Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192-96, являющийся международным стандартом СНГ.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные знаки. Расположение надписей на маркировке приведено на рисунке 2.1.
1 ,
2 – манипуляционные знаки и предупредительные надписи; 3 - порядковый номер в партии и общее число мест в партии груза; 4 - наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 - наименование пункта перегрузки; 6 - надписи транспортных организаций; 7- объем грузового места (для экспортных грузов); 8 - габаритные размеры; 9 - масса брутто; 10 - масса нетто; 11 –страна - изготовитель; 12 - наименование пункта отправления; 13 – наименование грузоотправителя. (пунктирные блоки обозначают необязательные надписи).
Манипуляционные знаки – это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТУ. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки и этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.
Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например, «За обвязку не поднимать».
Способ нанесения маркировки должен обеспечить его сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковке) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.
Транспортная маркировка наносится на государственном языке и иностранном, указанном в заказе – наряде внешнеторгового объединения. При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в наряде.
Транспортная тара- вид упаковки для защиты товаров в потребительской таре от внешних воздействий при перегрузках, транспортировке, хранении, а также повышения эффективности этих операций
По кратности использования транспортную тару классифицируют как разовую и многооборотную, по стабильности размеров она делится на жесткую и мягкую. В зависимости от упаковываемой продукции, существует тара для жидкостей, сыпучих продуктов, штучных грузов. Способ изготовления дает разделение на сварную, склеенную, выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, вспененную тару.
Классификация по материалам: тара из гофрокартона, ПЭ, ПВХ, ПП, ПС, дерева, металла; по компактности: неразборная, разборная.
Жесткая транспортная тара – это лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики, тара с использованием пенопластов. Основные качества этого вида тары - высокая прочность, сопротивление динамическим нагрузкам, длительный срок эксплуатации, красивый внешний вид, удобство для штабелирования.
Для сыпучих пищевых и непищевых продуктов более востребована мягкая транспортная тара: мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнер, упаковка из термоусадочной пленки. Такая тара прочна и удобна при разгрузке, а освобожденная от содержимого, она мало весит и занимает минимальное количество места в транспортных средствах.
В последнее время коробки из гофрокартона, паллеты и поддоны, пластиковые контейнеры все чаще снабжают дополнительной упаковкой из термоусадочной пленки. Особенно широко этот вид транспортной тары применяется в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской промышленности.
Поддоны и контейнеры еще называют «тарооборудованием», поскольку этот вид транспортной тары позволяет доставлять товар с предприятия-изготовителя или склада сразу в место реализации без дополнительных манипуляций. По пути следования поддон выполняет функции тары, а в торговом зале он становится торговым оборудованием, заменяя собой стеллаж или прилавок. Больше всего поддоны используются в торговле пищевыми продуктами и изделиями текстильной, химической, парфюмерной промышленности.
Поддоны долговечны, мало весят и легко штабелируются. Их очень легко обрабатывать горячей водой и паром.
Существующая нормативно-техническая документация определяет тару как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Транспортная тара – самостоятельная транспортная единица, которая предназначена для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции.
При организации логистического процесса очень важно учитывать, из какого материала изготовлена используемая в процессе перевозки тара: из стекла, дерева, металла, полимера, бумаги, картона. На каждый вид тары существует свой нормативный документ. Например, ящик – это жесткая или полужесткая тара. Она обычно имеет форму параллелепипеда и может снабжаться крышкой. или без нее, изготовленная из дерева, металла, пластмассы, картона.
Поддон или паллета – это горизонтальная площадка, специально придуманная для проведения погрузочно-разгрузочных работ с помощью вилочного погрузчика. Поддоны могут быть плоские, стоечные, ящичные; их делят на однонастильные, двухнастильные; разборные, неразборные.
А вот грузовым контейнером можно назвать такой элемент транспортного оборудования, который используется многократно на одном или нескольких видах транспорта и предназначается для перевозки и временного хранения грузов. Контейнер должен быть оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, иметь постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции разных типов, называются универсальными, а контейнеры, предназначенные для затаривания продукции одного типа или одного наименования, – специальными. Главное в контейнере независимо от его конструкции, материала и назначения – это унификация габаритных размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование.
А) По назначению:
§ Универсальные — предназначены для перевозки любых грузов в различной паковке (обувь, ткани, книги, мебель, строительные материалы, продукты и др.)
§ Специализированные или специальные — предназначены для перевозки определенного груза (штучных, сыпучих или жидких грузов), транспортируемого в особых условиях (пищевые продукты, торф, рудные концентраты, цемент и др.)
Б) По конструкции:
§ Крытые; Открытые; Водонепроницаемые; Негерметизированные; Металлические;
полимерных материалов с металлическим каркасом; Другое.
В) По величине массы брутто и нетто: 18 т; 20 т; 30 т; Другое.
Г) По сфере обращения:
§ Международные; Магистральные; Допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного гос-ва; Внутризаводские; Другое.
Д) По виду транспортной услуги:
§ Автомобильные; Морские; Железнодорожные; Авиа.
Преимущества
• Применение специализированных транспортных средств и перегрузочного оборудования, что позволяет сократить время обработки грузов
• Упрощение процессов перегрузки при осуществлении мультимодальных перевозок, а также автоматизации процесса перегрузки
• Снижение риска утраты и порчи груза
• Сокращение сроков доставки грузов
• Снижение экологических рисков
• Повышение безопасности
Недостатки
• Высокие расходы на аренду или приобретение
• Массовый принцип процесса работы с клиентом без индивидуального подхода (универсализация)
• Усложнение процесса отслеживания контейнеров по миру, а также обеспечение загруженности по всем маршрутам
• Высокий уровень специализации персонала на всех этапах работы с контейнерным оборудованием.
Рынок складских услуг
Условия, в которых развивается рынок складских услуг:
1)Стабилизация общей экономической ситуации
2)Снижение темпов инфляции
3)Рост покупательной способности населения
4)Рост понимания бизнеса, привлекательности аутсорсинга логист. услуг
5)Отсут. монополизма на рынке складских услуг и умеренная конкуренция
6)Привлекательная доходность и высокие арендные ставки на логист. услуги
7)Наращивается совершенствование складских технологий и опыта строительства складов
8)Выход на рынок иностранных компаний с опытом работы в логистике
Рынок складских услуг в наст время сталкивается с рядом проблем:
-срок окупаемости увеличился до 5-6 лет, раньше за 1-2 года
-высокие кредитные ставки, выделяемые на строит-во и оснащение складов
-отсутствие опыта организации и управления складским бизнесом
-нехватка квалифицированного персонала
-финансовая закрытость многих предприятий, компаний, фирм
-нерегулируемость земельного законодательства
-экономия на разработке качественных логистических проектов
-дефицит квалифицированных подрядчиков и строительных организаций, имеющих опыт строительства складов международного класса
-значительная загруженность основных товаропроводящих магистралей и низкое качество автодорог
-бюрократические барьеры
В РБ комплексный логистических бизнес находится в начальной стадии развития, в основном это представлено иностранными операторами, для нас важна проблема аутсорсинга, потому что пока она не решена из-за НДС (требует присутствия заказчика).
ПРОВАЙДЕРЫ
Привлекательность логистических посредников состоит в том, что предприятия видят возможности обеспечить для себя концентрацию собственных материальных, финансовых и управленческих ресурсов. Снижение себестоимости функций для предприятия. Получение доступа к ресурсам, которых нет у предприятия, доступ к новейшим технологиям, надежность и передача ответственности за выполнение конкретной функции.
ЛП – логистические посредники
СОП – склады общего пользования
ЛО – логистические операторы
ЛП – логистические провайдеры
Как правило, существуют унифицированные логистические посредники, которые пользуются всем, различным спектром, также есть узкофункциональные логистические посредники.
Классификация PL-операторов
1PL – система, при которые все операции выполняет фирма-производитель.
2PL – система, позволяющая оказывать спектр традиционных услуг по транспортировке и складированию товара
3PL -система дополнительных услуг, включающих как складирование, так и временное хранение (кросс-докинг), проектирование и и разработка ИС.
4PL - система предполагающая слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки готовой продукции, это задачи планирования, управления, контроля за всеми логистическими операциями компании заказчика.
5PL – система представляющая с собой систему интернет-логистику (планирование, подготовка, управление и контроль за всеми составляющими элементами цепи поставок с помощью электронных средств информации) Логистический оператор – посредник, осуществляющий комплекс логистических услуг для клиента, в отличие от провайдера, он управляет запасами клиента.
Контрольные вопросы
1. По степени опасности грузы делятся на следующие группы.
2. Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативами.
3. Виды транспортной тары и ее назначение.
4. Правила маркировки грузов.
5. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды.
Преподаватель Давыденко С.М.