Выбор и расчет подшипников качения




Лекция 8 Детали, обеспечивающие вращательное движение. Валы

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Классификация валов и их конструктивные элементы;

2. Проектирование валов.

3. Выбор и расчет подшипников качения

4. Монтаж подшипников качения

 

Классификация валов и их конструктивные элементы

Вал – тело вращения, передающее вращающий момент от привода к рабочему органу. Устанавливается в опорах вращения относительно своей оси.

Ось – тело вращения, устанавливаемое в опорах вращения с закрепленными на нем деталями (колеса, шкивы, звездочки и т.п.) и не передающее вращающий момент.

Цапфа – тело вращения, неподвижно закрепленное в корпусе, относительно которого может вращаться какая-либо деталь.

Скалка – тело вращения, неподвижно закрепленное в корпусе, относительно которого может возвратно-поступательно перемещаться какая-либо деталь.

Штифт – цилиндрическое или коническое тело, служащее для предотвращения смещения двух деталей друг относительно друга в горизонтальной плоскости (плоскости соединения).

Болт – тело вращения, имеющее на одном окончании резьбу, для соединения деталей при помощи гаек с целью предотвращения их отделения друг от друга.

Винт – тело вращения для соединения деталей при помощи завинчивания в резьбу, выполненную в одной из соединяемых деталей (резьба нарезается до головки винта на всю его длину).

Шпилька – тело вращения для неподвижного соединения деталей при помощи хотя бы одной гайки, имеющее участки с крепежной резьбой на обоих концах.

Ходовой винт – вал, имеющий на одном конце резьбу специального профиля и служащий для преобразования вращающего движения в возвратно-поступательное, а также для создания осевых усилий в различных механизмах (механизмы подач станков, прессы, домкраты, тиски).

Шпиндель – вал, служащий для передачи крутящего момента к специальному устройству, в котором закрепляется режущий инструмент или деталь при ее обработке.

Вал состоит из следующих основных элементов:

1 – шейка (цилиндрическая, коническая), служит для посадки на нее подшипников, зубчатых колес и других деталей;

2 – центровые отверстия, служат для базирования вала при его изготовлении;

3 – шпоночные или шлицевые пазы, служат для размещения в них конструктивных элементов, передающих крутящий элемент;

4 – наружная резьба, предназначена для закрепления деталей, размещенных на шейках вала, от осевого смещения;

5 – специальная канавка, служит для выхода режущего инструмента при нарезании резьбы;

6 – канавка для обеспечения плотного и точного прилегания надеваемой на шейку детали к торцу шейки большого диаметра;

7 – специальная канавка для установки стопорных колец (пружинных);

8 – отверстие для размещения стопорного винта, служащего для передачи небольших крутящих моментов и фиксации надетой детали от осевого смещения.

Наружные кромки всех шеек должны иметь фаски – 9, либо должны выполняться скругленными с каким-либо радиусом, о чем в технических условиях над основным штампом делается запись: «острые кромки притупить R 0,1 мм».

Места сопряжения элементов вала разного диаметра (двух шеек, если на одной из них не устанавливается деталь, или в канавках) должны быть радиусными для предотвращения концентрации напряжений, которые могут привести к разрушению вала при работе. Эти радиусные сопряжения называются галтелями.

На чертеже вала обязательно указываются требования к шероховатости обработки шеек, на которые устанавливается какая-либо деталь, и к торцовым поверхностям, к которым они прилегают. Устанавливаются требования к погрешности формы этих шеек и предельное их отклонение относительно центров или друг относительно друга, а также допуск на размер.

Примечание: для скоростных и длинных валов требования к погрешности формы, расположению и шероховатости указывается для всех шеек.

В технических условиях обязательно указываются требования к твердости материала вала.

Валы изготавливаются в большинстве случаев из хромистых, легированных сталей.

Проектирование валов

Проектирование валов складывается из двух этапов: конструирования и поверочного расчета. Проектирование производится после того, как рассчитаны зубчатые и другие передачи и механизмы.

 

Конструирование вала производится на этапе компоновки машины. Это эскизная наброска на чертеж основных частей конструкции (рис. 2).

 

A

Рис. 1. Основные конструктивные элементы вала

 

Рис. 2 Схема узла на основе вала

Исходными данными для размеров валов являются диаметры выходных концов, которые определяются предварительно расчетом на кручение по допускаемым напряжениям.

- угловое пониженное допускаемое напряжение.

Это напряжение берется порядка 200 кг/см2

Для редукторов установлены более конкретные рекомендации:

- диаметр быстроходного вала редуктора ,

- диаметр тихоходного вала редуктора

Исходя из этого диаметра, определяются другие диаметры валов. Следует руководствоваться рекомендациями:

- перепад диаметров должен быть наименьшим, он диктуется стандартизованными значениями упорных буртиков, фасок, переходных галтелей;

- посадочные размеры валов (диаметры в местах посадок) должны соответствовать значениям предпочтительных чисел (диаметр должны оканчиваться на 2, 4, 5, 6, 8, 0);

- тщательно прорабатываются фаски и гантели.

Типовая конструкция переходной части вала представлена на рис. 11.3

 

 

Рис. 3 Конструкция переходного участка вала

 

Благодаря такой конструкции переходной части уменьшается концентрация напряжений.

При проверочном расчете нужно определить нагрузки, действующие на вал. На вал действуют: крутящий момент, осевые и другие усилия на шестернях.

1. Определяются силы, действующие на вал, с учетом истинных точек их приложения.

2. Определяется расчетная схема вала.

Вал рассматривается как балка. Если стоит одинарный подшипник – то опора шариковая. Если стоят два подшипника с напрягом, то опора частично, или полностью защемленная. Балка нагружена поперечными силами и крутящим моментом. Балка нагружена силами в различных плоскостях.

3. По методике сопротивления материалов находятся реакции опор, эпюры изгибающих моментов и деформации в двух взаимно перпендикулярных сечениях. Находятся суммарные моменты и деформации в нужных сечениях. Находятся значения приведенных моментов в нужных сечениях.

4. Определяются напряжения в опасных сечениях.

Опасные сечения располагаются:

- в местах действия наибольших изгибающих моментов,

- в местах перехода сечений.

Наибольший момент определяется по эпюре и располагается под какой-то из сил.

В общем случае, опасные сечения устанавливаются по виду эпюр моментов и конструкции вала.

Расчет на прочность производится в зависимости от того, насколько напряженно работает вал. При этом различают два случая.

- Расчет на статическую прочность (для тихоходных валов, с числом нагружений, значительно меньших базового).

В этом случае: в опасном сечении определяются нормальные напряжения

М - суммарный изгибающий момент в данном сечении

Касательные напряжения

Эквивалентные напряжения

Это условие прочности при расчете на статическую прочность.

Критерий допустимости – предел текучести σТ,

n – запас прочности.

Это напряжение сопоставляется с допускаемым.

Выбор и расчет подшипников качения

Различают два случая – медленно вращающиеся подшипники с частотой вращения меньше 1 об/мин, n < 1 об/мин, N < NБ. Они рассчитываются на статическую грузоподъемность.

Подшипники с n > 1 об/мин за срок службы испытывают значительное число нагружений и рассчитываются на динамическую грузоподъемность.

Рассмотрим расчет на статическую грузоподъемность.

Статическая грузоподъемность – статическая нагрузка, вызывающая остаточную деформацию, равную 0,0001dk.

dk – диаметр тела качения.

Как показали исследования, статическая грузоподъемность рассчитывается следующим образом:

dk – диаметр тела качения

z – число тел качения

I – число рядов шариков (роликов)

f0 – коэффициент, зависящий от величины К

Статическая грузоподъемность приводится в каталогах подшипников.

Чтобы выбрать подшипники по статической и динамической грузоподъемности, надо рассчитать эквивалентную нагрузку.

Р ≤ с – условие выбора подшипника

Fr – радиальная нагрузка

Fa – аксиальная нагрузка

X и Y – учитывают чувствительность подшипника к восприятию аксиальной и радиальной нагрузки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: