Проскомидия (совершается в алтаре).




Литургия оглашенных

 

Отверзается завеса царских врат.

Каждение алтаря и храма.

Благослови, владыко.

Благословено Царство...

Ектения великая.

Молитва тайная: Господи Боже наш, Егоже держава...

Яко подобает Тебе... (возглас)

Первый антифон (из псалма 102).

Ектения малая.

Молитва тайная: Господи Боже наш!

Спаси люди...

Яко Твоя держава...

Второй антифон (из псалма 145).

Единородный Сыне...

Молитва тайная: Иже общая сия...

Ектения малая.

Яко Благ и Человеколюбец...

Третий антифон (Блаженны).

Отверзаются царские врата.

Малый вход (с Евангелием).

Молитва входа (тайная): Владыко Господи, Боже наш...

Входное: Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий...

Тропари и кондаки.

Яко Свят еси Боже наш...

Трисвятое: Святый Боже...

Прокимен.

Чтение Апостола. (Каждение).

Аллилуиарий.

Молитва пред Евангелием: Возсияй в сердцах...

Чтение Евангелия.

Ектения сугубая: Рцем вси...

Молитва прилежного моления.

Яко Милостив и Человеколюбец...

[Ектения заупокойная: Помилуй нас, Боже...

Молитва: Боже духов...

Яко Ты еси Воскресение...]

Закрываются царские врата.

Ектения об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии...

Молитва об оглашенных: Да и тии с нами славят...

Елицы оглашеннии, изыдите...

 

Литургия верных

 

Ектения: Елицы верныи, паки и паки...

Молитва верных первая.

Яко подобает Тебе...

Ектения: Паки и паки...

Молитва верных вторая.

Яко да под державою Твоею...

Отверзаются царские врата.

Иже Херувимы... (священник читает тайную молитву: Никтоже достоин...).

Великий вход.

Поминовение Святейшего Патриарха, епархиального архиерея и всех православных христиан.

Закрытие царских врат и завесы.

Яко да Царя всех подымем...

Ектения: Исполним молитву нашу...

Молитва приношения.

Щедротами Единородного Сына...

Мир всем.

Возлюбим друг друга...

Отца и Сына и Святого Духа...

Двери, двери, премудростию вонмем.

Отверзается завеса.

Символ веры: Верую во Единого Бога Отца...

Станем добре...

Милость мира...

Благодать Господа...

И со духом твоим.

Горе имеим сердца,

Имамы ко Господу.

Благодарим Господа.

Достойно и праведно...

Молитва тайная: Достойно и праведно...

Победную песнь поюще...

Свят, Свят, Свят...

Молитва: С сими и мы...

Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Аминь.

Пиите от нея еси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов.

Аминь.

Молитва: Поминающе убо...

Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся.

Тебе поем, Тебе благословим...

(Освящение Даров)

Изрядно о Пресвятей...

Достойно есть...

Священник молится: Св. Иоанна Пророка... Еще молим Тя, помяни, Господи... Еще приносим Ти словесную сию службу...

В первых помяни, Господи...

И всех, и вся.

И дождь нам единеми усты...

Аминь.

И да будут милости...

И со духом твоим.

Ектения: Вся святыя помянувше...

Молитва: Тебе предлагаем...

И сподоби нас, Владыко...

Отче наш...

Яко Твое есть Царство...

Мир всем.

Главы ваша Господеви приклоните.

Молитва: Благодарим Тя, Царю Невидимый...

Благодатию, и щедротами...

Аминь.

Молитва: Вонми, Господи...

Вонмем.

Задергивается завеса.

Святая святым.

Един Свят, един Господь...

Причастен.

(Причащение священнослужителей в алтаре).

Отверзаются царские врата.

Со страхом Божиим и верою приступите.

Благословен Грядый во Имя Господне...

Причащение мирян.

Спаси, Боже, люди Твоя...

Видехом Свет Истинный...

Всегда, ныне и присно...

Да исполнятся уста наша...

Ектения: Прости, приимше Божественных...

Яко Ты еси Освящение наше...

С миром изыдем. О имени Господни.

Господу помолимся. Господи, помилуй.

Заамвонная молитва: Благословляяй благословящыя Тя, Господи...

Буди Имя Господне...

Благословлю Господа... (псалом 33)

Благословение Господне на вас...

Слава Тебе, Христе Боже...

Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий.

Многолетие.

Закрываются царские врата и завеса.


[1] Благодать – спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни.

[2] Сочинения блаж. Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Гл. 96 // Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 2. СПб., 1856 [репринт: М., 1994]. С. 181.

[3] См.: Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. С. 61-62.

[4] Епископ (греч.– назиратель), архиерей – главный пастырь в своей епархии, пекущийся о благоустроении Святой Церкви и управляющий всем вверенным ему от Бога обществом верующих, как видно из Книги Деяний апостольских (20, 28-30); 1 Пет. 5, 2, 3; 1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 7-9.

[5] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 5. С. 14.

[6] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 137. С. 221.

[7] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 141. С. 228.

[8] Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М, 1973. С. 19.

[9] Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М, 1973. С. 19.

[10] Искушение (испытание) – здесь в смысле прельщения диавольского.

[11] Святитель Василий Великий. Письмо 199 [= epist.207, 3] // Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 238, 239.

[12] Святитель Иоанн Златоуст. Беседа после землетрясения // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896 [репринт: М., 1994]. С. 760, 762.

[13] Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // «Богословские труды», сб. 18. М., 1978. С. 11.

[14] Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // «Богословские труды», сб. 18. М., 1978. С. 14.

[15] Адама и Евы.

[16] Хор называется также лик, т. е. с греч.– собрание.

[17] Соловьев И. И. Великая ектения. М., 1911.

[18] Стихира – с греч.– что написано стихами, стихотворение. В богослужении стихирами называются песнопения, повествующие о празднуемом событии. Они поются со стихами.

[19] Стих – в богослужении это краткое изречение или песнь, избранная из Псалтири или других книг Священного Писания и предваряющая пение, чтение и некоторые молитвы.

[20] Слово 41,2// Творения. Т. 1. СПб., б. г. [репринт: СТСЛ, 1994]. С. 576; Слово 44, 5 // Там же. С. 657.

[21] Точное изложение православной веры, 23 // Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., 2002 (ПСТБИ. Святоотеческое наследие. Т. 5). С. 328.

[22] Святитель Василий Великий. К Амфилохию о Духе Святом. Гл. 29, § 73 // Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 638-639.

[23] Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2, § 20. СПб., 1899 [репринт М., 1992]. С. 87.

[24] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 301. С. 459.

[25] В дни памяти святых апостолов паримий читаются из Нового Завета – из Посланий апостольских. Поэтому при чтении их не закрываются царские врата, как при ветхозаветных паримиях.

[26] Притвор – первая входная часть храма, в древности – место кающихся и оглашенных.

[27] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 305. С. 466.

[28] В древности, когда всенощное бдение длилось всю ночь, христиане направлялись в трапезную и подкрепляли свои силы этими благословенными хлебами. В Служебнике сказано: «Ведомо (известно) же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол (болезней), аще с верою приемлется».

[29] Это прошение было особенно важным в первые века, когда христиане, исполненные благодати Святого Духа, импровизировали на молитве.

[30] Успенский Н. Д. Цит. соч., с. 39; Скаббалланович М. Толковый типикон. Вып. 2. Киев, 1913 [репринт: 1994 и др.]. С. 200.

[31] В первые века христианства был обычай после тех или иных молитвословий сидеть и размышлять о прослушанном. Из этих размышлений родились песнопения, которые получили название седальнов.

[32] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М, 1894. С. 115.

[33] Блаженный Иероним Стридонский. Против Вигилянция, [7] // Творения. Киев, 1880. Ч. 4. С. 302 (Б-ка творений св. отцов и учителей Церкви западных. Кн. 6).

[34] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 416, 417.

[35] Новая скрижаль, ч. 2, § 17.– Указ, изд., с. 117.

[36] Скабалланович М. Цит. соч., с. 289.

[37] Скабалланович М. Цит. соч., с. 289.

[38] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 275. С. 419.

[39] В древних чинах литургий народ возглашал: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед причащением Святых Тайн (см.: Апостольские постановления VIII, 13 // Постановления апостольские, через св. Климента, епископа Римского, преданные / Пер. о. Иннокентия Новгородова. СПб., 2002 [с изд.: Казань, 1864]. С. 189-190. Ср. VII, 47. С. 168).

[40] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 279 [= cap. 314]. С. 422.

[41] Святитель Ириней Лионский. Против ересей V, 8, 1 // Сочинения св. Иринея, епископа Лионского / Изд. в рус. пер. прот. П. Преображенским. СПб., 1900 [репринт: М., 1996]. С. 460.

[42] Отпуст – благословение священника на выход молящихся из храма после богослужения.

[43] Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45 [= eth. 1] // Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993 [репринт с изд.: М., 1890]. С. 396.

[44] Преп. Макарий Египетский. Беседа 14, 7 // Духовные беседы. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1904 [репринт: М., 1998 и др.]. С. 107. Ср.: Слово 14, 32 // Он же. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, grace. 694). М., 2002. С. 561.

[45] Святитель Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам, 8 // Писания мужей апостольских / Пер. прот. Петра Преображенского. СПб., 1895 [М., 2003, дополн.]. С. 305 [= 367 нижней пагин.].

[46] Слово греческое – вместопрестолие. На плате изображено положение Иисуса Христа во гроб и четыре евангелиста. В антиминс зашивается часть мощей, в напоминание того, что христиане первых веков совершали Евхаристию на гробах мучеников.

[47] Собрание писем епископа Феофана Затворника. Вып. 4. М., 1899. № 629. С. 103.

[48] В Святом Евангелии и Посланиях хлеб называется по гречески «артос», что значит «поднявшийся, вскисший», а пресный хлеб – «азимон». Апостолы употребляли квасный хлеб на Евхаристии (Деян. 2, 42, 46; 20, 11; 1 Кор. 11, 23-28; 10, 16, 17).

[49] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 54. С. 107.

[50] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125.

[51] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125-126.

[52] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 81.

[53] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 128-129.

[54] Оглашенные, т. е. оглашаемые, – люди, готовящиеся к таинству Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные от Причастия. Оглашенные присутствовали на литургии до возгласа диакона: Елицы оглашенныи, изыдите. Состав этой части службы имеет учительный, огласительный характер.

[55] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 64. С. 132.

[56] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 413.

[57] [ Григорий, иеромонах.] Литургия Божественной Евхаристии. [Божественная Литургия по святому Иоанну Златоусту / Пер. с новогреч.] //«Богословские труды», Сб. 21. М, 1980. С. 134; То же: Иеромонах Григорий (Святая Гора Афон). Литургия Божественной Евхаристии. Божественная Евхаристия по святому Иоанну Златоусту. Клин, 2001. С. 39.

[58] Эти антифоны имеют такое название потому, что входят в Последование изобразительных, или в просторечии обедницы.

[59] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 72.

[60] Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 1, 1 на Ис. 6, 1 // Творения в русском переводе. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1900 [репринт: М., 1998]. С. 380.

[61] Святитель Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся, 3 // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899 [репринт: М., 1993]. С. 485.

[62] Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1913. С. 19.

[63] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 103. С. 132.

[64] Беседа 3, 4 на Поел, к Кол. 1, 15-18 // Творения. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1906. С. 1328.

[65] Аналой (аналогий, налой) – высокий столик с наклонной крышкой.

[66] Амвон – часть солеи, напротив царских врат, выдвинутая в храм. Изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень при Гробе Господнем, с которого ангел благовестил мироносицам о Воскресении Христа.

Солея – возвышение перед иконостасом.

[67] Святитель Иоанн Златоуст. Творения, т. XI. СПб., 1905. С. 248.

[68] Литургия верных – самая важная часть Божественной литургии. Свое название получила оттого, что присутствуют при ее совершении только верные, принявшие Святое Крещение.

[69] Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии //«Богословские труды». Сб. 21. М., 1980. С. 134; Клин, 2001. С. 40.

[70] Дориносимый – греч. δορυφορούμενον – копьеносимый; указывает на древний обычай воинского триумфа (прославления), особенно после победы над противником, торжественно поднимать на щите, положенном на древки копий, своего полководца. В церковном значении это слово изображает величественное и таинственное шествие Сына Божия, сопровождаемого воинствами Небесных Сил.

[71] Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии // Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857. Ч. 3; Цит. по переизд.: Киев, 2003. С. 61 («Об исповедании веры...»). См. также кн.: Христос. Церковь. Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2002.

[72] Ширинкин А. Догматическое содержание Евхаристического канона Божественной литургии (по чинопоследованиям св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1965. Машинопись, с. 14, 15.

[73] Поучение тайноводственное пятое, 4 // Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения. М., 1900 (Репринт: М., 1991). С. 334.

[74] Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии //«Богословские труды». Сб. 21. М., 1980. С. 135; Клин, 2001. С. 41.

[75] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 89.

[76] Арсений, митрополит Киевский и Галицкий. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 1879. С. 334.

[77] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 91-92.

[78] Слово о священстве 3, 3 // Творения в русском переводе. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898 [репринт: М, 1991]. С. 425.

[79] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 338 С. 542.

[80] Ветелев Александр, протоиерей. Божественная литургия. Москва–Загорск, 1968. С. 295-299. Машинопись.

[81] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 83–84 («О том, как священник молится о Святых Дарах...»).

[82] Этот возглас вследствие его важности всегда и во всех чинопоследованиях должен говорить только священник (или епископ).

[83] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 87 («О том, что священник возглашает к народу...»).

[84] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 88 («О том, что священник возглашает к народу...»).

[85] Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 96-113 (ч. 2, гл. 4. Святая Евхаристия). Переизд.: Нижний Новгород, 1996. С. 115-138).

[86] Святитель Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам 20, 2 // Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 278 [М., 2003. С. 340 нижней пагин.].

[87] Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947 [2 изд. Париж, 1995; переизд.: М., 1999 и др.]. С. 329-330 (глава «Перенесение св. Даров на жертвенник»).

[88] Преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 101 // Добротолюбие. Т. 2. М., 1913. С. 179.

[89] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 3 («О тайне священнодействия литургии»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: