Глава II. Практическая работа




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «Мамонт, как символ и народное достояние Ямала»

 

 

Автор: Сартакова Яна, 13 лет

2 год обучения

Техника: Пластилиновая живопись

Руководитель: Скиц Юлия Сергеевна

 

 

Салехард

2017 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……..4

Глава I. Исследование……………………………………………………………….….6

Глава II. Практическая работа…………………………………………………..……13

Заключение……………………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………………….17

 

 

Введение

Актуальность темы исследования: Мамонт - это древнее животное, жившее когда-то на нашей планете, но по какой-то причине вымершее много веков назад. Тем не менее, он главный герой книг, сказок, мультфильмов. Все знакомы со знаменитым мультфильмом «Мама для мамонтенка». В 1983 году был создан трогательный мультик «Про мамонтенка». В 2002 году вышел мультфильм «Ледниковый период», где главный герой мамонт Менни.

Мамонтам посвящены выставки, музейные экспозиции.

В сказках северных народов мамонт предстает как самое крупное животное того времени, которое вызывает страх, удивление или почтение. В сказках с мамонтами связывают землетрясения, треск льда при ледоходе, обвалы берегов.

Гуляя по городу Салехард можно увидеть большое количество различных изображений, памятников посвященных мамонтам, таких как:

— Мамонт «Митя» на переправе;

— Стрит-арт на здание по улице Чубынина;

— Огромное количество сувениров из разных материалов с изображением мамонта в доме ремесел, в музеи им. Шемановского и в магазинах города.

Мамонт – символ и народное достояние Ямала. Но почему мамонт?

Объект исследования: мамонт.

Предмет исследования: Мамонт, как символ и народное достояние Ямала.

Цель исследования:

Узнать о мамонтах и их значимости на Ямале.

Понять, почему мамонт является символом и народным достоянием Ямала.

Сделать панно на тему «Мамонт»

Задачи исследования:

— изучить и проанализировать информацию по теме;

— узнать о ямальских мамонтах;

— выяснить причины популярности мамонтенка Любы;

— обобщить полученные результаты;

— подготовить отчет в форме слайдовой презентации PowerPoint.

Методы исследования:

— теоретический анализ и обобщение научной и художественной литературы, материалов сети Internet;

— экскурсия в музейный комплекс им. Шимановского;

— собеседование;

— фотографирование;

— создание панно в технике «пластилиновая живопись».

Теоретическая значимость работы: результаты исследовательской работы обобщают собранную информацию оямальских мамонтах; знакомят с мамонтенком.Любой и ее значимостью, как в мировом плане, так и для Ямала.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках изучения родного края, окружающего мира, для внеклассных мероприятий. Кроме этого работа поможет задуматься и взрослых и детей о более бережном отношении к окружающему нас миру.

 

Глава I. Исследование

Поставив перед собой цель, понять причину популярности мамонта на Ямале, появился ряд начальных вопросов, углубившись в которые можно было пролить свет на поставленную проблему.

Кто такие мамонты?

Для ответа на этот вопрос мы обратились к универсальной интернет-энциклопедии Википедия: Ма́монты (лат. Mammuthus) — вымерший род млекопитающих из семейства слоновых, живший в четвертичном периоде. Достигали высоты 5,5 метров и массы тела 10—12 тонн. Таким образом, мамонты были в два раза тяжелее самых крупных современных наземных млекопитающих — африканских слонов.

В толковом словаре Даля дано следующее определение: «Мамонт-ископаемое животное, частью похожее на слона, но еще огромнее его».

Происхождение названия «мамонт», до конца неясно. Русские исследователи слово мамонт воспроизводят от мансийскогомангонт — «земляной рог». В первоначальном значении слово мамонт обозначало не животное, а его ископаемые из земли мамонтовые бивни, которые в простонародье называли мамонтовыми рогами, или мамонтовой костью.

Есть и другие версии происхождения слова «мамонт». Некоторые исследователи считают, что слово «мамонт» может быть образовано от слова mamma - земля, потому что тунгусы и якуты считали, что мамонт роется под землею, как подземный крот, и выходит на поверхность, только чтобы умереть.

Слово «мамонт» появилось в русском языке только в восемнадцатом веке, и обозначало мифологическое животное - «морского слона», который живет и роет себе дорогу под землей. У Даля это слово пишется как мамант и мамут. Мамонт как животное очень долго вообще не был известен людям, однако большим спросом пользовались бивни мамонта, хотя в то время их называли словами «мамонтова кость» или «мамонтовы рога». Они являлись одним из основных предметов обмена и торговли аборигенов Сибири с русскими купцами.

Мамонты появились в плиоцене и жили 2 млн — 9000 лет назад в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. Найдены многочисленные кости мамонтов в стоянках древнего человека каменного века; обнаружены также рисунки и скульптуры мамонтов, сделанные доисторическим человеком. В Сибири и на Аляске известны случаи нахождения трупов мамонтов, сохранившихся благодаря пребыванию их в толще многолетней мерзлоты. Основные виды мамонтов по размерам не превосходили современных слонов, но при этом североамериканский подвид Mammuthusimperator достигал высоты 5 метров и массы 12 тонн, а карликовые виды Mammuthusexilis и Mammuthuslamarmorae не превышали 2 метра в высоту и были массой до 900 кг.

Мамонты были отлично приспособлены к жизни в суровых условиях холодного климата.

Мамонты на Ямале?

Ямал и Гыданский полуостров относятся к одному из немногих районов Земли, где сохранились мерзлые трупы плейстоценовых животных, включая мамонта. Это связано с целым рядом уникальных особенностей природы и истории этого региона. Во-первых, многолетняя («вечная») мерзлота существует здесь последние несколько сот тысяч лет, что обеспечивает сохранность трупов погибших животных. Во-вторых, эта территория не покрывалась ледниками, по крайней мере, последние 150 тысяч лет, в результате чего,остатки погибших животных не разрушались. В-третьих, ее поверхность покрыта песчано-глинистыми отложениями, которые могут легко перемещаться и быстро погребать погибших животных, способствуя их сохранению.

К настоящему времени в этом районе найдены останки четырех наиболее сохранившихся трупов мамонтов. На всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа известны находки костей мамонтов и видов мамонтовой фауны – шерстистого носорога, первобытного бизона, овцебыка, дикой лошади. По предварительным данным, количество этих местонахождений составляет несколько десятков. Есть сведения, что на территории региона имеются целые «мамонтовые кладбища». Таким образом, имеющиеся на сегодня данные свидетельствуют, что территория Ямало-Ненецкого автономного округа очень перспективна в плане сбора коллекций по мамонтовой фауне. Не зря на карте округа значатся говорящие сами за себя названия - Мамонтовое озеро и Мамонтовый полуостров.

Полуостров Ма́монта — крупный полуостров на крайнем севере Западной Сибири, образующий собой центральную часть северной оконечности более крупного Гыданского полуострова. Омывается Гыданской и Юрацкой губами Карского моря. Назван в 1922 году экспедицией на шхуне «Агнесса» по найденному здесь в 1866 году туше мамонта.

Ямальский мамонтёнок — сохранившийся в вечной мерзлоте экземпляр самки шерстистого мамонта возрастом 2—3 месяца, находящийся в экспозиции Зоологического музея Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге.Ямальский мамонтёнок был найден на полуострове Ямал в сентябре 1988 года на берегу речки Юрибетеяха, впадающей в Обскую губу, моряками теплохода «Порог». Тушу вымыло из берегового обрыва и снесло ледоходом вниз по течению, к устью.Радиоуглеродный анализ указывает, что возраст Ямальского мамонтёнка около 39 000 лет.

Мамонтенок Люба

Из данных статей мы многое узнали о мамонтах, но на поставленный вопрос «Почему мамонт считается символом и достоянием Ямала» так и не смогли ответить. Поэтому, следующим шагом было решение отправиться в музей им. Шемановского.

В библиотеке мы пересмотрели множество книг и статей, посвященных мамонтам, но настоящий кладезь знаний мы получили, познакомившись со специалистом Карзановой Галиной Алексеевной(старший научный сотрудник отдела естественной истории МВК им. И. С. Шемановского).

Галина Алексеевна приятный и отзывчивый человек, любящий свое дело. Она с интересом отнеслась к исследовательской работе и заданному вопросу. От нее мы узнали, что брендом нашего округа является мамонтенок Люба.

С момента обнаружения в мае 2007 года оленеводом Юрием Худи на реке Юрибей (п-ов Ямал) детеныша мамонта прошло 10 лет. Это совсем незначительный период по сравнению с ее геологическим возрастом – 42 000 лет, но за такой короткий срок произошли очень важные события во «второй» жизни мамонтенка, названного Любой в честь жены Ю. Худи.

Сейчас эта находка известна во всем мире как самая уникальная среди всех находок детенышей мамонта, сделанных за время изучения мамонтовой фауны – т. е. за трехсотлетний период. Напомним, что всего в мире найдено 7 останков детенышей мамонтов, причем некоторые из них состоят, например, из одного черепа (Ляховский мамонтенок Саша, найден на острове Большой Ляховский в Северном Ледовитом океане в 2003 г.) или двух ножек и полуобнаженного черепа (Абыйский мамонтенок, найден в 1991 году на берегу реки Индигирки). Тем не менее, эти находки считаются ценными, получают имена, исследуются учеными.

Что же тогда говорить о Любе, у которой полностью сохранились кожные покровы, внутренние органы, глаза, и даже хобот – самая хрупкая часть животного? Относительную конкуренцию составляют мамонтята Дима, обнаруженный в 1977 году в Магаданской области, и Маша, найденная опять же у нас на Ямале в 1988 году. Однако, как видно из фотографий, сохранность Любы значительно превосходит все предыдущие находки.

Можно сказать, что Люба явилась подарком для всех мамонтоведов мира. Ученые провели практически все исследования, на которые сегодня способна наука.Для открытий завтрашнего дня специалисты отобрали образцы тканей различных органов и законсервировали их несколькими способами. Во всех мероприятиях не только по изучению, но и по хранению, экспонированию и популяризации уникального экспоната МВК координатором является Администрация ЯНАО.

Мамонтенок Люба самый путешествующий экспонат музея им. Шемановского. В адрес МВК поступало немало предложений об участии мамонтенка в различных выставках.

Экспонат, который является гордостью не только музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского, но и всего Ямала – мамонтенок Люба - участвует в выставке в Москве, в Государственном Дарвиновском музее. Это первая демонстрация уникальной ямальской находки российской публике, не считая Салехарда, который является «пунктом прописки» ценного экспоната.

Мамонтенок Люба – желанный гость для многих российских музеев, и примечательно, что именно Дарвиновский музей стал первой российской площадкой, принявшей долгожданного «ямальского гостя».

Первая поездка находки в дальние страны состоялась в канун Нового 2007 года. В Японии, в лаборатории института медицинских изображений высокого разрешения «Дзикей» Школы медицины Университета Дзикей (г. Токио) профессором Н. Сузуки проведена томография мамонтенка, в результате которой было сконструировано несколько компьютерных моделей, способствующих изучению строения скелета, состояния и строения внутренних органов.

Все мероприятия по изучению мамонтенка Любы сопровождались съемками международного телеканала «NationalGeographique» и в апреле 2009 года в свет вышел замечательный фильм «Мамонтёнок: замороженный во времени». В фильме показана история находки, ее изучение, а также, благодаря вымыслу художников-аниматоров – образ «живой» Любы, какой она могла быть в Ледниковый период.

В январе 2010 года экспонат поучаствовал на ежегодной выставке «Зеленая неделя» в Германии.

Весной 2010 года наступил «звездный час» уникальной находки - 5 марта в Чикаго (штат Иллинойс, США) в Музее естественной истории Филда открылась выставка «Мамонты и мастодонты: Титаны Ледникового периода», ведущую роль в которой играет мамонтенок Люба. Эта выставка была задумана как передвижная и она прошла по одиннадцати городам США и Западной Европы.

Выставка познакомила посетителей с эволюцией мамонтов и их далеких предков – мастодонтов, особенностями их жизни и причинами вымирания. В ней были задействованы экспонаты из разных музеев США и Европы, однако ключевой фигурой все же являлся экспонат из фондов МВК им. И.С Шемановского – мамонтенок Люба.

Экспозиция была насыщена занимательными интерактивами, аудио- и видеоматериалами, которые дают наиболее полное представление об истории жизни Любы и ее собратьев, демонстрируют работу выдающихся мировых ученых, исследующих мамонтов и мастодонтов. На выставке также представлена информация о Ямало-Ненецком автономном округе, на территории которого был найден мамонтенок и об авторе находки – Юрии Худи.

Выставка имела грандиозный успех – только за одну акцию «Ночь в музее» ее посетили 10 000 человек!

После показа в Чикаго и Нью-Йорке Люба вернулась в Салехард для участия в выставке, посвященной 80-летию округа, а затем опять отправилась в странствие по миру.

По мнению создателей фильма о мамонтенке, «Люба вошла в историю. Теперь она будет путешествовать по свету как самый харизматичный посланник прошлого из тундры».

Всю эту информацию мы узнали со слов и статей Карзановой Галины Алексеевны, которая поделилась огромной информационной базой по данной теме.

Подводя итоги из выше перечисленного, мы теперь можем ответить, что популярность мамонта на Ямале произошла благодаря мамонтенку Любе, которая является брендом нашего округа и, путешествуя по свету, участвуя в различных выставках и экспозиций, повествует о нашем крае всему миру.

 

Глава II. Практическая работа

Узнав, что с момента находки мамонтенка Любы прошло 10 лет и в честь этого в музеи им. Шемановского будет открыта выставка, посвященная этому событию, было решено сделать панно с изображением мамонта в технике «пластилиновая живопись».

Такое решение произошло в связи с тем, что появилось желание внести свой вклад в данное событие. Возможно, работа не сможет поучаствовать в выставке посвященной юбилею мамонтенка Любы, но, тем не менее, участвуя в других выставках, она сможет завоевать интерес к данной теме.

Выбранная техника «пластилиновая живопись» выбрана так же не случайно. Она интересна своей новизной. Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Такой материал позволяет находить новые решения в изображении.

Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Основа пластилиновой живописи – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна, поэтому привлечет внимание своей новизной и необычностью.

Для решения данной задачи был составлен план, состоящий из нескольких этапов:

— Создание эскизов:

§ Перед началом работы были изучены различные изображения по данной теме: из книг, интернет – резусов. Так же рассмотрены в «живую» экспонаты в музеи им. Шемановского с представителями вымерших млекопитающихся.

Благодаря этому этапу были сделаны эскизы для панно.

§ Зарисовки мамонтов оказались не простой задачей, и потребовалось время для понимания анатомического строения этого животного. Но, после кропотливой работы эта проблема была решена.

§ Доработав эскизы в цветовой гамме и определившись с композиций, было решено преступить к следующей задачи.

— Подборка материалов:

§ Для данной работы были использованы ряд материалов:

ü рамка размером 30х40;

ü скульптурный пластилин черный и белый;

ü детский цветной пластилин;

ü стеки.

§ Все эти материалы доступны в приобретении и особых сложностей не вызвали.

— Создание панно:

§ Первый слой прокрыли однотонным темным пластилином, на котором позднее нанесли зарисовку выбранного эскиза;

§ Работу начали с мамонта. Нанесли первый слой, определившись с основной массой;

§ Создали рельефный объем мамонта;

§ Перешли к проработке фона;

§ Преступили к детализации мамонта и фона.

§ Закончили работу.

Подводя итоги, мы изучили строение и изображение мамонта, нарисовав ряд эскизов, по которым позже сделали картину посвященную Мамонтам в технике «пластилиновая живопись». Работа может участвовать в различных выставках декоративно-прикладного творчества, проявляя интерес к технике и изображению мамонта.

 

 

Заключение

Можно сказать, что мамонтенок Люба – это не только прекрасно сохранившийся свидетель Ледникового периода, он является еще и своеобразным проводником, благодаря которому жители многих уголков нашей Земли смогут ближе узнать о Ямале.

…Выражение создателей фильма «Мамонтенок: замороженный во времени» - кинокомпании NationalGeographic, «Люба вошла в историю. Теперь она будет путешествовать по свету как самый харизматичный посланник прошлого из тундры» оправдывается. Люба успешно путешествует по миру, и радует посетителей как зарубежных, так и российских выставок.

На экспозициях есть уютный «ямальский» уголок, где можно поближе познакомиться с нашим округом, с музейно-выставочным комплексом им. И.С. Шемановского, с автором находки оленеводом Ю. Худи. Там можно почитать, посмотреть фильмы об Ямале, поиграть в игру «С Любой вокруг света», поучаствовать в конкурсе рисунков «Путешествуем с Любой». На экспозициях представлены также лучшие рисунки детей с Ямала, и с разных стран, где она побывала ранее: Гонконга, Чикаго с изображением мамонтенка Любы.

Подводя итоги из выше перечисленного, мы теперь можем ответить, что популярность мамонта на Ямале произошла благодаря мамонтенку Любе, которая является брендом нашего округа и, путешествуя по свету, участвуя в различных выставках и экспозиций, повествует о нашем крае всему миру.

В связи с изученным материалом мы сделали картину посвященную Мамонтам в технике «пластилиновая живопись». Работа может участвовать в различных выставках декоративно-прикладного творчества, проявляя интерес к технике и изображению мамонта.

 

 

Список литературы

1. «Детеныши мамонта» Туды зоологического института РАН, СПб 1999г

2. «Записки палеонтолога», Н. К. Верещагин, Ленинград «Наука» 1981г

3. «Исчезнувший мир» Игорь Акимушкин, Москва «Молода гвардия» 1982 г.

4. «Мамонт» А. Н. Тихонов. Вып.3, СПб 2005г

5. «По следу мамонта» А. Шапавалов, Новосибирск «Инфолио-пресс» 1999г

6. «Почему вымерли мамонты» Н. К. Верещагин, Ленинград «Наука» 1979 г.

7. «Якутский феномен: мир мамонтов» - Якутск – 2005г

8. Журнал «Вокруг света» №8 август 2011г

9. Журнал «Наука и жизнь» 5 номер 2006г

10. Журнал «Российская федерация сегодня» №22 ноябрь 2015г

11. Научный вестник ЯНАО выпуск 1

12. Www. Vikipedia.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: