Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась в авилумам. Свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Законы Хаммурапи лишь в статье 202 различают «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяют разную степень их ответственности за совершение поступка. Во всех статьях Законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.
Полноправные граждане (государственные и храмовые чиновники, купцы, писцы, жрецы, ремесленники и землевладельцы) являлись членами народного собрания, принимали участие в культовых обрядах местного храма и имели право на получение определенной доли храмовых доходов. В юридическом отношении полноправные граждане считались равноправными, и их статус был наследственным.
Кроме свободных граждан в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы («склоняющийся ниц»). Они работали в царском хозяйстве. Мушкенумы не имели земли в собственности, но обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Из Законов следует, что мушкенумы имели имущество и рабов, их права, как собственников, строго защищались. Их имущество охранялось законом более строго, ведь оно фактически есть составная часть царского имущества, за похищение которого преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.
|
Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.
Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи – с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.
Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. За долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.
|
Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.
В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н.э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.
Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Брак считался законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей. Семья была моногамной и супружеская неверность со стороны жены каралась смертью. Однако положение замужней женщины нельзя считать абсолютно бесправным. Законы охраняли честь, здоровье, достоинство женщины. Жена в отдельных случаях сохраняла право распоряжаться имуществом, взятым в качестве приданого, принадлежали ей и подарки, сделанные мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги мужа, сделанные им до вступления в брак. В случае смерти супруга жена распоряжалась семейным имуществом до достижения детьми совершеннолетия. Если умерший супруг был дворцовым рабом, вдове – свободной женщине – полагалась лишь половина имущества, но дети свободной не становились рабами. Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми. Детей часто продавали в рабство.
|
Законы Хаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети, независимо от пола, могли стать наследниками родительского имущества, хотя в первую очередь учитывались интересы старшего сына. Полноправными владельцами семейной собственности дети становились после смерти главы семьи, хотя если они брали на себя обязательство содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким-либо причинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозило преступнику смертной казнью.
Рабство
Важное место в Вавилонском обществе занимал класс рабов. Рабы являлись полной собственностью своих хозяев, и по отношению к ним, у них были лишь одни обязанности, но никаких прав. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали в наем, дарили, не учитывая при этом их семейного положения. Они имели ряд отличий: это могли быть табличка на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Частым наказанием раба было отрезание ему уха. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское положение, но зато их жестоко наказывали.
Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, их дети считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.
Рабами владели храмы, частные лица, а также царь. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, состоятельные граждане владели тремя – пятью рабами. Крупные деловые дома владели десятками, а иногда даже сотнями рабов. Однако в количественном отношении рабов было меньше, чем юридически свободных. Когда хозяева не могли использовать труд рабов в своем хозяйстве или считали невыгодным, рабы нередко получали некоторое имущество (пекулий) с уплатой определенного оброка своему хозяину. Пекулий состоял из движимого (деньги, скот и т.д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого был хозяин раба. Этим имуществом раб должен был воспользоваться, прежде всего, в интересах своего господина. Величина оброка раба господину колебалась в зависимости от имущества раба, но в среднем в денежном исчислении он составлял 12 сиклей (85 г.) серебра. Для сравнения можно отметить, что такую же сумму составляла средняя годовая плата взрослого наемного работника, независимо от того, был ли он свободным или нет. Сам раб стоил около 60 – 90 сиклей серебра.
Длительное развитие классового общества в Месопотамии привело к существованию сложных и внешне противоречивых форм общественной жизни. Так, в I тысячелетии до н.э. в Вавилонии было немало рабов, имевших семьи, владевших домами и значительным имуществом, которым они могли распоряжаться, например, закладывать, сдавать в аренду или продавать. Рабы могли также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении различных деловых сделок. Кроме того, они могли судиться со свободными, разумеется за исключением своих хозяев. Неудивительно, что такие рабы покупали для работы в своих хозяйствах других рабов, а также нанимали других рабов и свободных. Однако, эти богатые рабы не могли выкупиться из рабства, так как право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. И чем богаче был раб, тем невыгоднее было хозяину отпускать его на свободу.
Естественно, в таком относительно привилегированном положении находилось меньшинство рабов, а большая их часть работала под присмотром своих хозяев и не владела никаким имуществом. Наиболее непокорных рабов, неоднократно совершавших побеги, держали под особым надзором в специальных работных домах, где был установлен тюремный режим.
Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям, с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.
В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан противоречило интересам самого государства. Этот процесс приводил к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.
Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности.
Существование института рабства накладывало глубокий отпечаток на социальные отношения, идеологию, право и психологию общества.