в Коране и Библии. Первый трактат с осуждением коррупции - «Артха-шастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». Согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Истории известны много примеров успешной борьбы с коррупцией. Франция, конец XVIII века. После провала Якобинской диктатуры власть была захвачена самым коррумпированным режимом Директорией. В годы правления Директории Франция пришла в упадок. Впоследствии в качестве первого консула к власти пришел Наполеон и начал борьбу против коррупции. Это борьба основывалась не на жестокости, а на неотвратимости наказания. За несколько месяцев Наполеону удалось добиться хороших достижений, а также он вернул казне деньги, украденные Директорией. В настоящее время самой популярной моделью борьбы с коррупцией является Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией. В 1965 году, когда Сингапур получил независимость, это страна имела самые высокие результаты по коррумпированности. В ходе борьбы с коррупцией были приняты меры, в первую очередь, существенное повышение зарплаты чиновников и регламентация их действий, децентрализация экономики и упрощение бюрократических процедур. Гражданам была предоставлена возможность обращаться в бюро с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. У них существовало автономное Бюро по расследованию коррупционной деятельности.

Кроме того, произошло ужесточение законов и повышение независимости судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей). Всего за несколько лет эти меры помогли снизить уровень коррупции в стране. В настоящее время Сингапур достиг еще более крупных успехов в борьбе с коррупцией и теперь уже входит в первую десятку наименее коррумпированных стран мира. В 2014 году в стране была принята Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

Если ссылаться на статистические данные борьбы с коррупцией, в результате финансовой проверки за 2014-2015 годы и за первый квартал 2016 года выявлены факты правонарушения на сумму 116 миллиардов тенге. 1040 должностных лиц были привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства о бюджете и государственных закупках. 386 сотрудников сферы образования были осуждены за коррупционные преступления.

Нетерпимость к коррупции

Проблема проявления коррупции затрагивает все сферы нашей жизни в той или иной мере, искоренению коррупции должно стремиться все общество, со стороны государства принимаются законы ужесточающие наказание за коррупционные правонарушения, и всё же самый главный инструмент противостояния коррупции − это участие каждого гражданина в этом процессе, так как победить коррупцию возможно только всеобщими усилиями.

На сегодняшний день одним из основных законов является Закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу со 2 июля 1998г.

Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично и через посредников имущественных благ лицами, выполняющими государственные функции, а также приравненными к ним лицами, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, на обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности.

Также Закон направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.

Правонарушения, связанные с коррупцией влекут установленную Законом дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За правонарушения, связанные с коррупцией несут ответственность все должностные лица, депутаты Парламента, маслихатов, судьи, а также иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним.

Настоящий Закон действует на всей территории Республики Казахстан, в отношении всех физических и юридических лиц. За пределами Казахстана настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан.

Основными принципами борьбы с коррупцией являются:

1. равенство всех перед законом и судом;

2. обеспечение четкой правовой регламентации деятельности госорганов, законности и гласности такой деятельности;

3. совершенствование структуры госаппарата, кадровой работы;

4. восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с коррупционными правонарушениями;

5. обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

6. осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией.

Целенаправленная работа в указанном направлении должна вестись всеми государственными органами. В этой связи Департаментом юстиции Костанайской области уделяется внимание проведению мероприятий по профилактике, пресечению и недопущению коррупционных проявлений в системе органов юстиции. Ежегодно разрабатываются и реализуются соответствующие планы, направленные на повышение исполнительской дисциплины, предотвращение коррупционных правонарушений.

Департаментом юстиции на постоянной основе проводится праворазъяснительная работа, направленная на профилактику коррупционных правонарушений: лекции, «круглые столы», семинары, публикации в СМИ. Основная цель проводимой работы – повышение культуры обслуживания населения при оказании государственных услуг работниками ДЮ, неукоснительное соблюдение при исполнении служебных обязанностей норм законодательства РК «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и других нормативных правовых актов, а также Кодекса чести административного государственного служащего. Борьбу с коррупцией, а также предупреждение действий, связанных с коррупционными правонарушениями в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица.

24 марта текущего года на заседании Правительства РК была утверждена отраслевая Программа по противодействию коррупции в Казахстане до 2015 года.

Первоочередной задачей программы определено формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение правовой грамотности и уровня доверия граждан к государственным органам.

Для решения данной задачи предполагается использовать новые технологии, интернет-ресурсы, мобильную связь, различные формы социальных исследований, семинаров и тренингов с привлечением СМИ и общественных объединений.

Кроме того, будут разработаны механизмы поощрения и защиты граждан при сообщении ими о фактах коррупции, а также привлечения к ответственности руководителей госорганов за коррупционные действия подчиненных.

Одной из важных мер борьбы с коррупций является стимулирование антикоррупционного поведения граждан, включающее механизмы поощрения за оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений.

Коррупция, учитывая ее специфику, требует к себе всестороннего внимания как со стороны государственных органов, общества, так и граждан. С данным негативным явлением необходимо бороться всеми силами, и граждане, занимающие активную гражданскую позицию, должны получать соответствующее вознаграждение, с формами которого еще предстоит определиться.

Коррупция является одной из острых проблем мирового сообщества, и к сожалению, универсальных методов борьбы с ней пока не найдено.

Мы должны вместе бороться с этим порочным явлением, как коррупция.

 

Заключение

Международная коррупция является социально-политическим явлением, присущим человеческому обществу и обусловленная противоречиями его развития. Она получает широкое распространение в условиях трансформации стран слабости государственной власти, беззакония и правового нигилизма. Как показывает наше исследование, борьба с международной коррупцией серьезно осложняется в условиях социально-экономического и политического кризиса, наличия теневой экономики, неэффективной деятельности правоохранительных органов. Иными словами в переходных условиях, когда старые механизмы сломаны, а новые еще не созданы, или еще не функционирую проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире. Статистические и социологические подтверждения существующих взаимосвязей между криминальностью правящих элит и общей преступностью затруднены из-за особо высокой латентности криминального поведения правящих кругов и их корпоративной закрытости. И это, несмотря на огромное внимание к ней средств массовой информации, политических противников и общественных организаций. Даже тогда, когда значительная часть населения на себе ощущает криминальное давление правящих кругов, когда вопрос об их продажности, как говорится, у всех на слуху, когда систематически публикуются те или иные сведения об этом, когда возбуждаются конкретные уголовные дела, большинство рассматриваемых преступлений элиты остаются юридически не выявленными или недоказанными. Уголовная юстиция занимается не более чем тысячной долей реально совершаемого преступления правящей элитой. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, правонарушения руководящих кругов обычно связаны с управленческой деятельностью ее субъектов, которая при провозглашении открытости остается в значительной мере конфиденциальной.

Во - вторых, в совершаемых элитой должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных жертв, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов.

В-третьих, коррупционные преступления в среде правящих элит трансформационных стран совершаются с использованием изощренных высокоинтеллектуальных способов достижения противоправных целей и современных методов защиты от разоблачения.

В- четвертых, лицам из правящих кругов, нарушавшим законы в новых независимых демократических странах, в силу корпоративной солидарности всего истеблишмента намного чаще удается избежать реальной уголовной ответственности, чем остальным гражданам.

Именно поэтому некоторые громкие периодические разоблачения высокопоставленных должностных лиц в совершении противозаконных действий являются скорее исключением, чем правилом. Это есть одна из крайних форм межпартийной и предвыборной борьбы, публичной и лукавой демонстрации народу декларированного правового порядка. В то же время это служит испытанным способом освобождения элитарных кругов от одиозных политических фигур. Последние становятся, таким образом, своего рода «козлами отпущения», в то время как остальные (коллеги) продолжают свою коррупционную практику.

 

Литература:

https://naurzum.kostanay.gov.kz/protivodeystvie-korruptsii/ponyatie-korruptsii-osnovnye-printsipy-i-zadachi-zakonodatelstva-po-borbe-s-korruptsiey/

https://e-history.kz/ru/publications/view/2458

https://www.adilet.gov.kz/ru/node/21886

https://www.dissercat.com/content/problema-borby-transformiruyushchikhsya-gosudarstv-s-mezhdunarodnoi-korruptsiei-v-usloviyakh

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: