Научная позиция казанской школы




Менделевич В.Д. выдвинул, разработал и апробировал на взрослом контингенте антиципационную концепцию механизмов неврозогенеза [7-11]. В рамках концепции неврозогенез рассматривается как следствие неспособности личности предвосхищать события и свое поведение во фрустрирующих и субъективно важных ситуациях. Это определено преморбидными особенностями личности так называемого «потенциального невротика», названными антиципационной несостоятельностью в противоположность антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) так называемой неврозоустойчивой личности. Личность, имеющая склонность к невротическим расстройствам, или ликвидирует из антиципационной деятельности нежелательные события и действия, ориентируясь только на желательные, или адекватное прогнозирование теряется в большом количестве прогнозов, имеющих малую вероятность.

В случае если человек попадает в неспланированную, неблагоприятную и вытесненную в связи с этим из «ситуационного сценария» жизненную ситуацию, у него не остается времени для использования копинг-поведения. Если психологическая компенсация у него действует правильно, то в обстоятельствах несовпадения прогноза с действительностью и при выраженных эмоциональных переживаниях (обиды, разочарования, недоумения), связанных с этой прогностической погрешностью, человек может не применять потенциальных возможностей к совладанию с обстоятельствами и даст невротическую реакцию. Выявлены два типа вероятностного прогнозирования, которые можно назвать неврозопродуцирующими: это моновариантный и поливариантный типы. Механизма нормовариантного прогнозирования можно выделить как саногенный.

В дальнейшем в рамках антиципационной концепции механизмов неврозогенеза Менеделевичем В.Д. и учениками были продолжены исследования специфики антиципации в условиях болезни и аномального развития [12-21].

Экспериментально-психологическое изучение взаимосвязи творческого мышления и специфики антиципационной деятельности здоровых лиц и больных шизофренией, организованное Рябовой Т.В. и Менделевичем В.Д., показало, что личностно-ситуативная составляющая антиципационной деятельности здоровых лиц значительнее выражена, чем у больных шизофренией, а временная и пространственная равны. Авторами выявлена следующая тенденция: чем выше личностно-ситуативная составляющая антиципации, тем выше показатель гибкости в структуре творческого мышления пациентов, страдающих шизофренией. У психически здоровых присутствие беглости и гибкости мышления содействует прогностической компетентности, а оригинальность мышления не содействует эффективности антиципационной деятельности [12].

Мухаметзянова Д.А. организовала эмпирическое исследование антиципационных параметров и вероятностного прогнозирования у детей в норме и при невротических расстройствах, изучила влияние антиципации на этиопатогенез детских невротических расстройств, изучила факторы, оказывающие влияние на формирование и возможную ретардацию способностей к вероятностному прогнозированию по мере развития ребенка с целью ранней профилактики невротических расстройств [13].

Были исследованы клинические особенности развития невротических расстройств у детей в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте с различными формами. В круг исследования были включены дети, находящиеся на различных стадиях невротического расстройства (невротические реакции, неврозы, неврозы, отягощенные соматической и резидульно-органической патологией). Мухаметзяновой Д.А. удалось обосновать, что этих детей сближала ригидная стратегия прогнозирования, т.е. прогнозирование только одного, выработанного в процессе научения хода событий [13].

Ахметзянова А.И. осуществила комплексную и системную оценку функционирования таких психологических феноменов, как антиципация и вероятностное прогнозирование у детей шести лет с патологией речи и оценку взаимосвязи двух этих параметров. Обнаружено, что в основном у детей с патологией речи адекватный прогноз событий формируется существенно более медленными темпами. Формирование прогноза сопровождается значительным количеством «ошибок отвлечения». Дети с патологией речи используют нерациональные стратегии. Вышеуказанные феномены следует рассматривать в качестве дифференциально-диагностических критериев оценки степени речевого развития [14-16]. Личностно-ситуативная составляющая антиципационной состоятельности у детей с патологией речи свидетельствует о выраженном отклонении этого параметров от нормы. Автором был выявлен ряд особенностей хроноритмологической составляющей антиципационной состоятельности при патологии речи. Антиципационная состоятельность детей с патологией речи сформирована недостаточно, это проявляется в повышенной конфликтности, демонстрирующей неспособность ребенка предвосхищать события и собственное поведение во фрустрирующих и субъективно значимых обстоятельствах [14-16].

Недостаточность сведений о специфике преодоления стрессовых ситуаций в условиях нормы и различных видов психических расстройств явилась источником изучения проблемы взаимосвязей антиципационной состоятельности, разнообразных видов психологических защит и копинг-стратегий личности на примере здоровых лиц и лиц, страдающих психосоматическими и невротическими расстройствами [17]. Абитов И.Р. выявил особенности функционирования механизмов психологической защиты, копинга и антиципации у лиц, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами.

Солобутина М.М. предприняла попытку исследовать речевое прогнозирование как в норме, в условиях негативного воздействия стресса, так и при невротических расстройствах [18]. В ходе предпринятого исследования обнаружено, что в норме и при невротических расстройствах выраженность дистресса нарушает антиципацию в речевой деятельности, но это нарушение обратимо. Обратимый характер проявляется в том, что в случае уменьшения степени выраженности дистресса улучшает речевой прогноз. Выраженные интенсивность и время воздействия стрессоров, которые обуславливают переход первичного стресса в деструктивный, определяют специфику антиципации в речевой деятельности.

Выявлено, что невротическому расстройству сопутствует нарушение антиципации речи. Однако выраженность этого нарушения обусловлена не только интенсивностью дистресса, но и уровнем выраженности психопатологической симптоматики и глубиной расстройства. Антиципационные способности в речевой деятельности в стрессовой ситуации снижаются как у здоровых людей, так и у пациентов, страдающих невротическими расстройствами. Но это снижение неравноценно, при невротических расстройствах антиципационные способности снижаются существенно.

Представляют интерес результаты исследования антиципации, вероятностного прогнозирования и социального интеллекта у больных с умственной отсталостью [19]. Авторы подвергли анализу согласованность этих параметров между собой, а также их зависимости от показателей IQ и возраста пациентов. В круг исследования были включены пациенты с диагнозами легкой и умеренной умственной отсталости. У большинства обследованных больных обнаружилось понижение способностей к антиципации и вероятностному прогнозированию. Результаты исследования подтвердили достоверную связь между вероятностным прогнозированием и снижением интеллекта. Но связи антиципации с интеллектом выявлено не было. У большинства обследованных больных уровень развития социального интеллекта оказался ниже среднего. Была установлена значимая корреляция социального интеллекта с уровнем IQ и возрастом (у более старших пациентов социальный интеллект оказался лучше развитым). Авторы пришли к выводу о том, что у больных с умственной отсталостью понижение социального интеллекта сочетается с понижением способности к антиципации и вероятностному прогнозированию.

Особый интерес вызывают результаты исследования антиципации в условиях девиантного поведения, которые проводились в рамках антиципационной концепции неврозогенеза Менделевича В.Д. [14-16, 20, 21].

Известно, что в ядре девиантного поведения лежит механизм, управляющий образом прогнозируемого результата будущего действия. Согласно онтогенетическим закономерностям, подростковый возраст считается сенситивным в отношении развития связей антиципационной и прогностической системы, которые определяет как возможность оценки причинно-следственных отношений, так и возможность оценивать результаты совершаемых действий. При девиантном поведении этот прогностический механизм совершаемых действий, очевидно, деформирован.

Менделевич В.Д. и Макаричева Э.В. (2002) провели анализ специфики антиципационной состоятельности и форм акцентуаций, которые находятся в основе деформации пищевого поведения, сверхценных увлечений, сексуальных деликтов и нарушений коммуникации. Авторы получили доказательства того, что подростки с девиантным поведением достоверно чаще по сравнению со здоровыми антиципационно несостоятельны. Подростки значительно хуже прогнозировали поведение окружающих, предугадывали их действия и высказывания, а также планировали собственное поведение. Выявлено, что для пациентов характерна неспособность планировать время, а также согласовывать собственные движения [20].

Минуллина А.Ф. провела эмпирическое исследование воздействия семьи и личностных особенностей родителей на развитие антиципационной несостоятельности лиц, страдающих наркотической зависимостью. Автор считает, что одним из ведущих факторов развития прогностической компетенции у детей является стратегия прогнозирования родителей. В ходе исследования были получены данные о наличии в семьях наркозависимых стабильного патогенного паттерна, который обуславливает дезадаптивные (в частности зависимые) формы поведения [21].

Ахметзяновой А.И. было организовано эмпирическое исследование антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у подростков с девиантным поведением. Выявлено отсутствие взаимосвязей временной антиципации и способности к прогнозированию у подростков с девиантным поведением. Показано, что у подростков с девиантным поведением образ результата будущего антиципационно не простраивается и организуется спецификой нейропсихологической регуляции антиципационно-прогностической системы [22].

На основе теоретического анализа разработанности проблемы антиципации в норме и патологии можно сделать вывод, что вероятностное прогнозирование имеет адаптивно-дезадаптивный характер, и при несостоятельности умственной или психической наблюдается несостоятельность антиципационная.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. — М.: Министерство здравоохранения СССР, 1973. — С. 5-19.

2. Гульдан В.В., Иванников В.А. Особенности формирования и использования прошлого опыта у психопатических личностей // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1974. — №12. — С. 1830-1836.

3. Прогноз в речевой деятельности / Ответственный редактор Р.М. Фрумкина. — М.: Наука, 1974. — 239 с.

4. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. — 1976. — №2. — С.113-123.

5. Солженкин В.В., Носков Г.Г. Экспериментально-психологическое исследование прогнозирования у больных неврозами // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1985. — №2. — С. 1833-1837.

6. Меницкий Д.Н. Высшая нервная деятельность человека и животных в вероятностно организованной внешней среде: автореф. дис. … д-ра биол. наук: 03.00.13. — Л., 1981. — 444 с.

7. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. Казань: Медицина, 2011. — 288 с.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001. — 592 с.

9. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. — 2006. — №5. — С. 50-59.

10. Менделевич В.Д. Психотравма, личность и неврозогенез (антиципационный подход) // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. — №3. — С. 12-16.

11. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности): экспериментально-психологический метод оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — №3. — С. 35-40.

12. Рябова Т.В., Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых // Психологический журнал. — 2000. — №1. — С. 125-129.

13. Менделевич В.Д., Мухаметзянова Д.А. Антиципационные особенности деятельности детей, страдающих неврозами // Социальная и клиническая психиатрия. — 1997. — №2. — С. 31-37.

14. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04. — Казань: КГУ, КГМУ, 2004. — 20 с.

15. Akhmetzyanova A.I. Spatial and temporal elements of anticipation consistency of children with general speech retardation // American Journal of Applied Sciences. — 2014. — №11 (7). — Р.1031-1035.

16. Ахметзянова А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения. — Гуманитарные и социальные науки. — Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», 2015. — №3. — С. 233-249.

17. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04. — Казань, 2007. — 158 с.

18. Солобутина М.М. Взаимосвязь антиципационных способностей в речевой деятельности с выраженностью дистресса в норме и при невротических расстройствах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04. — Казань: КГУ, 2009. — 24 с.

19. Василевская Е.А., Менделевич В.Д. Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью // Медицинская практика. — 2014. — №2 (14) / URL: https://mfvt.ru/vzaimosvyaz-anticipacii-veroyatnostnogo-prognozirovaniya-socialnogo-intellekta-i-iq-u-pacientov-s-umstvennoj-otstalostyu/ (дата обращения: 07.07.2015).

20. Менделевич В.Д., Макаричева Э.В. Антиципационная состоятельность в структуре личности подростков с девиациями в поведении // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса. — М.: МЕДпресс, 2002. — С. 195-197.

21. Minullina A.F. Research of Anticipation Consistency in the Families of Drug Addicts// Middle-East Journal of Scientific Research. — 2014. — №19. — Р. 1099-1103. doi: 10.5829/idosi.mejsr.2014.19.8.21042

22. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационно-прогностической системы в подростковом возрасте // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — №12 (209). — С. 129-137

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: