Инструктаж по технике безопасности.




ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»

ЦМК Общепрофессиональных дисциплин (ОПД)__

Специальность 32.02.01. Медико – профилактическое дело Дисциплина___Микробиология и техника микробиологических исследований Курс I_на базе СШ

Технологическая карта лабораторно - ПРАКТИЧЕСКОГО занятия № 2

 

Тема Освоение этапов алгоритма микробиологических исследований.
Место проведения: Кабинет (лаборатория) микробиологии  
Продолжительность занятия: 6 часов =270 мин
Цели занятия Формирование ПК 1.1:в части умений – подготовить рабочий стол для приготовления и окрашивания микробиологических мазков; ПК 1.1: в части умений – соблюдать правила техники безопасности и использования оборудования в ходе учебного процесса; ПК 1.2: в части умений – провести окрашивание микроорганизмов по Граму ПК 1.2: в части умений – приготовить питательную среду ПК 4.2: в части умений - производить забор биоматериала на микробиологическое исследование.  
Развитие ОК 1, ОК 2, ОК 6, ОК 13.
Знать: 1. Этапы алгоритма бактериологического метода исследования микроорганизмов. 2. Методы окрашивания препаратов для микробиологического исследования. 3. Принципы расчета навесок и особенности приготовления питательных сред. 4. Устройство микроскопа.
Уметь: 1. Соблюдать правила пожарной и инфекционной безопасности при работе с биоматериалами. 2. Рассчитать и сделать навеску питательной среды на чашечных весах. 3. Приготовить и разлить требуемый объем питательной среды по чашкам Петри и пробиркам. 4. Проводить микроскопию с иммерсией  
Информационное обеспечение: основная литература   Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельская Н.А. Микробиология.- М.: Альянс, 2012 – 512с.
дополнительная литература: Воробьев А.А. и др., Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, М., Академия, 2009. – 288 с. Мурадова Е.О. Микробиология /Е.О.Мурадова, К.В.Ткаченко/ - М.: ЭКСМО, 2009- 288с.-
организационно-распорядительная документация: 1.Инструкции по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с профилем кабинета; 2.Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета / паспорт кабинета. 3. Образцы рабочих формуляров
нормативно-правовая документация: 1.ФГОС по специальности 32.02.01 «Медико – профилактическое дело»; 2. Приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 22 апреля 1985 г № 535: Методические указания по применению унифицированных микробиологических (бактериологических методов) исследования в клинико-диагностических лабораториях.  
интернет –ресурсы: 1. https://collegemicrob.narod.ru/diagnostik/index.html 2. https://collegemicrob.narod.ru/diagnostik/tema_5.html 3. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ (www.minzdravsoc.ru); 4. https://www.consultant.ru/- нормативные документы. 5. www.med-pravo.ru – нормативные документы.
Оснащение занятия:  
Учебно-методическое обеспечение: - рабочая программа «Микробиология и техника микробиологических исследований»; -технологическая карта практического занятия «Освоение этапов алгоритма микробиологических исследований»; - рабочая тетрадь студента; - методические рекомендации для практических занятий «Микробиология и техника микробиологических исследований»
Приборы, муляжи, ТСО: - мультимедиа-презентация «Бактериологический метод исследования микроорганизмов» - питательные среды, чашки Петри, пробирки с зонд-тампонами, колбы, спиртовки, термостат, сухожаровой шкаф, эл. плитка, дезинфицирующие средства(хлорамин, перекись водорода, этиловый спирт).
Раздаточный материал: методические рекомендации для практических занятий «Микробиология и техника микробиологических исследований» 7 экз.
Подготовка студента к занятию: Перечень заданий. Повторить: лекционный материал по теме: «Физиология микроорганизмов. Методы культивирования». Самостоятельно выучить:Методы микробиологического исследования. Подготовить: реферат или слайд-презентацию по темам: «Методы микробиологического исследования», «Организация работы микробиологической лаборатории», «Бактериологический метод исследования микроорганизмов» (по выбору студента) Работа по источнику (автор, название, страницы) - Прозоркина Н.В. Основы микробиологии…Р/Д, Феникс, 2008 – С. 33-48; - Воробьев А.А. и др., Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, М., Академия, 2009. – С. 25-32 https://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/bacteriol_tema_3.html.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

№ п/п Этапы Время (мин.)*
1. Организационный момент 5
2. Сообщение темы и целей обучения. 5
  Контроль и оценка опорных знаний и умений - проведение фронтального опроса (Приложение№1) -оценка студентов по шкале (0-5 б.) 30
4. Презентация темы занятия средствами ТСО -демонстрация слайд-презентаций 50
5. Формирование ПК в условиях имитации бактериологического метода исследования микроорганизмов Практическая работа - Инструктаж преподавателя по правилам поведения в учебной лаборатории, по правилам пожарной и инфекционной безопасности. (Приложение №2) - Инструктаж преподавателя по алгоритму самостоятельной лабораторно-практической работы. (Приложение №3) - Самостоятельная лабораторно-практическая работа студентов. - Контроль и оценка деятельности студентов по шкале (0-5 б.) 160
6. Бально-рейтинговая оценка студента за практическое занятие
Этапы оценки Оценка Шкала перевода
Баллы** 10 баллов-5
Возможные Полученные
Контроль опорных знаний и умений 0-5   9 баллов-4
      8 баллов-3
Формирование ПК в условиях имитации работы микробиологической лаборатории. 0-5   7 бал ов и менее-2
Сумма баллов 0-10    
Оценка      
10
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5
8. Домашнее задание по теме: Освоение этапов алгоритма микробиологических исследований..
Перечень заданий Работа по источнику (автор, название, страницы)
Домашнее задание по теме: 1.Вопросы для самоподготовки: 1) В чем состоит сущность микроскопического метода исследования микроорганизмов? Почему этот метод носит ориентировочный характер? 2) Назовите основные части микроскопа. 3) В чем состоит особенность иммерсионной микроскопии? 4) Дайте описание методов физической стерилизации, используемых в бак. лаборатории. Какое оборудование используется для проведения физической стерилизации? 2. Составьте алгоритмы: - приготовления препарата из культуры бактерий, выращенной в чашке Петри; - окраски препарата простым способом; - окраски препарата по методу Грама. 3. Подготовить: реферат или слайд-презентацию по темам: «Морфологические группы бактерий», «Строение бактериальной клетки», «Риск и профилактика бактериальных инфекций в условиях ЛПУ» (по выбору студента) Работа по источнику (автор, название, страницы) - Прозоркина Н.В. Основы микробиологии…Р/Д, Феникс, 2008 – С. 13-26; - Воробьев А.А. и др., Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, М., Академия, 2009. – С. 11-19 -. https://collegemicrob.narod.ru/diagnostik/index.html https://collegemicrob.narod.ru/diagnostik/tema_11.html https://collegemicrob.narod.ru/diagnostik/tema_11.htmlhttps://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/bakterio.html
5
  ВСЕГО: 270

*Продолжительность этапов занятия может изменяться в зависимости от темы занятия.

**Количество баллов за этапы занятия может изменяться и определяется преподавателем.


Протокол № 2

Цель: освоить этапы алгоритма микробиологических исследований.

Задачи:

  1. Продемонстрировать знания правил ТБ
  2. Закрепить навыки окрашивания по Граму
  3. Приобрести навыки приготовления питательных сред
  4. Приобрести навыки микроскопирования с иммерсией.

Практическая часть.

Лабораторная работа № 1

Изучения устройства микроскопа

 

В микроскопе выделяют 3 части: механическую, оптическую и осветительную.

1. Механическая часть: основание (подошва, станина). На нее крепятся тубус, штатив = тубусодержатель, макровинт, микровинт, предметный столик, револьвер.

2. Оптическая система: окуляр, объективы, ввернутые в револьвер (проворачивать до щелчка!). Объективы делят на «сухие» и иммерсионные. «Сухие объективы» - 8-кратного и 40× увеличения. Иммерсионный объектив дает увеличение 90-кратное. Иммерсионной средой может быть масло (черная полоска) или дистиллированная вода (белая полоска). Такой объектив позволяет:

- значительно увеличить яркость изображения

- повысить разрешающую способность микроскопа.

Правила микроскопирования с иммерсией:

1. С помощью малого увеличения проверяем яркость света.

2. Наносим на мазок каплю иммерсионного масла.

3. Установить иммерсионный объектив вращением револьвера по часовой стрелке.

4. Глядя сбоку, макровинтом «от себя» опускаем объектив до погружения в масло.

5. Глядя в окуляр, медленно, макровинтом «на себя», поднимаем тубус до появления четкого изображения.

Уход за микроскопом

1. Поверхность линз очищается сухой марлевой салфеткой.

2. Не касаться линз руками.

3. После работы иммерсионную систему и столик микроскопа очистить от масла мягкой тканью.

4. Переносить микроскоп обязательно двумя руками, чтобы не повредить штанги макровинта.

 

Лабораторная работа № 2

Приготовление питательных сред.

Оснащение:

1. Навески сухой питательной среды

2. Колбы

3. Дистиллированная вода

4. Электрическая плитка

5. Чашки Петри

Ход работы:

1.Приготовить питательную среду в соответствии с инструкцией на упаковке.

2. Разлить питательную среду в чашки Петри:

а) чашки ставят крышкой вверх у зажженной спиртовки.

б) сосуд со средой берут в правую руку, держа его у огня.

в) левой рукой вынимают пробку, зажав её мизинцем и ладонью.

г) обжигают горлышко сосуда и двумя пальцами левой руки слегка приоткрывают крышку.

д) вводят под неё горлышко флакона, не прикасаясь им к краю чашки.

е) наливая среду, следят, чтобы она равномерно распределилась по дну чашки (высота слоя 0,25 – 0,3 см).

и) если образовались пузырьки, к ним подводят пламя спички, они лопнут.

Форма отчетности: составить и записать в рабочей тетради алгоритм приготовления питательной среды, и представить преподавателю.

 

Лабораторная работа № 3

Изучение этапов алгоритма МБИ

1 этап Предварительное МБИ Окраска по Граму Посев на питательные среды: универсальную и дифференциально диагностическую.  
2 этап Изучение культуральных признаков колоний Подсчет выросших колоний Описание колоний по схеме Окрашивание мазка чистой культуры Пересев на селективные питательные среды.  
3 этап Изучение биохимических свойств Определение ферментативной активности по изменению селективных питательных сред Изучение подозрительных колоний    
4 этап Определение чувствительности к антибиотикам диско – диффузионным методом      

 

 

Приложение 1

 

Вопросы для контроля опорных знаний по теме:

 

1. Дайте характеристику морфологическим группам бактерий: кокки (микрококки, диплококки, стрептококки, тетракокки, сарцины, стафилококки), палочки (неспорообразующие бактерии, бациллы, клостридии), извитые (вибрионы, спириллы, спирохеты), ветвящиеся (актиномицеты).

2. Опишите строение бактериальной клетки: основные компоненты клетки (оболочка, цитоплазма, нуклеоид), зашитные структуры (спора, капсула), дополнительные структуры (жгутики, пили).

Приложение №2

Инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения в учебной лаборатории микробиологии:

1. В помещение лаборатории нельзя входить без специальной одежды: халата, шапочки, сменной обуви.

2.В лаборатории запрещается пить, принимать пищу, пользоваться косметикой.

3. Необходимо строго соблюдать инструкции преподавателя и алгоритмы работы.

4. Если разбилась посуда, содержащая микроорганизмы (пробирка, чашка Петри), немедленно производится обеззараживание предметов, одежды, стола и помещения 3% перекисью водорода или 70% этиловым спиртом.

5. Во время лабораторно-практической работы запрещается трогать руками лицо, рот, глаза, нос.
6. После окончания работы руки тщательно моются, поверхность рабочего стола дезинфицируется.
7. По окончании занятия проводится влажная уборка с 1% раствором хлорамина.

Правила работы со спиртовкой:

1.Запрещается заправлять спиртовку вблизи устройств с открытым пламенем.

2.Не заполнять спиртовку горючей жидкостью более чем наполовину объема резервуара.

3. Нельзя перемещать или переносить спиртовку с горящим фитилем.

4.Категорически запрещается зажигать фитиль спиртовки посредством другой спиртовки, зажигалкой.

5. Перед зажиганием спиртовки необходимо приподнять фитиль для выхода паров спирта.

6.Заправлять спиртовку только этиловым спиртом.

7.Гасить пламя спиртовки только посредством колпачка.

8. Дуть на пламя категорически запрещено.

9.Не держать на рабочем столе, где используется спиртовка, легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные воспламеняться от кратковременного воздействия источника зажигания с низкой тепловой энергией (пламя спички, спиртовки).

10.Помещение, в котором производится работа со спиртовкой (спиртовками) должно быть оснащено первичными средствами пожаротушения, например, порошковым огнетушителем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: