1. Товарное хозяйство, его особенности.
Выделяют два основных типа организации хозяйства: натуральное и товарное.
Натуральное хозяйство – это система организационно-экономических отношений, при которой продукция создается для личного потребления.
Предпосылкой перехода от натурального к товарному хозяйству является развитие различных форм собственности, отличных от личной собственности (прежде всего – появление частной собственности).
Товарное хозяйство - это хозяйство, в котором необходимые обществу блага производятся отдельными обособленными производителями, каждый из которых специализируется на создании определенного вида блага, вследствие чего происходит регулярный обмен продуктами труда как товарами на рынке.
Из данного определения видно, что производство становится товарным, если существуют два условия: специализация производителей и их экономическая обособленность.
Специализация предполагает то, что каждый производитель создает определенный вид блага: хлеб, молоко, обувь, одежду и т.д. Поскольку каждое благо способно удовлетворить лишь одну какую-то потребность, тогда как у его производителя потребности весьма разнообразны, то блага производятся в объеме, превышающем потребность в нем самого производителя, и их излишек обменивается на другие необходимые производителю блага. Таким образом, специализация обусловливает необходимость в обмене результатами труда производителей.
Экономическая обособленность характеризуется независимостью производителей, их самостоятельностью в принятии решений, прежде всего при решении вопросов: что, сколько, как и для кого производить?
В основе такой обособленности лежит частная собственность на факторы производства и факторы производства. Возникает не просто обмен, а обмен в виде купли-продажи, то есть товарный обмен, свидетельствующий о товарном характере всего общественного хозяйства.
|
В целом товарное хозяйство характеризуется следующими чертами:
1. Наличие общественного разделения труда, предполагающего специализацию производителей на различных уровнях.
2. Экономическая самостоятельность производителей как собственников имеющихся у них факторов производства, позволяющая им свободно распоряжаться произведенной продукцией. Производство продукта в этом случае предстает как частное и обособленное от производства других продуктов.
3. Произведенная продукция имеет форму товара. Это означает, что непосредственной целью производства является продажа, а не потребление произведенного.
4. Наличие рынка как связующего звена между производством и потреблением и как фактора, влияющего на поведение производителей и потребителей, определяющего их отношения друг с другом в форме купли-продажи и оказывающего регулирующее воздействие на всю экономику.
Истории развития человеческого общества известны два типа товарного производства: простое и капиталистическое.
Первоначально возникло простое товарное производство – хозяйства самостоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое товарное производство, которое имело общие основы и различия по сравнению с простым товарным производством (табл.1).
|
Различия между простым и развитым товарным производством
Простое | Развитое |
В основе частная, мелкая трудовая собственность. | Крупная нетрудовая частная собственность. |
Собственник – труженик, сам создает своим трудом продукт. | Продукт создают наемные работники. |
Продукт принадлежит производителю. | Продукт принадлежит собственнику средств производства. |
Цель – удовлетворение потребностей самого производителя и членов его семьи. | Цель – получение прибыли. |
Отсталая техника, кустарные средства труда. | Крупное машинное производство. |
2. Товар и его свойства. Законы товарного хозяйства.
Основной категорией товарного хозяйства выступает товар – продукт человеческого труда, который может быть реализован на рынке.
Товар имеет два основных свойства:
1) полезность/ потребительная стоимость – совокупность свойств, способных удовлетворять человеческие потребности;
2) стоимость – воплощенный в товаре общественный труд.
Труд, в результате которого создается товар, имеет двойственный характер. С одной стороны, он является конкретным и создает потребительную стоимость товара. С другой стороны, он является абстрактным, создающим стоимость товара.
Формой проявления стоимости выступает меновая стоимость – пропорция, в которой определенное количество труда, воплощенного в одном товаре, обменивается на определенное количество труда, воплощенного в другом товаре. Меновая стоимость проявляется только на рынке.
В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара.
|
1. Первый подход основан на использовании трудовой теории стоимости. Представители этого направления полагали, что стоимость товара определятся затраченными на его изготовление трудом. Чем больше затрачено сил и энергии, тем выше будет стоимость товара, тем выше будет его цена. Два товара обмениваются друг на друга потому, что на их производство затрачено одинаковое количество труда.
Трудовая теория стоимости была существенно дополнена Марксом, он показал, что труд товаропроизводителей носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд создающий полезность товара, придающий ему специфические характеристики, с другой стороны, этот труд есть затраты рабочего времени, физической и творческой энергии, именно этот абстрактный труд и может быть сравним. Источник стоимости искали в производстве и представители теории факторов производства. Они приравнивали стоимость и затраты предпринимателя на приобретение факторов производства, необходимых для производства товара. Поэтому цена должна включать издержки производства, окупать их и обеспечивать хотя бы минимальную прибыль.
Полный продукт труда (далее – ППТ) по материально-вещественной форме представлен: 1) средствами труда; 2) предметами труда; 3) предметами личного потребления.
По стоимости ППТ делится на:
1) материальные затраты–часть продукта, которая идет на возмещение израсходованных предметов труда, а также на амортизацию использованных средств тру-
да (амортизация–процесс возмещения в денежной форме износа средств труда);
2) необходимый продукт – часть продукта, которая в обществе идет на создание фонда жизненных средств работникам сферы материального производства и членов их семей;
3) прибавочный продукт – часть продукта, которая в обществе идет на содержание работников непроизводственной сферы, а также на расширение производства.
Величина ПП находится по формуле: ПП = ПП'×НП (1),
где ПП' – норма ПП (прибавочной стоимости), отражающая влияние рассмотренных выше причин.
Воспроизводство совокупного общественного продукта (далее – СОП) бывает простым и расширенным. Простое воспроизводство не изменяет величину СОП и возможно при возмещении израсходованного капитала в прежних масштабах.
Расширенное воспроизводство означает увеличение СОП во времени и объясняется производительным использованием части ПП, когда капиталист использует на личное потребление не весь полученный ПП, а направляет (инвестирует) часть его на закупку дополнительных средств производства и рабочей силы.
Фонд накопления, т.е. часть ПП, направляемая на закупку МЗ и НП, определяется согласно норме накопления:
(2),
где N – норма накопления; – фонд накопления; ПП – величина полученного капиталистом прибавочного продукта согласно ПП'.
При этом величина (1 - N) показывает норму потребления, т.е. долю ПП, направляемую капиталистом на личное потребление.
Распределение между МЗ и НП определяется значением органического строения капитала (далее – ОСК).
. (3)
К. Марксом были выведены условия расширенного воспроизводства СОП:
1. ППТ1 > МЗ1 + МЗ2; 2. ППТ2 < НП1 + ПП1 + НП2 + ПП2; 3. НП1 + ПП2 > ППТ2.
Индексы 1 и 2 обозначают соответственно первое и второе подразделения общественного производства.
На величину стоимости оказывают влияние следующие факторы:
1. Производительность труда - это результативность труда или количество продукции, производимой работником в единицу времени.
Величина стоимости обратно пропорциональна производительности труда.
2. Интенсивность труда - это степень его напряженности, которая измеряется затратами труда в единицу времени.
С изменением интенсивности труда изменяется общая величина стоимости, так как изменяется общее количество производимой продукции, но стоимость единицы продукции не изменяется, так как условия производства остаются прежними.
Достоинства и недостатки трудовой теории стоимости. На основе этой теории легко объяснить, почему одни товары дороже, а другие дешевле. Ответ прост: различны уровни общественно необходимых затрат труда на производство автомобиля, мотоцикла и велосипеда.
2. Второй подход основывается на использовании теории придельной полезности – это теория, которая определяет существующие на рынке закономерности поведения потребителей, формирование самого спроса и вид кривой спроса на графике, отражающем спрос и предложение.
В соответствии с законом убывающей предельной полезности по мере роста количества потребляемых благ, предельная или дополнительная полезность, получаемая от каждой дополнительной единицы блага, будет сокращаться, что и определяет негативный наклон кривой спроса на графике. Теория предельной полезности формирует также взаимосвязь между существующей полезностью и присущими издержками, т.е. между спросом и предложением на рынке, определяя тем самым общий закон ценообразования, в соответствии с которым цена блага определяется той дополнительной полезностью, которую приносит последняя произведенная в обществе единица блага (рис.1).
Рис.1 - График предельной полезности и предельных издержек
Уравновешивающая цена определяется в точке пересечения кривых предельной полезности и предельных издержек (точка Е на графике). Важное значение предельной полезности в формировании цены заключается в том, что она показывает тот факт, что в случае, когда издержки составят большую сумму, чем в точке равновесия, цена будет меньше, чем в точке Е, уравновешивающей спрос и предложение. На графике точка А линии MU представляет предельную полезность. В то же время цена может быть выше издержек, как это представлено на графике точкой В.
Законы Госсена - основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости. Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия. На этой основе Госсен выдвинул два тезиса, известные как «законы Госсена».
1. Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором:
· в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
· при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Наглядно суть этих положений представлена на рис. 2.
Рис. 2 - Убывание полезности в одном непрерывном акте потребления (а) и при повторных актах потребления (б).
Откладывая по оси абсцисс единицы какого-нибудь блага, а по оси ординат их полезности, нетрудно построить кривую АС (рис. 2а), которая и будет выражать убывание полезности в течении одного акта потребления. Кривые АС, А1С1, А2С2(рис. 2,б) будут соответственно выражать убывание полезности единиц блага в последующих актах потребления.
2. Достигнуть состояния равновесия субъект сможет в том случае, если будет руководствоваться вторым законом Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.
Рекомендацию Госсена по оптимизации на примере двух благ мы можем представить графически (рис. 3). Взаимосвязь между предельной полезностью хлеба и молока. В первом квадранте изображен график предельной полезности хлеба, во втором - молока. При этом единицы измерения натуральных количеств обоих продуктов выбраны таким образом, чтобы в единицу времени можно было потребить либо единицу хлеба, либо единицу молока. Отрезок АВ представляет количество времени, которым располагает субъект для потребления выбранных продуктов питания. Чтобы определить равновесную структуру потребления, потребителю достаточно поднять «планку» АВ (сохраняя ее горизонтальное положение) до «упора», чтобы она заняла положение A`B`. Проекции точек «упора» на ось абсцисс укажут искомый набор потребляемых благ: Qхл*, Qмол*.
Рис. 3 - Графическая иллюстрация 2 закона Госсена.
Труд Госсен рассматривает в качестве особого блага, полезность которого изменяется в полном соответствии с первым законом. Но в отличие от обычных благ предельная полезность труда может достигать отрицательных значений.
Рис. 4 - Убывание предельной полезности труда.
На рис. 4 N0 часов работы – «в радость», дальнейшее же продолжение труда – «в тягость».
Шкала Менгера.
Карл Менгер (1840-1921 гг.) - основоположник австрийской школы маржинализма, профессор кафедры политической экономии Венского университета
Его Принцип снижающейся полезности утверждает, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Эта наименьшая полезность зависит от соотношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор). Поэтому каждая дополнительная единица блага получает все меньшую и меньшую ценность.
Ценность материальных благ определяется по шкале конкретных потребностей конкретного человека.
К. Менгер разделил экономические блага на порядки - так называемая шкала Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезности и степень насыщения потребности в нем, причем различается абстрактная полезность разных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, первого, второго, третьего и т. д. килограмма хлеба; первой, второй, третьей и т. д. пары обуви).
Блага первого порядка - это самые насущные блага (потребительские), обеспечивающие непосредственное удовлетворение человека.
Блага более высоких порядков - это блага, которые используются для производства потребительских благ. В результате этого использования потребительские блага наделяют ценностью идущие на них уготовленные производственные ресурсы.
Благами высшего порядка выступают средства производства. К последним К. Менгер также относил «пользование капиталом и деятельность предпринимателей».
Существуют два главных способа изучения рационального потребительского поведения.
Первый – количественный - кардинализм - основан на допущении возможности точно измерить полезность благ с использованием гипотетических количественных единиц полезности - ютилей.
Второй - порядковый - ординализм, концентрирующий свое внимание на приоритетах потребления (нем. die Ordnung – порядок). В ординализме внимание концентрируется на сравнительных предпочтениях, т.е. на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных.
Для количественной оценки степени удовлетворения потребителя от покупок кардиналисты используют условный показатель полезности благ (обозначается U от англ. utility - полезность). Последовательно покупая все большее количество экономических благ потребитель стремится увеличить для себя их суммарную (общую) полезность.
3. Третий подход был сформирован Альфредом Маршалом. По его мнению, стоимость товара определяется при взаимодействии рыночных сил лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства. Полезность товара определяет предлагаемое количество.
Полезность и издержки два лезвия ножниц. Полезность (потребность) формирует спрос, издержки формируют предложение.
Рис. 5 – Кривая спроса и предложения «Крест (ножницы) Маршалла»
Спрос показывает объем закупок данного товара в зависимости от его рыночной цены. Это воображаемая величина. Она показывает, сколько готов покупать потребитель при такой-то и такой-то цене (при прочих равных условиях).
Кривая предложения. Чем ниже цена, тем больше товара готов купить совокупный потребитель. Но ведь одновременно: чем ниже цена, тем менее привлекательным будет производство этого товара. Одни производители будут сокращать его производство как малодоходное, другие вовсе переключатся на что-то другое. И наоборот: если цена будет очень высокой, очень многие производители начнут производить этот товар. Зато все меньшее количество его будет продаваться, так что может наступить затоваривание рынка данным продуктом.
Точка пересечения обеих кривых означает ту цену р, при которой будет продано количество q. Это та цена, при которой готовность производителей изготовить определенное количество товара совпадает с готовностью потребителей купить это же самое количество. Это точка рыночного равновесия - точка равновесия спроса и предложения.
Когда мы говорим, что равновесие спроса и предложения отвечает лишь одной точке кривой - той именно точке, где ее пересекает кривая, мы имеем в виду нечто более точное, чем то первоначальное поверхностное суждение. А именно:
- при более низкой цене покупателям будет выгодно увеличивать объем покупок, но продавцам - невыгодно наращивать объем продаж; они будут повышать цену от низкой цены в сторону;
- при более высокой цене продавцы готовы были бы продать больше товара, но покупатели не купят этого количества; продавцам придется снижать свою цену от высокой цены в сторону.
И только при цене желания одних и готовность других сходятся на количестве. Кривая выражает закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей.
3. Закон стоимости. Его функции
Основным законом товарного хозяйства является закон стоимости. Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда. Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. Цены товаров тяготеют к их стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды времени совпадают со стоимостями.
В простом товарном производстве и в условиях развитого рыночного хозяйства закон стоимости выполняет следующие функции:
1. Регулирует пропорции общественного производства. Так как цены на рынке зависят от спроса и предложения, то, если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают значительно большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.
2. Увеличивает дифференциацию товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости (т.е. по общественно необходимым затратам), то те производители, у которых индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.
3. Стимулирует развитие производительных сил. Производитель, внедривший какое-либо новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью, меньшей, чем общественная, а продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения, не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда. Для того чтобы опять получить дополнительную прибыль, нужно совершенствовать орудия труда, организацию производства и т.п., т.е. развивать производительные силы.
Таким образом, закон стоимости через регулирование пропорций производства, дифференциацию товаропроизводителей и стимулирование развития производительных сил создает необходимые условия для перерастания простого товарного производства в капиталистическое, для дальнейшего развития товарно-денежных отношений и рыночного хозяйства.
4. Деньги: понятие, виды и формы. Теории денег
Современное толкование понятия денег исключает товарную природу денег. Так, в новой экономической энциклопедии дается следующее определение денег: «Деньги (money) - инструмент экономических отношений в обществе, являющийся: мерой стоимости; средством обмена; удобной формой накоплений; средством платежа и выступающий в форме мировых денег».
Безусловно, это определение - правильное для современных денег. Вместе с тем нельзя отрицать и другое определение денег, обусловливающее эволюцию развития денег и денежного обращения.
Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, служит всеобщим эквивалентом и представляет собой, по определению К. Маркса, «кристаллизацию меновой стоимости».
Исходя из приведенных определений примем следующую классификацию видов и форм денег (табл. 1).
Таблица 1 - Классификация видов и форм денег
Виды денег | Формы денег |
Товарные деньги | Скот, меха, раковины, животные, рабы и т.д. |
Полноценные деньги | Золотые и серебряные слитки; золотые и серебряные монеты |
Неполноценные деньги | Казначейские билеты, банкноты, билонная монета |
Квазиденьги | По методологии Международного валютного фонда - это денежные средства, находящиеся на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках. В современных условиях квазиденьги - основной компонент денежной массы, наиболее динамично увеличивающаяся ее часть |
В своем развитии деньги выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заместители действительных денег). Каждый вид имел несколько форм (рис. 6).
Рис. 6 - Формы денег
Форма денег - это овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента (денежном активе) форма меновой стоимости.
Действительные деньги- это деньги, у которых номинальная стоимость, обозначенная на них, соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. К ним относились товары-эквиваленты и металлические деньги.
Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: весовую и штучную. Первоначально золото использовалось в естественном виде и принималось в расчетах по весу. Самородные деньги существовали в форме золотого песка и самородков. Более развитой формой металлических денег являются специально изготовленные слиточные (пластины, слиточки, слитки, бруски, гривны) и фигурные (кольца, браслеты) деньги.
Заменители действительных денег - знаки стоимости - это бумажные, кредитные деньги и мелкая биллонная монета, изготовленная из специальных денежных сплавов; это деньги, номинальная (нарицательная) стоимость которых выше их действительной стоимости, т.е. затрат общественного труда на их производство.
Бумажные деньги не имеют самостоятельной стоимости; государство присваивает им принудительный курс, и, таким образом, они имеют представительную стоимость. На этой основе бумажные деньги выполняют функцию покупательного и платежного средства. Эмитентом бумажных денег является государство либо непосредственно в лице казначейства, либо косвенно через центральный банк (в данном случае осуществляется кредитование государства). Эмитируя в оборот бумажные деньги, государство обеспечивает себе получение эмиссионного дохода - разницы между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска. Цель эмиссии - финансирование государства, покрытие бюджетного дефицита.
Кредитные деньги связаны с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой или отсрочкой платежа (в кредит). Кредитные деньги возникают из производства и кругооборота капитала, когда денежный капитал принимает форму кредитных денег. Различают несколько разновидностей кредитных денег, системная характеристика которых представлена на рис. 7.
Рис. 7 - Разновидности кредитных денег
В эпоху первоначального накопления капитала в Западной Европе возникла металлическая теория денег. Сторонники этой теории – меркантилисты: У. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571 -1641) и Д. Норе (1641 — 1691). Для их взглядов характерно отождествление богатства государства с деньгами, а не с совокупностью материальных благ, а самих денег - с благородными металлами. Они связывали сущность денег с естественными свойствами благородных металлов, рассматривали деньги как вещь, а не как социальное отношение, поэтому они абсолютизировали такие функции денег, для которых необходимы полноценные монеты.
Несостоятельность этой теории состоит в следующем:
- отождествление денег с благородными металлами, приписывание золоту и серебру как таковым свойства денег;
- одностороннее рассмотрение только некоторых функций денег;
- неспособность объяснить существование бумажных денег.
Создателями классического номинализма явились римские и средневековые юристы. Номиналисты: Дж. Беркли (1685-1753), Дж. Стюарт (1712-1780), Г. Кнапп, Г. Бендиксена - исходили из того, что деньги - это только идеальные счетные единицы, которые обслуживают обмен товаров, что они являются продуктом государственной власти. Приписывая государству способность создавать деньги и определять их стоимость, номиналистическая теория денег смешивает понятие меры стоимости и масштаба цен, превращая деньги из экономической категории в юридическую. Номиналисты не только считают однородными понятия металлических и бумажных денег, но и превозносят бумажные деньги, считая их самой совершенной формой денег.
Номиналистическая теория не является состоятельной по следующим причинам:
- отрицает товарную природу денег;
- отождествляет меру стоимости с масштабом цен;
- отрицает важнейшие функции денег;
- преувеличивает роль буржуазного государства.
Количественная теория денег. Представители: Дж. Локк (1632-1704), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Юм (1711-1776), Д. Рикардо. Для ранней количественной теории были характерны следующие утверждения:
- причинности (цены зависят от массы денег);
- пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
- универсальности (изменение количества денег оказывает одинаковое влияние на цены всех товаров).
Между тем очевидно, что но мере развития форм денег структура денежной массы становится далеко не однородной, так как включает в себя не только наличные деньги, но и банковские вклады. Существенный вклад в модернизацию этой теории внес И. Фишер (1867-1947), который попытался формализовать зависимость между массой денег и уровнем товарных цен. Поскольку количество денег, уплаченных за товары, и сумма цен проданных товаров равны, то Фишер проводит аналогию с весами:
М х V = P x Q,
где М - среднее количество денег, находящихся в обращении в данном обществе в течение года;
V - среднее число оборотов денег в их обмене на блага;
Р - средняя продажная цена каждого отдельного товар, покупаемого в данном обществе;
Q - все количество товаров.
Формула Фишера некорректна для условий золотомонетного стандарта, так как игнорирует внутреннюю стоимость денег. Однако при обращении бумажных денег, неразменных на золото, она приобретает определенный рациональный смысл. В этих условиях изменение денежной массы влияет на уровень товарных цен.
Количественная теория денег получила дальнейшее развитие в работах английских экономистов А. Маршалла, А. Пигу. В отличие от Фишера они поставили в основу своего варианта не обращение денег, а их накопление у субъектов экономических отношений:
М = к х Р х Q,
где М - количество денег;
Р - уровень цен;
Q - объем товаров, входящих в конечный продукт;
к - часть годового дохода, которую участники желают сохранить в форме денег.
Данная формула, по существу, идентична уравнению обмена. Различия между приведенными формулами заключаются в следующем: если Фишер связывал постоянство скорости обращения денег с неизменностью факторов оборота, то Маршалл имел в виду психологические факторы участников оборота. Конечный вывод в обоих вариантах одинаков: изменение количества денег является причиной, а не следствием изменения цен.
К. Маркс изучал денежные проблемы во взаимосвязи с исследованием хозяйственного механизма в целом. В соответствии с теорией К. Маркса для обслуживания обращения определенной товарной массы требуется определенное количество металлических денег, которое определяется рядом факторов (параметров) воспроизводства:
- суммы цен товаров;
- скорости оборота денежных единиц при обслуживании сделок;
- развития кредитных отношений.
К. Маркс предложил следующую формулу закона денежного обращения (определения количества наличных денег):
,
где КДО – количество денег в обращении;
SТ – сумма цен всех товаров;
К – сумма цен товаров, проданных в кредит;
ВП – величина взаимопогашающих платежей (взаиморасчетов);
СП - сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты которых уже наступил;
О – скорость оборота денег (денежного обращения).
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
1. Меры стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение. В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.
2. Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги - посредники при обмене от начала сделки (Т -Д) до ее завершения (Д - Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.
3. Средства платежа. Во время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа (Т - О и О -Д).
4. Средства сбережения и накопления. Средства накопления - денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
5. Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег - мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.
Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.
Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.
Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньга постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
ТЕРМИНЫ
Натуральное хозяйство. Товарное производство. Разделение труда. Простое товарное производство. Капиталистическое товарное производство. Товар. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Полезность. Ценность. Общественно-необходимые затраты труда. Производительность труда. Интенсивность труда. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кардинализм. Ординализм. Закон стоимости.
Деньги. Товарные доденежные эквиваленты. Металлические слитки. Металлические монеты. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Полноценные деньги. Неполноценные (символические) деньги. Квазиденьги. Закон Грешема. Простая (случайная) форма стоимости. Полная (развернутая) форма стоимости. Всеобщая форма стоимости. Денежная форма стоимости. Всеобщий эквивалент. Экономическая делимость. Ликвидность. Металлистическая теория денег. Номиналистическая теория денег. Количественная теория денег. Уравнение обмена Фишера. Закон денежного обращения К. Маркса. Мера стоимости. Средство обращения. Средство накопления / сбережения. Средство платежа. Мировые деньги. Масштаб цен. Тезаврация. Денежное обращение. Система денежного обращения. Биметаллизм. Монометаллизм. Золотой стандарт. Золотомонетный стандарт. Золотовалютный стандарт. Золотослитковый стандарт. Демонетизация. Девизная система.
Натуральное хозяйство – это система организационно-эк