Целостный педагогический процесс включает в себя воспитательную работу, назначением которой является создание условий для самоопределения, самореализации и самодвижения личности.
Воспитательная работа - это сумма целенаправленных, специально организованных стимулирующих действий воспитателей и ответных действий воспитуемых, отвечающих цели и ряду задач.
Анализ государственных документов Российской Федерации, определяющий развитие образования, а также передовой педагогический опыт позволяет заключить, что " целью воспитательной работы является создание условий для формирования всесторонне развитой личности, а также удовлетворение ее дополнительных потребностей".1
Закон Российской Федерации об образовании. - М., 1996г.
Важнейшими задачами воспитательной работы являются:
- "реализация потенциала воспитательной системы;
- создание специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, духовной атмосферой, традициями, ритуалами;
- активное овладение богатствами человеческой культуры, формирование основ мировоззрения;
- развитие политической культуры и общественной активности;
- выработка сознательного отношения к учению, удовлетворение разнообразных интересов, запросов учащихся;
- воспитание общечеловеческой морали;
воспитание трудолюбия, расширение политического кругозора, подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание основ эстетической культуры;
- выработка умения культурно и целесообразно проводить свободное время".2
Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г. - С.93
Данные задачи реализуются во взаимосвязи. Воспитательная работа делает педагогический процесс непрерывным, целостным, позволяет включать учащихся в совместную деятельность со взрослыми; обеспечивает восприятие социального опыта старших, способствует нравственному становлению школьников.
Содержание воспитательной работы выходит за рамки школьных учебных программ и реализуется с учетом возраста учащихся, из интересов и запросов. Ведущая роль в овладении содержания данной работы принадлежит учителю.
Анализ исследований Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина, Т.КСологубовой, и др. дает основание утверждать, что в современной теории и практике воспитательной работы основными принципами являются следующие:
1. "ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
2. принцип субъективности - педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать своё "Я" в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;
3. третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономности неповторимой личности ребенка".3 Данный принцип гласит - принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, сохранение по отношению к каждому ребенку уважение к его личности. Данные принципы существуют в единстве.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. - М., 2000г. - С.199
В воспитательной работе преобладают практические занятия, игры, имеет свои формы проверка и оценка воспитательной работы, ее поэтапная корректировка.
В зависимости от целей, задач и содержания воспитательной работы различают ее массовые, групповые и индивидуальные формы.
I. Массовые формы: диспуты, тематические вечера, утренники, конкурсы, викторины и др.
II. Групповые формы: предметные кружки; кружки детского творчества, художественной самодеятельности и др.
III. Индивидуальные формы: внеклассное чтение, обучение игре на музыкальном инструменте, подготовка юного экскурсовода, индивидуальные занятия по труду и др.
В воспитательной работе можно выделить следующие основные направления воспитания личности в школе:
1. Умственное воспитание и образование. Как и другие направления, направлено на реализацию основной цели воспитания. Заключает в себе овладение системой знаний об окружающем мире и человеке, развитие познавательных потребностей и интересов, формирование целостного и ценностного мировоззрения, развитие творческого мышления, способов познавательной деятельности и т.д.
2. Нравственное воспитание, по мнению А.С.Макаренко, отражает преимущества определенного образа жизни, охватывает широкий круг свойств и характеристик, определяющих в своей совокупности социальную позицию личности, стержень ее духовной сущности.4 Выступая в единстве с другими сторонами воспитания, нравственное воспитание обращено к целостной личности, вносит решающий вклад в процесс ее всестороннего, гармонического развития.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса личности в обществе. //Соч. Т.5. - М.,1960. - С.123, 128
3. Физическое развитие и воспитание влияет на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, укрепление его здоровья, расширение границ творческих возможностей; развитие потребности заниматься физкультурой и спортом, воспитание индивидуальной физической культуры.5
Педагогика. /Пол ред. Баранова С.П. - М.,1986. - С.274
4. Трудовое воспитание и экономическое образование направлены на развитие технических способностей, экономического мышления, положительного отношения к трудовой деятельности, формирование рыночного сознания, овладение системой знаний, умений и навыков в современной экономической сфере и т.д.6
Макаев В.В. Педагогика: Курс лекций для студентов. Ч. 2. - Пятигорск, 1992. - С.113-116
5. Эстетическое воспитание приобретает огромное значение в связи с появлением инновационных школ, основными направлениями которых становятся воспитание "экологов-гуманистов"; "защитников природы, как базового элемента мироздания" и т.д. В его основу кладут "развитие потребностей в эстетической деятельности и художественных задатков, склонностей, приобщение к красоте в природе и обществе, искусстве и труде, быту и отношениях человека, формирование и развитие индивидуальной эстетической и художественной культуры каждого учащегося".
6. Воспитание культуры жизненного самоопределения - новое направление. В его основе "помощь в освоении культуры своего народа, семьи; поддержка культуры личного общения и взаимодействия в различных сферах жизни; осознание своих способностей и возможностей, умение использовать свой творческий потенциал и реализовать его в современных условиях жизни, развитие индивидуальной культуры и ее совершенствование".7
См.: там же. - С.113-114
Однако, нельзя не отметить постоянное расширение спектра направлений воспитательного процесса. Наряду с выше перечисленными базовыми направлениями, в настоящее время появляются новые, которые в свою очередь отражают запросы современного общества, удовлетворяют требованиям к человеку XXI века. Их характеристика дана в контексте вопроса об инновационных воспитательных системах.
Таким образом, рассмотрев основные положения воспитательной