Казинник Михаил Семёнович. Видео лекции .




На картине изображено создание всего живого. Так как художник очень любил море, то он воодушевил эту картину именно с ним. Море, лучи солнца и силуэт, который напоминает человеческий образ. Глядя на картину, видно, что тьма постепенно расходится под действием солнечных лучей и в части яркого неба виднеется образ Создателя. Он руками разводит тьму, и она постепенно исчезает, морская вода становится спокойнее, что обозначает начало возрождения всего живого.

Вскоре его картины стали расходиться по всей Европе. Марины русского художника будили в людях светлые, радостные чувства. Люди уже не спорили, какими красками и каким методом создает художник свои полотна. Им это вовсе не нужно было знать. Они видели только чистую, безмятежную лазурь неба, зовущие, пленительные в своих вечно изменчивых красках морские дали, золотое и алое солнечное сияние и таинственное лунное серебро. И все это было в счастливом, гармоническом сочетании, во всем проглядывала светлая, жизнелюбивая душа художника, восторженно славящая вечную красоту природы.

9. «Девятый вал».

Одна из самых известных и красивейших картин русского художника-мариниста «Девятый вал» была написана Иваном Айвазовским в возрасте
33 лет, когда он уже находился на пике своей популярности и на вершине творческого успеха. [14]

К тому времени, когда Айвазовский вот-вот должен был очередной раз вдохновиться бушующим видом моря, им уже был куплен небольшой и уютный домик в Феодосии, близ побережья Чёрного моря, где художник любил часто прогуливаться и общаться с моряками. На очередной такой прогулке он вновь разговорился с матросами, служащими на небольшом судне, которые рассказали ему любопытное поверье, ставшее основой сюжета для картины «Девятый вал». [14]

Как гласит легенда, с древних времён среди моряков принято считать,
что во время бури самой губительной волной является девятая — самая сокрушительная и не знающая пощады, которая не оставляет живых и одинаково жестока как к животному, так и к человеку. Услышав эту историю, Айвазовский задумал изобразить на холсте противостояние человека грозной морской стихии, когда он находится на последней стадии борьбы, буквально уже изнемогая от битвы, но ещё сохраняя надежду, и с верой глядит на горизонт, где небо будто уже начинает разъясниваться, неся долгожданную пощаду и избавление.

На своей новой картине Айвазовский изобразил море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение, у коих остался только обломок мачты, за которую они исступленно хватаются, готовясь встретить смертоносную девятую волну.

С мастерством, которым художник снискал звание академика и славу первого живописца России, Айвазовский особенно чётко, при помощи игры со светом, прорисовывает борьбу бушующего моря и цепляющихся за жизнь людей. Одновременно с явным драматизмом сюжета мастер словно даёт зрителю надежду, рисуя восходящее солнце, которое своими ласковыми золотисто-розовыми лучами пронзает водную гладь и словно успокаивает героев трагичного путешествия.

Каждая деталь на произведении искусства будто живёт своей жизнью, находясь в постоянном движении: волны вот-вот готовы обрушиться с холста на зрителя, фигуры четырёх людей, замершие в предчувствии гибели, крепче хватаются за мачту, а занимающееся над горизонтом солнце уже начинает греть замёрзшую кожу и золотить поверхность бунтующего моря.

Осенью 1850 года он выставил ее в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Смотреть «Девятый вал» приходили по многу раз, как когда-то ходили на «Последний день Помпеи». [4]

Увидел «Девятый вал» и девятнадцатилетний юноша Иван Шишкин, незадолго до этого приехавший в Москву из Елабуги. [14] Долго стоял он зачарованный ярко-зеленым цветом волн, золотистыми и розовато-лиловыми отблесками от пробивающегося сквозь туман солнца.

Юноша не мог оторвать взгляд от чудо-полотна. Он явственно слышал гул моря. И этот гул, казалось, сливался с гулом вековых сосен в родных лесах под Елабугой…

И, может, именно в эти мгновения духовно рождался еще один замечательный русский художник…


 

II. Глава 2.

1.Выбор темы.

Мне 16 лет. Я живу в Кронштадте. Учусь в Кронштадтской художественной школе имени М. К. Аникушина. Почти каждый день, по пути
в художественную школу, я прохожу мимо памятника великому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому, написавшему за свою жизнь
более 6000 картин, большинство которых стали признанными шедеврами русской живописи XIX века. [1]

В своей исследовательской работе мне захотелось изучить и понять именно этого великого художника. Хоть на йоту приблизиться к разгадке
его феноменальной способности ТАК изображать море, которое я тоже вижу каждый день. Можно ли в совершенстве овладев мастерством рисования (живописи) запечатлеть постоянно меняющуюся, дышащую стихию?
В чем секрет того, что море на картинах Айвазовского производит грандиозное, непередаваемое словами впечатление? Впечатление, которое можно выразить, пожалуй, только языком музыки гениальных композиторов. Недаром на памятнике указка и палитра в руке художника напоминает смычек и скрипку, на которой Айвазовский замечательно играл. [1]

 

 

2. Создание картины.

Для меня картина начинается с образ, который рождается в голове и подталкивает тебя к чистому холсту. После начинаются поиски сюжета, оболочки, которая в полной мере сможет передать мои мысли и чувства зрителю. В поисках сюжета для картины я вместе с подругой и учителем отправилась на берег финского залива. И повернувшись спиной к урбанистическим пейзажам, каменным джунглям мы увидели распахнувшиеся просторы чего-то самостоятельного, сильного, искрящегося всевозможными оттенками. Для меня стало открытием, что ранней осенью море особенно красиво и таинственно. Тебя окружает красота, которую можно не только увидеть, но и почувствовать, втянув в себя воздух. Я одурманенная магией морской стихии, шла вперед и, остановившись, осознала, что в голове уже сложился сюжет картины. Будто взаправду я видела, как парусник одиноко раскачивается на прозрачных волнах, как Талбухинский маяк теряется в синеющей дымке горизонта. Через некоторое время эскиз был готов.
Сделав, несколько снимков мы отправились по домам. Дома рассматривая фотографии, я задумалась. На берегу очень часто бывает много туристов, которые фотографируют себя, корабли, море, закат, но, на мой взгляд фотки не позволяют передать то, и так как художник. Для меня фотография как очень похожая на человека кукла красивая, занимательная, а картина это и есть человек. Чтобы написать картину я на несколько минут погружаюсь в себя: закрываю глаза, и вновь фантомно слышу пульс моря, вижу красивый пейзаж, слышу чудный присущий только этому месту запах, а потом вновь открываю глаза и начинаю писать.

 

 

III. Заключение.

Действительно, если речь идёт о явлениях природы или всём многообразии человеческих дел и гений познаёт их сущность путём открытия управляющих ими законов и движущих ими сил – перед нами гениальный учёный или научный гений. Познавший природу человека и научившийся проникать в сущность слов, за скрывающую её оболочку и делать зримыми движения человеческой души – гениальный писатель, поэт или драматург. Связавший познанные им законы гармонии с миром природы и людских страстей и овладевший умением выразить все это в звуках, пластических формах или зрительных образах – гениальный композитор, музыкант, скульптор или живописец. Познавший законы военного искусства, природу людей и научившийся ими управлять – гениальный полководец...

Живут они вроде совсем рядом, но большую часть времени проводят совсем в другом мире. В мире сущности или объективной истины, скрытом глубоко под поверхностью видимого воочию и расстояние от них до людей, живущих обычными своими житейскими радостями и горестями, так же велико, как глубина той пропасти, в которой, если верить Демокриту, и находится истина. Или можно представить их в виде звезд, до которых, кажется, совсем рядом, подать рукой. И только глядя в телескоп, начинаешь понимать всю невообразимость глубин космоса. Но точно так же, как самые дальние звезды продолжают светить нам, даже давно погаснув, дела и творения гениев остаются с нами долгие века после того, как их не стало. Не напрасно, видимо, и дали им древние имя этой вечной и неуловимой субстанции – духа, что и значит по латыни гений. И в отличие от Человека мыслящего назвали его Человек творящий, гуманный и моральный.

Так кто же он такой Великий Художник? Приходят на ум слова из выступления моего любимого современника музыканта – скрипача Михаила Семёновича Казинника, сказавшего о Бахе: «Когда я говорю о нём «великий» – то для меня этот эпитет означает «огромное вместилище, океан, космос…»

Можно ли все вышесказанное отнести к великому художнику Айвазовскому? На мой взгляд, безусловно.

 

 

IV. Список литературы:

1. Айвазовский Иван Константинович. Мемуары.

2. Вагнер Лев Арнольдович «Айвазовский», Детгиз,1958

Казинник Михаил Семёнович. Видео лекции.

4. Каменский Сергей, «К вопросу о природе таланта и гениальности», «Проза.ру», https://www.proza.ru/2010/01/30/1489.5. Кречмер Э., «Гениальные люди», М., Гуманитарное Агентство «Академический проект», 1999.

6. Ланге-Эйхбаум В., «Гениальность, безумие и слава», https://mybiblioteka.su/tom2/4-17346.html.

7. Ломброзо Ч., «Гениальность и помешательство», «Лит мир», https://www.litmir.me/br/?b=537002&p=1.

 

V. Приложения

Приложение 1.

Автор проекта художник Владимир Гаревой. Кронштадт. 2007 год.


 

Приложение 2.

Портрет И. К. Айвазовского». Художник Алексей Васильевич Тыранов.

 

 


 

Приложение 3.

Акварель «Крестьянский двор».


 

Приложение 4.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1833 год.

 

 

Приложение 5.

И. Айвазовский «Этюд воздуха над морем» 1835 год.

 


 

Приложение 6.

«Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)» 1877 год.

Кронштадт.

 

Приложение 7.

И. Айвазовский «Берег моря ночью» 1838 год.

 


 

Приложение 8.

Закат над Ялтой. 1839 год.

 


 

Приложение 9.

И. Айвазовский «Вид Керчи» 1839 год.

 

 


 

Приложение 10.

И. Айвазовский «Морской берег». 1840 год.


 

Приложение 11.

И. Айвазовский «Лунная ночь в Крыму». Гурзуф. 1839 год.

 

 

Приложение 12.

И. Айвазовский «Неаполитанский залив в лунную ночь». 1842 год.

 

 


 

Приложение 13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: