Лексика (от греч. lexicos - «словарный, словесный») - это совокупность слов, входящих в состав языка.
Слова выполняют определенные функции:
· Номинативная, или дефинитивная, функция.
· Функция обобщения
· Коммуникативная функция
· Слово выражает оценку субъекта
М.Б.Елисеева О лексическом развитии ребенка раннего возраста/Логопед в детском саду. – 2006.-№ 1.- 10 с.
«Речевые стили детей»:
1) Референциальные дети (среди первых слов преобладают слова, обозначающие объекты)
2) Экспрессивные дети (используют слова, обеспечивающие взаимодействие)
Особенности лексики детей раннего возраста (По материалам М.Б.Елисеевой):
Словарь маленького ребенка состоит в основном из существительных и глаголов. Основные группы слов относятся к лицам, окружающим ребенка (мама, папа, и др., собственные имена), птицы и животные (мяу, Катя, ку-ку,), природные явления (кап- кап), игрушки (ляля, мячик), еда (ам-ам, пить, молоко), сон (бай-бай), движения, прогулка (топтоп) одежда и обувь (платье, тапочки, шапка), падение чего-либо (упа), исчезновение чего-либо (тю-тю), место (там), транспорта, предметы в доме (би-би, сося) и некоторые другие.
Протослова – устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки – всё интересное; ть – желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа – горячо, опасно.
«Язык нянь» – языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.
«Застывшие фразы» – выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! – вот так!; маня – мама Аня, баби – баба Ира.
Лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова: ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) – яблоко, персик, слива; дай – возьми; требование сделать что-нибудь: дай бай-бай мама («дай спать мама», т.е. хочу спать с мамой).
Детская омонимия – совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми – мишка, мышка, мыло; така – травка, трактор; тя – чай, ставь; мака – маленький, масло, мясо.
Игровые переименования – сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: шапочка – о стаканчике, надетом на голову; Это наперсток – о пустой головке от мака, надетой на пальчик.
Лексико-семантические инновации – употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексикосемантических инноваций: расширение значения слова: посолить творог; бельчата – об аистятах; семья бананов; большой гольф, длинный карман; уже он пожарился (о вскипевшем чайнике); громко меня качай; сужение значения слова: Я не человек, я девочка; Буду банан и фрукт;
образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Настоящие коробочки получились – о куличах, сделанных с помощью коробочки из-под масла; Видишь, как кричит! – перебирая зубчики расчески; Чего она такая голенькая? – развернув конфету; небо летит; елка – о кактусе; Тут у меня песочница – о скоплении песка в своих карманах; Биби один рук, один зуб – об экскаваторе.
Ассоциативные замены: смешение паронимов: подружка вместо ватрушка, сундучок вместо значок, бантик вместо фантик; смешение антонимов: закрыть вместо открыть, включить вместо выключить, смелый вместо трусливый, случайно вместо нарочно.
Количественный состав словаря |
По данным Е. А. Аркина | |
1 год | 9 слов |
1 год 6 мес. | 39 слов |
2 года | 300 слов |
3 года 6 мес. | 1110 слов |
4 года | 1926 слов |
6 лет | 4000 слов |
По данным В. Штерна | |
1 год 5 мес. | 100 слов |
2 года | 300 – 400 слов |
3 года | 1000 – 1100 слов |
4 года | 1600 слов |
5 лет | 2200 слов |
По данным Ш. Бюллера | ||
Возраст | Минимальный запас | Максимальный запас |
1 год | 3 слова | 58 слов |
1 год 5 мес. | 44 слова | 383 слова |
2 года | 45 слов | 1227 слов |
2 года 6 мес. | 171 слово | 1509 слов |
Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (слова, которые ребенок знает, понимает их значение) и активный словарь (слова, которые ребенок использует в общении с окружающими). В норме пассивный словарь преобладает над активным. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развития общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря.
Вопрос: последовательность формирования обобщающей функции слова
Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:
Стадия | Возраст | Степень обобщения |
от 1 до 2 лет | обобщенные имена и названия единичного предмета; дети усваивают слова, соотнося название только с конкретным предметом, таким образом, слова являются для них такими же именами собственными, как и имена людей; | |
2 года | ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающие значения наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных; | |
3 года | начинают усваивать слова второй степени обобщения, обобщающие родовые понятия («игрушки»,), передающие обобщенно название предметов, действий, признаков в форме имени существительного («полет», «чернота»); | |
5-6 лет | дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения («растение» - «деревья», «цветы»; «движение» - «бег», «плавание»,; «цвет» - «чернота», «белизна»), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения. |
А.И. Лаврентьева, изучая особенности лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
На 3 этапе ребенок осознает сходство опред. элементов ситуации и объединяет лексемы втематические группы. |
На 4 этапе происходит преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. |
На 2 этапе формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы - ситуационные поля. |
На первом этапе словарь ребенка представляет собой бессистемный набор лексем. |