Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны




Тема 9. Система инструментов регулирования регионального развития.

1. Система инструментов социально- экономического развития региона ориентирующего плана

2. Система инструментов активного воздействия государства на ход социально- экономического развития региона

Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально-экономического развития

Система инструментов государственного регулирования экономического развития региона ориентирующего характера включает: генеральную схему развития и размещения производитель ных сил страны, прогноз социально-экономического развития регионов, стратегический план развития региона, индикативный план развития экономики региона.

Вопрос.

Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны

Генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой прогнозный документ стратегического харак тера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу.

Она разрабатывается в целях повышения эффективности общественного производства на основе совершенствования территориального разделения труда, комплексного экономического и социального развития регионов страны. Исходной базой Генеральной схемы служат прогнозные разработки по развитию экономики в целом, отдельных отраслей, а также регионов на перспективу. Генеральная схема развития и размещения производительных сил содержит положения, отражающие различные аспекты разви тия экономики страны и размещения производительных сил по ее территории. По опыту прошлого Генеральная схема должна иметь следующую структуру. 1. Анализ развития и размещения производительных сил за базисный период. 2. Задачи развития и размещения производительных сил на перспективу, которые определяются на основе прогноза уровней развития экономики страны на перспективу с учетом долгосроч ных задач и предпосылок в соответствии с экономической стра тегией развития страны. 3. Объективные предпосылки и условия размещения производительных сил в перспективе. 4. Социальные проблемы размещения, направления и масштабы территориального перераспределения трудовых ресурсов, развитие региональной социальной инфраструктуры, рост уровня жизни в субъектах Федерации. 5. Прогноз развития и размещения отраслей народного хозяй-ства, межотраслевых комплексов и предприятий. В данном раз деле делаются расчеты роста основных производственных фондов и мощностей на базе прогноза динамики национального дохода и объема капитальных вложений, определения трудового потен циала, оценки разведанных и прогноза потенциальных природных ресурсов (топливно-энергетических, минерально-сырьевых, водных, лесных, земельных). Даются рекомендации по очередности и объемам поисковых разведочных работ по регионам страны, оценивается воздействие научно-технического прогресса на раз мещение производительных сил, выявляются районы с напряжен ной экологической ситуацией, проводится оценка возможностей сохранения и улучшения природной среды. 6. Выявление проблем экономического и социального разви тия регионов страны. Проработка комплексных программ разви тия отдельных регионов типа Программы развития Нечернозем ной зоны, зоны БАМ, Москвы и Московской области, Санкт- Петербурга и Ленинградской области. 7. Оценка влияния международного разделения труда (глоба-лизации экономических связей) на размещение производительных сил страны. 8. Расчет экономической эффективности предлагаемых изме-нений в региональной структуре народного хозяйства. При разработке Генеральной схемы предусматривается вари-антность в развитии и размещении производства отдельных отрас-лей и регионов. Одна из главных задач составления Генеральной схемы состоит в обеспечении согласованности отраслевого и территориального развития по основным показателям реального сектора экономики, сбалансированности территориальных ресурсов многоцелевого назначения (трудовых, природных) с потребностями отраслей в них в территориальном разрезе. Наряду с Генеральной схемой целесообразно разрабатывать отраслевые схемы развития производства, а также территориаль ные схемы развития и размещения производительных сил регио нов страны, отраслевые схемы развития производства. Отраслевые схемы развития производства содержат два основ-ных раздела: анализ развития и размещения отрасли за базисный период и обоснование развития и размещения отрасли в перспек-тивном периоде. Потребность в продукции отрасли (производства) на перспек тиву обосновывается исходя из стратегии развития экономики страны, утвержденных целевых комплексных программ, она вклю чает потребности домашних хозяйств, государства и потребности смежных отраслей. Распределение продукции отрасли по терри тории страны принимается в соответствии с принципом абсолют ных и сравнительных преимуществ.

Потребность в продукции производственного назначения обосновывается исходя из наме-ченных объемов производства на предприятиях-потребителях в территориальном разрезе. Территориальные схемы развития производства содержат обосно вание развития и размещения производительных сил региона на перспективу. Вместе с ними разрабатываются схемы формирования и развития ТПК, районные планировки и другие документы. В территориальных схемах обосновываются направления про-изводственной специализации и комплексного экономического и социального развития региона исходя из природных и социаль но-экономических предпосылок, выявляются территории, ограни ченные для размещения производства, в частности из-за эколо гических соображений, а также территории, приоритетные для строительства крупных предприятий определенного профиля. Определяются эффективные варианты размещения предприятий различных отраслей, формирования ТПК и промышленных узлов, направления хозяйственного освоения новых территорий. Рас сматриваются вопросы развития средних и малых городов. Опре деляется перечень важнейших проблем для разработки целевых комплексных программ, дается оценка эффективности намечае мых направлений развития и размещения производительных сил, особое внимание уделяется вопросам социального развития, системе внутрирайонного расселения и развитию сферы обслужива ния. Еще одним документом, носящим индикативный характер, является районная планировка. Районная планировка — вид проектно-планировочных работ, предназначенных для рациональной организации территории в целях обеспечения оптимальных условий для развития производства, совершенствования существую щих и создания новых систем расселения, межселенного обслу живания населения, охраны окружающей среды, сохранения па мятников материальной культуры, защиты населенных пунктов и территорий от опасных геологических и гидрогеологических про цессов с учетом эффективного и комплексного использования природных, энергетических, материальных и трудовых ресурсов. В зависимости от местных особенностей задачи районной плани ровки конкретизируются в каждом случае при комплексном под ходе с вариантной проработкой проектных решений. Основными структурными элементами районной планировки являются схемы и проекты, разрабатываемые на 20 лет вперед. Схемы и проекты районной планировки являются ориентирующи ми документами, разрабатываются в увязке с комплексной про граммой развития экономики региона. Принципиальные решения районной планировки используют ся при разработке генеральных планов населенных пунктов, групп промышленных узлов, аграрно-промышленных комплексов и объединений, национальных парков, заповедников, курортов и туристских комплексов, проектов межхозяйственного и внутри-хозяйственного землеустройства, лесоустройства, зеленых зон го-родов, размещения объектов различных отраслей народного хозяйства и культурно-бытовых центров межселенного значения. В структуру районной планировки как документа входят графи ческие материалы и пояснительная записка с технико-экономиче скими показателями. К числу основных графических материалов, входящих в состав районной планировки, относятся: план современного использо вания территории (опорный план); схема комплексной оценки территории, схема охраны природы; проектный план региона с выделением внутренних административных составляющих. Пояснительная записка включает содержательный анализ со-временного положения, а также предложения по функционально му зонированию территории, включая проекты размещения объек тов народного хозяйства, совершенствованию системы расселения, развитию существующих и созданию новых населенных пунктов, развитию транспортных и инженерных коммуникаций, развитию и размещению зон отдыха, объектов строительной индустрии. Прогноз социально-экономического развития региона

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви-тия является отправной точкой работы по управлению региональ ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ ного хозяйственного комплекса. Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно вания целей и задач социально-экономического развития, выра ботки и обоснования социально-экономической политики прави тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. В состав прогноза социально-экономического развития реги она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона. В частных прогнозах оцениваются:

• демографическая ситуация в регионе;

• состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, вод ные и лесные ресурсы;

• будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

• основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

• величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

• платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

• темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре гионального хозяйственного комплекса. По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес-кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный. Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек-тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне-срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати. Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

• данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;

• прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

• проект сводного финансового баланса на территории России;

• перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена поли тика Правительства РФ;

• перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;

перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

• проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успеш ной реализации намеченных задач. В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифи цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс периментальных прогнозных расчетов. Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический. Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются вы воды относительно состояния прогнозируемого объекта в буду щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюда телям» происходящих процессов. Целевые установки социально- экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн». Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и сте-пени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин. Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза. Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показа тели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона. Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Государственное прогнозирование базируется на информации, пре-доставляемой соответствующими органами исполнительной вла сти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответствен ность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.). Система национальных счетов является сводным и обобщаю-щим инструментом проведения экономических расчетов. Регио-нальная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про-исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позво ляет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек торов и институциональных единиц на различных стадиях про цесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования. Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов мо жет применяться как при проведении макроэкономических рас четов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое. Теоретическая база прогнозирования регионального развития. Прогноз социально-экономического развития региона базирует ся на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики. Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой те ории выход из состояния слаборазвитости может быть описан сери-ей стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна. У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного обще ства к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание предпосылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) переход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и ло гику развития. По мнению автора теории, они не только характе ризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории. Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либера-лизация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сум му внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов. Традиционно неоклассические модели роста строятся на мо делях Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Соглас но неоклассической теории экономический рост обусловлен тре мя главными факторами: • ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования); • накоплением капитала (через сбережения и инвестиции); • прогрессом в технологиях. В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличе ние доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал — доходы на инвестиции» выше. Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребитель ской экономики — модель АЛьюиса. Созданная им двухсектор- ная модель является господствующей теорией развития для тру-доизбыточной экономики стран «третьего мира». В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хо-зяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной произ-водительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую мож но изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к кото рому относится городская промышленность и в который посте-пенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства. Основное внимание в модели АЛьюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятос ти в современном секторе. Как миграция, так и занятость в со временном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уров нем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции произво дятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами совре менного сектора. Заработная плата предполагается фиксирован ной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработ ной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассмат ривалось АЛьюисом как абсолютно эластичное. Данная модель может быть приспособлена для описания вза-имосвязей экономических переменных в отдельных регионах Рос сии. Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации. При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть од-новременный процесс роста и различных сопутствующих измене ний, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах разви тия в связи с целым рядом специфических факторов. К ним от носятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства го-сударственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны. Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных пре-образований наряду с моделью трудоизбыточной экономики АЛь- юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в об ласти межотраслевого баланса. Эмпирические исследования структурных сдвигов показыва ют, что темпы и формы развития могут различаться в зависимос ти как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из ко торых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти раз личия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государствен ную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики спосо бен привести к самоподдерживаемому росту. Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пыта-ются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмер ного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралис тами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, по скольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих дина мику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают вни мание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, ко торые воспроизводят бедность стран «третьего мира». В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах — МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где все гда были сильны позиции представителей «третьего мира», утра тили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимо сти ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоре тики неоклассической школы утверждают, что именно вмешатель ство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инве стиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешатель ства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг. По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населе ния или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к ра-циональному распределению ресурсов и тем самым — к ускоре нию роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.

Стратегическое планирование регионального развития

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различ ных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка та кого документа предусматривает: • постановку целей развития региона; • определение путей достижения поставленных целей; • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; • разработку методов организации движения по избранным направлениям; • обоснование рациональных способов использования ресур сов. Стратегический план социально-экономического развития ре-гиона — это индиктивный документ, который позволяет админи-страции региона и региональному сообществу действовать совме-стно. Это — документ не исключительно администрации, а в боль-шей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического про цесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ори ентир, выработанный с участием всех агентов экономической де ятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные дей-ствия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он пред-ставляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратеги ческих действий во всех сферах жизни региона. К основным характеристикам стратегического плана социально- экономического развития региона относятся: • выделение сильных и слабых сторон региональной эконо мики, стремление усилить, развить, сформировать конку рентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей; • краткие идеи и принципы, которые ориентируют произво дителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующи еся на видении будущего развития; • партнерское взаимодействие всех региональных сил. Составляющей стратегического плана развития региона дол жен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий. Этапы разработки стратегического плана социально-эконо-мического развития региона включают: 1) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-эко-номического развития региона, предполагающую также проведе ние анализа региональной ресурсной базы этого развития; 2) выработку концепции развития экономики региона, прора-ботку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей; 3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона. Эти направления классифицируются в зависимости от возмож-ных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных ва-риантов специализации регионального хозяйственного комплекса. Исходным пунктом разработки концепции должно стать оп-ределение целей развития региона, а также его отраслевых при-оритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности регио на, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предла гается формирование и выполнение «социального заказа». В по нятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы: • достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг; • фактический уровень потребления в развитых странах; • рациональные нормативы. В грубо обобщенном виде альтернативы регионального разви тия можно определить следующим образом: 1) стратегия роста, которая осуществляется путем значи тельного ежегодного превышения уровня краткосрочных и дол госрочных целевых параметров над уровнем показателей преды дущего года (она применяется, как правило, в динамично разви вающихся регионах, имеющих значительный потенциал); 2) стратегия ограниченного роста, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регио ны со стабильной экономической ситуацией, не желающие силь но рисковать в выборе вариантов развития); 3) стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего сред ства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом). В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэф фективность которых обусловливает падение результатов по реги ону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в пере профилированные и модернизированные предприятия региона. Определение «полюсов» регионального развития является важ-нейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Глав ным направлением реформирования экономики большинства ре гионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриально го типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентирован-ной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики. Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете. Реализация этого положения означает: • расширение возможных источников финансирования отрас лей социальной сферы, привлечение для этого средств на селения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюд жетных отраслях социальной сферы; • снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных ме-роприятий, структурной перестройки и расширения са-моокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться ре жимом налоговых льгот и наибольшего благоприятство вания; • проведение политики развития конкуренции на рынке со-циальных услуг с обязательным контролем органов регио-нального управления за качеством услуг; стимулирование создания конкурентной среды на монопольных рынках социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право выполнения социальных услуг; формирование муници пального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы. Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инноваци-онных производств и новых технологий. Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть за-ложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения.

В связи с этим реструктуризация про-мышленности, особенно крупных предприятий, должна предус-матривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособ ный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка иннова ционного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств. Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отрас-лей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддер жка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финан совую устойчивость экономики региона, станет источником уве личения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцент рирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях эконо мики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тес ные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рам ках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона. Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и сред-него предпринимательства. Производства массового и крупносерийного характера в боль-шинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточ но рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокра щения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности. Проведение политики диверсификации позволит на базе круп-ных промышленных предприятий сформировать несколько сред них и малых, более эффективно использующих те же производ ственные мощности. Однако это возможно лишь при условии со здания определенного механизма реализации процедуры разукруп нения предприятий и разделения собственности. Одним из ва риантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий. Поддержка малого и среднего предпринимательства не обходима для проведения регионом политики по созданию рабо чих мест без снижения эффективности производства и произво дительности труда. Малое предпринимательство, особенно в об ласти производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения. Одной из целей реструктуризации экономики является насы-щение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работа-ющих в условиях, замкнутых на рынке региона. Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической незави-симости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего про-изводства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобали зации экономических связей. Речь идет о корректировке эконо мических связей, устранении диспропорций между ввозом и вы возом продукции с точки зрения ее общественной полезности и в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: