Когда ум не может быть несчастным




 

 

Реальный мир полон грязи, простите. С детства нам внушают: «Мойте руки, мойте ноги, мойте уши». Но наш ум пачкается не меньше. А его-то очищать мы и не приучены.

Горький парадокс: то, что загрязняется сильнее всего, мы никогда не избавляем от мусора. Не умываем по утрам и даже не водим раз в неделю в баню. Наш ум превращается в помойную лужу, где цветут многочисленные дурные привычки: слепые повторяющиеся реакции страха, агрессии, обиды, зависти, ревности, часто злобы и гнева, во главе с бесконечным недовольством по поводу и без. Загрязнений в уме накапливается столько, что они не держатся только лишь внутри и начинают пачкать всех вокруг. Первыми страдают самые близкие люди, затем друзья, коллеги, знакомые.

Только что я закончил очередной 10-дневный медитационный ретрит и еду домой. Мой ум тих и спокоен. А сердце открыто и вибрирует на высокой ноте любви ко всему живому.

Условия и расписание, как в монастыре. Жесткие кровати, очень простая еда дважды в день (завтрак в 6.30 и обед в 11 утра). Полное молчание. И медитация с закрытыми глазами, начиная с 4 утра до последнего гонга в 9 вечера. Да и ночью тоже продолжаешь. Если целый день сидел с закрытыми глазами, молчал со спокойным умом, спать не хочешь.

Медитация наблюдения, которую я поддерживаю, проста. Она заключается в развитии концентрации внимания и одновременно в сохранении равновесия ума. Хотя две эти способности разные, они поддерживают и усиливают друг друга. Чем сильнее развивается осознанное внимание, тем уравновешеннее становится ум. А чем уравновешеннее ум, тем внимательнее он становится.

Главный результат практики внимательности – очищение сознания от сорняков. То, что я раньше воспринимал за поток мыслей, оказалось липким настоем из эмоций, шлягеров («Мята плюс лайм» — смотрели чудесный мультик «Головоломка»?), отрывков чужих слов, эмоционально окрашенных образов из памяти. Но короли этого бульона поверхностного сознания — повторяющиеся паразитические эмоции (мысли, побуждения, реакции, страхи, комплексы).

Этот букет дурных привычек ума запускает большую часть энергии тела по кольцевым веткам метро нашего сознания. Повторяющиеся реакции не безобидны, мало того, что они поглощают почти всю энергию, они же отнимают время. Время, когда мы себя не осознаем, нам не принадлежит. Значит они отнимают и энергию жизни, и время жизни. Эти паразиты разрастаются внутри, постепенно нас заменяя. Если с ними не бороться, наши реакции становятся все более автоматическими, а время бежит все быстрее и быстрее.

Густой бульон на поверхности сознания не позволяет пробиться истинным мыслям – глубинные стремления перестают попадать в область внимания. Сознание становится все более реагирующим, пассивным, животным, не думающим.

 

Еще одно побочное действие привычных реакций отвращения – зажимы физического тела. Зажимы в мышцах, связках, внутренних органах. Любая мысль (эмоция) сопровождается ощущениями тела. Повторяющаяся реакция отвращения создает страдание не только в уме, но и в теле. Тело зажимается, внутренние органы обескровливаются. Тело начинает болеть, страдание увеличивается.

Но, к счастью, если весь этот зверинец не питать своей энергией, он достаточно быстро вымирает. Грязная пена поверхностного сознания просветляется примерно на 5 день ретрита. Практика осознанной медитации делает свое дело. Внимательный ум, наблюдающий момент здесь и сейчас, обесточивает всех паразитов.

Сознание, очищенное от грязи заскорузлых реакций, само собой становится радостным. В сердце просыпается любовь и восторг. Для счастья не нужно других условий. Только очищенный ум. Никакие внешние условия на него не влияют. Ни вещи, ни события, ни люди, ни качества, ни достижения — ничего. Для счастья нужен чистый, спокойный ум, таким он иногда бывает у детей.

 

Если ум очищать регулярно, приучить его к гигиене, он станет все меньше загрязняться. Если раньше вы кипели от гнева 30 минут, теперь, вы очнетесь через 20, перестанете страдать от насилия, причиняемому прежде всего себе. Потом через 10 минут. А потом сознание совсем очистится от слепой реакции страха. И страдания больше не будет.

Ум будет все больше пребывать в моменте здесь и сейчас, не будет автоматизма, только внимание. Только понимание бытия, как настоящей драгоценности. Этот путь «ясновидения» делает каждого ювелиром текущего момента.

Кроме ясного видения у мастера текущего момента есть еще одно неотразимое оружие – улыбка. Если мы можем улыбнуться в момент испуга, гнева или сильного волнения – слепая реакция уходит. Улыбка мгновенно разбивает волну, грозившую захлестнуть с головой. Страдание остановлено. Радость, искренняя улыбка, побеждает всех врагов. Чистый ум генерирует радость и спокойствие, а такой ум не может быть несчастным.

 

Мне очень нравится одна притча из жизни Будды. Позвольте, я поделюсь ею.

Как-то раз, когда Будда обучал учеников технике медитации (а этому он посвятил 45 лет своей жизни от момента просветления до самой смерти), к нему пришел посетитель. Он подошел и разразился тирадой очень грубых выражений в Его адрес. Но Будда сидел, улыбаясь, и спокойно слушал эту клевету без единого жеста неодобрения. Такая реакция еще более раскалила обиженного жизнью человека, и вскоре от злости у него на губах даже выступила пена. Когда запас ругательств истощился, Будда спросил человека с улыбкой:

— Друг, ты все сказал?

— У тебя нет даже чувства стыда, – продолжил человек, – ты даже не реагируешь, когда я оскорбляю тебя, ты толстокожий и бесчувственный, как бревно.

Тогда Будда спросил:

— Что случается с преподнесенными дарами, если человек не принимает их?

Немного задумавшись, человек ответил:

— Они остаются у дарящего.

— Спасибо тебе, друг, за то, что ты хотел подарить мне все эти бранные слова, – спокойно сказал Будда. – Но я не принимаю этот подарок. Можешь оставить его себе.

 

Будда не стремился создать религию, философию или культ. Вся его деятельность была направлена на изучение процессов очищения тела и сознания. Его научные исследования, как было бы правильнее их назвать, легли в основу его практики, которую он преподавал с великим состраданием. Люди начинали практиковать и сразу получали облегчение. Миллионы учеников в северной Индии очищались и становились счастливее. Уже потом, позднее, фигура Будды стала идолом, а его слова обернули ритуалами. Но это не уникальная история, это происходило всегда, везде и со всеми святыми.

Но к счастью практика не пропала. Было создано много лишнего вокруг, но сама практика сохранилась. И теперь спустя 2500 лет каждый может ее использовать. Она не имеет никакого отношения к ритуалу или культу. В ней не «зашито» ничего, что могло бы вступить в противоречие с каким угодно мировоззрением, философией или религией.

Это чистая практика наблюдения. Очищение сознания с помощью сосредоточения внимания и развития уравновешенности ума. Никаких мантр, вербализации, визуализации или предметов какого-либо культа для этой медитации не нужны.

Я начал практиковать уже давно, в конце девяностых, и у меня за плечами много-много часов медитации. Если сложить вместе только все медитационные ретриты, получится срок более полугода. Полгода жизни, ого! Но я могу сказать уверенно — это того стоило.

На самом первом ретрите мне пришлось отказаться от сигарет. До этого я курил по две пачки в день. К счастью, на ретрите строгие правила. И я отказался от курения. С алкоголем у меня никогда не было особых проблем, но сейчас я даже не понимаю, зачем его нужно пить, так давно его не пробовал. Практика помогла пережить тяжелый для меня развод. И я ей очень благодарен. С ее помощью я такой, какой я есть.

Практика изменила меня и продолжает шлифовать, снимая слой за слоем, очищая, отмывая, отдраивая. Она делает меня спокойнее, радостнее, и я приглашаю всех разделить это состояние.

От чистого сердца,

Михаил Власов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: