Урок 51. Петр Великий. организационная структура (сценарий) урока
Урок 51. Петр Великий
Цели деятельности учителя
| Создать условия для ознакомления учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербурга; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Пет-
ра I, его реформах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
| Тип урока
| открытие нового знания
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями):получат возможность научиться работать с учебником, историческими документами, организовывать рабочее место.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные:осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
| методы и формы обучения
| объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная
| Образовательные ресурсы
| https://download8.proshkolu.ru
https://festival.1september.ru/articles/576855/
| Оборудование
| Интерактивная доска, компьютер; фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга; схема «Реформы Петра I»; историческая карта
| Основные понятия
| Петр Великий
|
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия
на уроке
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Промежуточный
контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
| Читает стихотворение:
И снова урок истории –
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слез и горя
Впитала книжная строка!
– О каком городе написал свое стихотворение «Медный всадник» А. С. Пушкин? (О санкт-Петербурге.) Кто основал этот город? (Петр I.)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред нимшироко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
| Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
| Фронтальная, индивидуальная
| Коммуникативные:
высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
| Устные ответы,
организация рабочего места
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
| Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
–Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую – Санкт-Петербург
|
|
| |
| II. Актуализация опорных
знаний
| Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Дидактическая игра «Неотосланная депеша».
| – Какие опасности угрожали России в начале XVII века?
– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
– Когда в России начали править цари из рода Романовых?
– Кто мог сказать такие слова?
1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)». (Кузьма Минин.)
2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве». (Иван Федоров.)
3. «И повел я войско навстречу Ахмату». (Иван Грозный.)
4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».
(Дмитрий Пожарский.)
| Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Участвуют в дидактической игре
| Фронтальная, индивидуальная.
Коллективная
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| III. Изучение нового материала
| Рассказ учителя.
Работа по учебнику
| Рассказывает о Петре I .
– Прочитайте текст «Царь-преобразователь» в учебнике (с. 95–97). Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим?
вместе с учащимися составляет схему .
– Давайте совершим заочную экскурсию в северную столицу и познакомимся с ее достопримечательностями.
– Прочитайте текст (с. 98–100). Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложно: болотистая местность, необжитые края.)
– Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.)
К тексту учебника учитель может добавить сведения.
– Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем. К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город
| Внимательно слушают.
читают текст,
отвечают на вопросы, составляют схему.
Внимательно слушают
| Фронтальная, индивидуальная
| и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение собеседника.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| IV. Вклю-
чение в систему знаний и повторение изученного
| Фронтальный опрос.
Беседа.
Задания из электронного приложения к учебнику
| – Московское государство использовало город Архангельск как выход на европейские торговые пути.
В чем было неудобство такого пути?
– Петр I открыл путь через Баренцево море. В чем этот путь был удобнее?
проводит беседу по вопросам:
– Какое прозвище получил Петр I в истории России?
– Во сколько лет был провозглашен Петр царем?
– Какое любимое увлечение было у Петра?
– Как назывался его полк?
– Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?
– Назовите главные черты характера Петра I.
– Какие реформы провел Петр I?
– Когда был заложен город на Неве?
– Назовите главную улицу Санкт-Петербурга.
– Почему город имеет такое необычное название?
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
| Отвечают на вопросы.
Выполняют задания
| Фронтальная.
Индивидуальная
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку,волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
| Устные ответы,
выполненные
задания
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| V. Итоги
урока.
Рефлексия
| Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
| – Какие черты характера Петра Великого вам больше всего понравились. Почему?
– Какие из них вам бы хотелось развить в себе? Для чего?
Что для этого нужно делать?
– Какова значимость данной информации лично для каждого из вас?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
| читают вывод в учебнике (с. 100).
Отвечают на вопросы
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
| Устные ответы
| VI. Домашнее задание
| Комментарий учителя
| Учебник, с. 94–100. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание: I вариант – а, II вариант – б, III вариант – в
| Задают уточняющие вопросы
| Фронтальная
| Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
|
|
Ресурсный материал
|
Поиск по сайту:
|