Психологические особенности людей пожилого возраста




Социальная адаптация людей пожилого возраста

Введение.

Психологические особенности людей пожилого возраста.

Социальный статус пожилых людей.

Основные пути социальной адаптации людей пожилого возраста.

Основные направления и формы работы клубных учреждении с пожилыми людьми.

Введение

Одной из серьёзных демографических проблем в сегодняшнем мире является проблема старения населения Земли, особенно в развитых странах. Доля людей старше 60 лет в экономически развитых странах составляет 12 - 22 % от общего числа населения. Это объясняется, во-первых, тем, что сокращается рождаемость и, во-вторых, увеличивается продолжительность жизни взрослого населения в связи с повышением жизненного уровня и достижениями современной медицины. В 20 веке смертность людей 50 - 60 лет упала, по сравнению с концом 18 века, в четыре раза, а среди семидесятилетних - в два раза.

В России, где доля лиц пожилого возраста составляет примерно 15%, старение население связано, прежде всего, с резким падением рождаемости и высокой смертностью (в силу разных причин) молодого населения, особенно мужского. Возрастной состав населения разных регионов России имеет свои особенности. В Центральном и Северо-западном регионах доля людей «третьего возраста» составляет примерно 23%. Процесс старения населения особенно заметен в малых городах и сёлах, где получение хорошего образования и достойной работы являются проблематичными. Молодые люди, уезжая учиться или работать в большие города, в родные места больше не возвращаются.

Безусловно, такого рода процессы порождают множество проблем. Во-первых, отсутствие достаточного количества молодого, трудоспособного, современно образованного населения негативно сказывается на экономическом развитии страны, а значит и на материальном благосостоянии как населения в целом, так и пожилых людей в частности. Во-вторых, со всей серьёзностью встают вопросы социальной работы среди пожилого населения: социального обслуживания и обеспечения, оказания медицинской и психологической помощи, включение этой части населения в активную общественную деятельность с тем, чтобы люди этого возраста успешно проходили процесс социальной адаптации в изменяющихся условиях жизни. Круг социальных институтов достаточно широк: семья, органы социальной зашиты и попечительства, медицинские и оздоровительные учреждения, общественные организации, церковь, учреждения культуры.

Какова роль клубных учреждений в процессе социальной адаптации людей «третьего» возраста, каким должно быть содержание, формы, методы и средства их работы, чтобы помочь пожилым людям найти своё место в обществе, реализовать творческий потенциал, тот богатейший опыт, который накопили в процессе жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, правильно выстроить систему работы с этой аудиторией, необходимо знать её особенности.

Психологические особенности людей пожилого возраста

Дать общую характеристику особенностей людей пожив возраста трудно. Во-первых, потому, что довольно сильно разновозрастные рамки этого периода жизни человека. По классификации Всемирной организации здравоохранения, население в возрасте 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 90 лет - к старшему, а от 90 лет и старше - к долгожителям. И, конечно, человек, которому исполнилось 90 лет, и по своим физиологическим, и по психологическим, и по иным параметрам сильно отличается от шестидесятилетнего. Во-вторых, среди людей этого возрастного периода есть физически здоровые и больные; живущие в семьях и одинокие; довели уходом на пенсию и переживающие этот уход тяжело; в силу необходимости ещё работающие, но тяготящиеся этой работой весёлые, жизнерадостные оптимисты и отчаявшиеся, разочаровав в этой жизни; малоподвижные домоседы и общественные, вся свете интересующиеся оптимисты.

Специалисты-психологи пытаются выявить определённые типологий людей «третьего возраста». Так, например, Ф.Уизе выделял типы стариков и старости:

1) старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

2) экстравертированный тип, признающий наступление старости через внешнее влияние и путём наблюдения за изменениями (повзрослела молодёжь, умерли друзья и близкие, произошли изменения собственного положения в семье, произошли изменения в различных сферах общественной жизни и т. п.).

И.С.Кон выделяет как типы активной творческой старости, которым присуще участие в общественной жизни, стремление к самообразованию, активный отдых, забота о других и собственном здоровье, так и отрицательные типы развития. К ним относятся: а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием современного мира, критикующие всё и всех, кроме себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; б) разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные старики, считающие себя неудачниками.

Довольно широко в психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б.Бромлей. Она выделила такие типы приспособления личности к старости:

- конструктивное отношение личности к старости;

- отношение зависимости;

- отношение враждебности к окружающим;

- отношение враждебности человека к самому себе.

Более подробно с этими классификациями можно познакомиться в книге: Бмезо М.Б., Герасимова B.C., Горелова Г.Т., Орлова Л.М. «Возрастная психология: личность от молодости до старости». Учебное пособие. М, 1999.

Однако при всём разнообразии психологических типов людей пожилого возраста всех их объединяет одно: переход из фазы зрелости к пожилому и старческому возрасту изменяет социальный статус этих людей - трудовой, семейный, общественный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: