VII. Закрепление изученного материала




ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Тренинг «Цветок добра»

Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.

Родной язык - святой язык

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем

Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока. Да, ребята, русский язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка - ступенька к познанию его законов открытию нового.

А теперь, откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число и слова «Классная работа».

А хотите узнать, кто пришел к нам в гости на урок? Слушайте загадку:

Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты

Фиолетовый зверек,

Детям маленьким дружок.

Лунтик (слайд)

II. Чистописание

Сегодня для чистописания мы выбрали букву л, Л (слайд). А теперь подумайте, почему именно эта буква?

Лунтик – это имя сказочного героя.

Вспомните правила письма. Запишите эти буквы, повторяя до конца строки.

III. Словарная работа

Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Вы сможете их назвать, если расшифруете запись (слайд).

НМЕОЛЖЬНЗОЯ

Слова «можно» и «нельзя».

Что вы можете сказать об этих словах?

Это антонимы.

Что такое антонимы? (Ответы).

Найдите эти слова в орфографическом словаре. Напишите их в строчку. Поставьте ударение. Отметьте особенности написания.

Далее нам необходимо прочитать и вставить пропущенные буквы. Соедините при помощи стрелок слова-антонимы (слайд).

Х..р..шо Вредно

П..лезно Плохо

Можн.. Жарко

Хол..дно Н..льзя

Просто Весело

Грус..но Сложно

IV. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели урока

А теперь, давайте познакомимся с друзьями Лунтика. Допишите слова так, чтобы получилось предложение:

Мил_ слушает Куз_

Прочитайте полученные предложения.

Читают:

Мила слушает Кузю

Милу слушает Кузя

Объясните смысл каждого предложения. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове; в третьем слове.

Мила и Милу – это однокоренные слова?

Нет. Это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.

А Кузю и Кузя?

Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово?

Нет. Высказывают свои предположения.

Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила на стр. 92.

Читают: Окончание – это изменяемая часть слова.

V. Физкультминутка (слайд)

«Глазкам нужно отдохнуть».

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть».

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут».

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо».

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все»!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

VI. Актуализация знаний

Интересно, для чего слову нужно окончание? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Прочитайте слова первой строчки, которые вы видите на доске (слайд).

Читают: Лунтик, слушать, нежный мелодия, вальс.

Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение?

Нет. Слова между собой не связаны.

Что необходимо сделать, чтобы составить их этих слов предложения?

Изменить окончания. Составляют предложение: Лунтик слушает нежную мелодию вальса.

Прочитайте слова на второй строчке.

Читают: Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.

Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получить предложение?

Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.

Составьте и запишите предложение.

Записывают: Она пробуждает в душе светлые чувства.

Почему же вы изменяли окончание слов? Так для чего служит окончание?

Для связи слов в предложении.

Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

Читают: Окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

А теперь давайте обобщим полученные нами результаты и посмотрим как графически обозначается окончание (слайд).

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам (слайд).

Задание:

1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса Сова Волк
Пушистый хвост у …. Долго выслеживал …. Любовался …. Много сказок о …. Гнездо …. Увидел …. Грустил о …. Любовался …. Охотился на …. Дал еду …. Любовался …. Говорили о ….

Что происходило с окончанием?

Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках, на доске:

ЛИСА, СОВА, ВОЛК

Выделите окончания. Подчеркните основу слова.

Что вы заметили?

Нет окончания.

Такое окончание называют нулевым. Обозначают его таким же знаком.

Выделение нулевого окончания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: