ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА




ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫТЫНАУЧИТЬСЯ

· Когда ты рассердился на сверстника и обзываешь его, можно нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой тебе хочется. Можно позволить себе подписать рисунок так, как ты хочешь. Безусловно, это упражнение выполняется в одиночестве и вне поля зрения соперника.

 

· "Недружеский шарж"

Этот игровой прием поможет тебе более достойно выйти из ситуации, когда ты сильно рассержен и "выливаешь" свои чувства на того, кто тебя обидел, кричишь, обзываешь, толкаешь и т. п. Постарайтесь уйти в другое место, чтобы он не видеть того, кто тебя так разозлил. Теперь можно нарисовать карикатуру на этого человека. Вспомини, что такое карикатура и чем она отличается от обычного портрета. Помни, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким ты видишь его в данный момент. Для этого тебе потребуются бумага и карандаши. Когда рисунок будет закончен, подпиши его так, как тебе хочется. Затем спросите себя о том, как ты себя сейчас чувствует и что тебе хочется сделать с этим "недружеским шаржем". Соверши это в действительности, не вредя при этом другим.

 

· «Мешочек для криков» («Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.).

Дома, после произошедшей ситуации, вызвавшей у тебя гнев, если ты возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить спокойно,сделай себе «Мешочек для криков» и как можно громче покричи в него. Таким образом, ты «избавишься» от своего гнева. Ты можешь кричать и визжать в него столько, сколько тебе необходимо. Но когда ты опустишь волшебный мешочек, то нужно будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый "мешочек криков" ты можешь изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в "баночку криков" или даже "кастрюлю криков", желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно.

 

· Техники физического отведения гнева - подходят любые интенсивные физические упражнения. Лучше всего, если они связаны с ударами: игры с мячом, ракеткой или ритмичные движения — плавание, бег и т. д. Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие.

Легкие мячики, которые ты можешь швырять в мишень; мягкие подушки, которые ты-разгневанный можешь пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если ты научишься пользоваться ими в экстремальных ситуациях. Родителям и другим близким необходимо заранее объяснить цель данных упражнений.

 

· Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

 

· "Критикуй, не обижая"

Эта игра тренирует умение направлять свое недовольство не на бумагу, песок или воду, а непосредственно на того, кто вызвал у тебя негативные эмоции. Конечно, форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Тебе следует стремиться не "сделать больно в отместку", а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы тебе снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно научиться конструктивной критике, а это - целое искусство. Поэтому не ожидай всего и сразу, а начинай постепенную работу в этом направлении.

Для начала подумай и вспомни набор фраз, которыми ты (или твои одноклассники) склонен пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. В этой копилке у тебя окажутся предложения типа: "Ты дурак", "Смотри, куда прешься, корова!", "С тобой со скуки помрешь!" и другие фразы, режущие ухо воспитанного человека. Можно записать эти грубости и обзывалки на отдельных листочках. Теперь запомни законы правильной критики. К ним относятся:

- критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;

- говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;

- предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь;

- покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;

- избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;

- не приказывай, а предлагай человеку выбор.

Если теория тобой усвоена, начинай практиковаться. Возьми любой листок с обидной фразой. А теперь придумай, как ее изменить таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека. Так, фраза "С тобой со скуки помрешь!" может перетечь в предложение типа: "Знаешь, мне уже надоело слушать музыку. Давай лучше погуляем или сходим на секцию" или "Лично мне не очень интересно слушать об одном и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь еще много интересных вещей. Так что, может, поговорим о чем-то еще или займемся делами?". Каким именно будет твой ответ, зависит от тебя и от того, какую ситуацию ты себе представил.

Примечание. Попроси родителей или педагога, которому ты доверяешь помочь тебе на первом этапе, так как твой речевой запас меньше в сравнении с взрослым человеком для того, чтобы придать мыслям и чувствам другую словесную форму. Помни: эти фразы-ответы нужно готовить заранее.

· "Гнев на сцене"

Этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства.

Когда ты чувствуешь, что злишься (или только что испытал злость), попробуй представить, как выглядел бы твой гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, - монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна? Какого цвета был бы его костюм? Каким он был бы на ощупь - горячим или холодным, шершавым или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом говорил бы? Какими интонациями? Как бы он двигался по сцене? При желании ты можешь нарисовать образ своего гнева, а еще лучше, войти в роль этого актера и изобразить гнев "от первого лица", выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным. Подумайте, с чего начиналось бы выступление гнева? Как развивалось бы? Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет вам весь спектакль.

Позитивным моментом в этой игре является возможность совмещения тобой ролей режиссера и актера, играющего гнев, то есть, получая возможность выплеснуть гнев, ты в то же время имеешь возможность руководить им и в конце концов "убрать" его со сцены.

 

 

· Конверсия энергии гнева в энергию роста и развития слабой части личности, которая нуждается в защите

Это достаточно сложное, но нужное упражнение. Попробуй представить образ не только своей гневной части личности, но и той слабой части, которую ты защищаешь с помощью гнева. После чего тебе предлагается перебросить всю энергию гнева на рост и развитие слабой части личности. Ты должен сосредоточиться и мысленно несколько минут поработать над этим. Затем тебе предлагается соединиться в одно целое с этой слабой частью, которая теперь уже стала сильной. Обратите свое внимание на твои ощущения во всем теле. Обычно гневная часть представляется каким-то большим, черным и колючим объектом, а слабая - маленьким, светлым и нежным. В результате такой конверсии энергии (помни, что энергия возвращается слабой части в позитивной форме) слабая часть растет и усиливается, не теряя своего качества доброты, а гневная часть исчезает или также становится доброй. Бывшая слабая часть становится способной решать те задачи, которые ранее были для нее недоступны, гнев более не нужен.

 

· «Листок гнева»

Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами - на усмотрение автора. Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил тебя во время урока. Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же и подросткам просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому тебе стоит помнить о разных способах выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ты не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь ты легко с ним справишься. После этого необходимо окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы ты перестанешь злиться и эта игра начинает тебя веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

Примечание. "Листок гнева" можно изготовить самим. Итак, представь, как выглядит твой гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь изобрази получившийся образ на бумаге. Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!

· "Посчитал до десяти я и решил..."

По сути, это правило, которого ты должен придерживаться, когда чувствуешь свою готовность действовать агрессивно. Ты ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого ты можешь принять решение, как тебе действовать в данной ситуации. Подумай, как изменились твои мысли и желания после "успокоительного" счета. Какое решение было бы более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите себе освоить такой "взрослый" стиль мышления, который ты позже сможешь использовать чаще и эффективнее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: