Манипулятивное и актуализированное преподавание.




Тренинг «Какой я учитель манипулирующий или актуализирующий?»

Вводное слово.

Цель – развитие знаний, умений и навыков, направленных на эффективное распознавание и противодействие манипуляциям.

Задачи:

- Повышение общей информированности о манипуляциях, манипуляторах и способах совладания с ними;

- Осознание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с манипуляторами;

- Развитие умений и формирование навыков противодействия манипуляторам.

 

Введение правил работы в группе

Описание

Участники вместе с тренером вырабатывают правила работы в группе, такие как:

1. Все, что происходит во время тренинга, остается между его участниками.

2. Говорить только от своего имени.

3. Не давать оценок.

4. Активность.

5. Правило «Стоп»

6. Отношение как участника, а не наблюдателя.

 

Психологическая манипуляция — тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей в свою пользу при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики.

Манипулятором я называю человека, который эксплуатирует, использует или управляет собой и другими как вещами в совершенно ущербной манере.

Противоположным манипулятору является актуализатор (крайне редко встречающийся в чистом виде). Его можно охарактеризовать как человека, который ценит себя и окружающих как личностей или субъектов с уникальным потенциалом.

На слайде вы можете рассмотреть базовые характеристики М и А

Из Диктатора развивается Лидер.

Из Калькулятора развивается Почтительный.

Из Задиры развивается Борец за права.

Из Судьи развивается Выразитель.

 

Поговорим о манипуляторах и актуализаторах в школе.

Классная комната — пугающе благодатная почва для культивирования манипуляций.

Одна из главных причин этому — настойчивое требование школьной администрации к учителям удерживать контроль над всеми детьми. А контроль над другими, даже если он в основе своей имеет благие намерения, низводит людей до статуса вещей.

В этой ситуации ученики, в особенности младшие, стремятся противостоять любому контролю. Каждый из нас наверняка помнит подобных «неукротимых» (учителя называют их хулиганами) учеников.

Манипулятивное и актуализированное преподавание.

Давайте рассмотрим несколько примеров диалогов в классной комнате, предложенных американским психологом. И на основании уже полученной информации, Решите для себя, кто из учителей актуализирует интересы учащихся, а кто манипулирует и контролирует ими:

Также проведите аналогию с собой и в своих блокнотах зафиксируйте кратко ситуацию и ответ того учителя, с которым совпадал ваш ответ, в подобной ситуации. И напротив ответа, поставьте смайлик с улыбкой если ответ А, грустный, если М.

Будем сразу сразу каждую ситуацию разбирать?

Тед. Где живет больше муравьев — внутри или снаружи?

Учитель А. Я их об этом не спрашивал. Давайте вернемся к уроку.

Учитель Б. Я действительно не знаю. Почему бы тебе не понаблюдать за ними, чтобы выяснить это?

Студент университета Я не знаю, на какую тему лучше написать реферат по этому курсу — "Школы и несовершеннолетние преступники" или "Умственное развитие преступников"?

Профессор А. Обе темы соответствуют требованиям. Я правильно понял, что у вас возникли проблемы с выбором?

Профессор Б. Мне бы хотелось, чтобы вы писали на тему "Умственное развитие преступников".

Мэри. Я хочу приделать эту аппликацию к юбке моей младшей сестры.

Учитель А. Попробуй узнать, сможешь ли ты заняться шитьем на уроке труда.

Учитель Б. У нас урок рисования, а не шитья.

Дэн. Мистер И., почему не все имеют такую гибкость, как акробаты?

Учитель А. Мы поговорим об этом завтра, а сегодня мы изучаем мышцы.

Учитель Б. Почему ты спрашиваешь об этом?

Марджори. Наша кошка выгибает спину и шипит, когда кто-нибудь подходит к ее котятам.

Учитель А. Сейчас нас не интересует, как кошки защищают свое потомство. Мы говорим о защитной окраске насекомых и птиц.

Учитель Б. Вы можете проследить связь между защитой насекомых с помощью окраски и защитой кошек с помощью когтей.

 

Актуализирующий ответ на вопросы учеников подчеркивает важность интереса проявленного учеником, даже если этот интерес на первый взгляд не связан с темой урока или даже изучаемым предметом. Напротив, манипулятивные ответы дают ученикам понять, что проявляемый ими интерес не важен или даже глуп. Актуализирующие комментарии учителя вполне могут сократить львиную долю манипуляций учащихся, обеспечив интерес и внимание класса.

Правильное поведение (рекомендации) в ученических вопросах:

1. Убедитесь, что поняли, о чем вас спрашивают.

2. Нередко вопрос заслуживает большего, чем ответ.

3. Поспешные ответы могут выработать склонность полагаться на опыт других без проникновения в суть предмета.

4. Вопрос задают не всегда для того, чтобы получить ответ.

Манипуляции учащихся.

Отплачивая учителям той же монетой, ученик начинает ловчить. Чтобы манипулировать ими, он осваивает разные обманные приемы. Вот некоторые из них, применяемые в современных школах:

1. Сталкивание учителя с родителями "Моя мама говорит, что эта глупая работа". "Я не смог сделать домашнюю работу, потому что вчера у нас были гости". "Мой отец в это не верит".

2. Беспомощность "У меня не получается, помогите мне".

3. Болезнь. Частое посещение медкабинета, особенно во время контрольных.

4. Лесть. "Вы самая лучшая учительница из всех, что я знаю".

5. Сталкивание одного учителя с другим. "На уроках мистера Эдвардса весело".

6. Перекладывание ответственности на учителя. "Я мог бы выучить английский, если бы уроки были более интересными".

Манипуляции учителей.

Учитель тоже не без греха. Чтобы держать в узде маленьких человечков, в школе издревле применяются маленькие трюки:

1. Система доносов. Воспитатели частенько приучают детей к тому, чтобы они шпионили друг за другом и докладывали учителю, кто курит, кто ругается, кто хулиганит.

2. Система любимчиков. Некоторые ученики ставятся в привилегированное положение. Их освобождают от работы "за примерное поведение" и т.д.

3. Состояние подвешенности. Трудных учеников держат в подвешенном состоянии, постоянно давая понять, что вопрос об их переводе в следующий класс не решен.

4. Унижение. Трудные дети "платят" за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище перед одноклассниками как дураков и неучей.

5. Наказание оценками.

6. Нелестные сравнения. Ребенку можно систематически напоминать о его старших братьях и сестрах, которые, не в пример ему, были круглыми отличниками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: