Определения понятий: «правовая реформа», «незавершенная реформа», «контрреформа»
§ Правовая реформа – комплекс радикальных преобразований в сфере права, правовой системы как таковой с целью улучшения, оптимизации и дальнейшего функционирования согласно концепциям правового государства и развитого общества. Некоторые источники также отмечают происходящее в ходе правовой реформы пошаговое образование новой правовой системы или появление у существующей новых качеств, черт, признаков.
В правовых отношениях реформа как термин обладает инновационным процессом права, инновационность которого состоит как в критике и попытках изменения действующего законодательства или иных элементов правовой системы, так и систематизации нормативного материала.
· Незавершённая реформа – реформа, остановленная по причине недостижимости или неэффективности поставленной цели или смене власти, правящих элит.
· Контрреформа – реформа, направленная на прекращение действия предыдущей реформы по причине ошибочности цели и необходимости противостояния последовавшим вредоносным процессам.
Типология правовых реформ.
Разработка типологии правовых реформ позволяет точнее определить понятие правовой реформы, его цели.
Классификация по сфере преобразований.
· преобразование правовой реальности.
· преобразование других сфер жизни: политической, экономической, социальной и т.д.
Классификация по степени долгосрочности достигнутых реформой результатов.
· незаконченные реформы, т.е. реформы с отрицательным результатом;
· контрреформы, т.е. необходимые для балансировки сторон меры.
Классификация по цели правовой реформы.
§ улучшение жизни общества и индивида: труднодостижимая задача по причинам поляризованности общества и следующего за ним неприятия тех или иных изменений.
§ сохранение власти правящей элитой: возникновение произвола в правовой сфере.
4. Классификация по источнику реформирования:
· реформы с опорой на позитивный отечественный опыт;
· экспериментальные инновационные реформы по созданию правовых норм и институтов, не имеющих аналогов;
· реформы по осуществлению рецепции принципов и норм зарубежного (т.е. как правило европейского) права;
· реформы по стандартизации элементов правовой системы государства с соответствии с международными требованиями.
5. Синергетический подход (по О.А.Пучкову). Согласно ней, выделяются такие типы реформ, как:
§ преобразование деятельности элементов правовой системы
(мотив—цель—задачи—содержание—формы—методы—результаты)
§ совершенствование состава субъектов правовой системы
(законодательные, исполнительные, судебные, региональные и местные органы)
§ реформирование определённых уровней правового регулирования (федерального, регионального, местного)
§ изменение содержания правового регулирования
(создание, освоение новелл применения и толкования права, также законодательства)
Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории
· Реформа с целью преобразования правовой реальности:
Судебная реформа Александра II 1864 г.
(цель: проведение крупномасштабной государственно-правовой реформы наряду с остальными реформами)
· Реформа с целью сохранения власти:
правовая реформа СССР, ставившая под сомнение любые принципы международного права как буржуазные, а значит, потенциально вражеские. Временные рамки: изначально 1917-1923, пошла на спад в 1945 после образования ООН, значительно преодолевалась в 60-е гг. с целью недопущения мировой войны.
(цель: защита социалистического строя)
· Реформа с целью преобразования деятельности элементов правовой системы:
правовая реформа Петра I, Табель о рангах 1722 г. (цель: реализация России как великой империи, решение возникающих вызовов в общественно-правовой сфере)
· Реформа с целью совершенствования органов правовой системы:
Опричнина И.Грозного 1565-1572 гг.
(цель: недопущение измены бояр)
Приказ тайных дел 1654-1676 гг.
(цель: повышение контроля работы госорганов)
Тайная канцелярия Петра I 1718 г.
(цель: рассмотрение дел о госизмене).
· Реформа с целью изменения содержания правового регулирования:
правовая реформа РСФСР 1917-1923 гг.
(цель: осуществление перехода на правовую систему, соответствующую социалистическим идеалам)
Механизм инновационного реформирования права.
Инновации в реформе права определяют содержание права, развитие правовой системы, и, самое главное, отражают происходящие изменения в государственном строе. В то же время, не каждая политически вынужденная реформа, заявленная как инновационная, соответствует этому определению.
Инновация не должна опровергать действующее право. Наиболее оптимальный процесс реформации – пошаговый, или эволюционный, впротивовес революционному. Кроме того, реформа права не синонимична эндогенной инновации права и рецепции права, поскольку реформа права меняет процессы и традиции реформируемой правовой системы.
· Основу правовой реформы составляют преобразования ради обновления правовой системы.
· Инновационное реформирование права не существует без негативных эффектов, к примеру, правовых пробелов или нарушения законодательного баланса. Реформа, таким образом, должна включать в себя контроль негативной динамики и проведение стабилизирующих мер, кроме того, быть поэтапной, тщательно спланированной, в особенности на высших уровнях права.
· Для наибольшей готовности к последствиям реформы должны быть рассмотрены прогрессивный, регрессивный и стагнационный сценарии развития реформированных элементов права. Это означает, что в зависимости от варианта событий должны быть применены контрреформы или, при положительной динамике, поддержка (за счёт в том числе и рецепции или создания эндогенных составляющих права).
· Реформа возможна как в полностью инновационном виде, так и с комбинированием новых и существующих элементов.