Что делают специалисты Службы ранней помощи?




Посещение службы ранней помощи может быть вызвано различными запросами семьи. Не все обращающиеся семьи нуждаются в индивидуализированной, длительной помощи специалистов. Одним семьям необходимо однократное консультирование по вопросам здоровья, поведения, развития ребёнка, другим несколько подробных консультаций или занятий для разрешения сложившейся ситуации (психологическая травма). Другой группе детей и семей необходимы групповые занятия с целью приобретения социального опыта, совершенствования навыков коммуникации (речи).

Работая с ребенком и семьей, специалисты Службы ранней помощи не борются с нарушением, а работают по трем направлениям:

- развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний)

- приспособление окружающей среды (когда нет физических барьеров, таких, как пороги, узкие двери, крутые лестницы, когда ребенок может пользоваться всем, чем пользуются другие дети, когда у него есть вспомогательное оборудование)

- обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе).

Все это делается для того, чтобы ребенок мог жить дома, учиться в обычной школе или дошкольном учреждении, чтобы он был включен в систему социальных отношений и активно в ней участвовал.

 

Этапы ранней помощи

В целом, этапы оказания помощи семье имеют следующую последовательность:

Первичный прием - это один из первых этапов оказания помощи семье. Цель первичного приема – выяснить нуждается ли ребенок и его семья в программе раннего вмешательства.

Первичный прием – этап одновременно и решающий, и предварительный. Значимость его определяется тем, что он решает следующие задачи:

1. Сбор начальных данных о ребенке и семье.

2. Оценка потребностей семьи и ребенка.

3. Оценка соматического здоровья ребенка.

4. Проведение первичной оценки:

- зрения и слуха

- двигательного, коммуникативного, познавательного, эмоционального развития

- взаимодействия родителей и ребенка

5. Обсуждение и согласование с родителями результатов первичной оценки.

Уже на первичном приеме в общих чертах обозначается будущая программа взаимодействия семьи и специалистов, но она носит ориентировочный, приблизительный характер, который уточняется, дополняется на последующих встречах.

Первичный прием проводят два специалиста: педиатр развития и педагог/психолог/логопед.

На последующих приемах специалисты проведут междисциплинарную оценку и спланируют Индивидуальную программу ранней помощи.

Междисциплинарная оценка является обязательной процедурой в ранней помощи. Ее проводят для каждой семьи, если после первичного приема или после периодической оценки в Индивидуальной программе ранней помощи у специалистов или семьи появилось беспокойство о функционировании ребенка в повседневной жизни.

Процесс проведения междисциплинарной оценки – это, скорее, процесс открытия нового знания о ребенке и семье, которое поможет понять уникальные компетентности и ресурсы каждой конкретной семьи и ребенка. Подобные знания помогут в дальнейшем развивать значимую и полезную Индивидуальную программу ранней помощи, которая будет действительно индивидуализирована и направлена на поддержку ребенка и семьи. Такая оценка отличается от традиционной диагностики (которая направлена на выявление, в основном, дефицитов ребенка) и идет значительно дальше знания о том, какие у него недостатки.

Вместе с родителями специалисты составят план междисциплинарной оценки, которая будет состоять из нескольких частей:

1. Дифференциальная диагностика, а именно исследование причин конкретных ограничений жизнедеятельности ребенка: исследование особенностей состояния функций организма (например, уточнение степени снижения слуха и зрения); факторов окружающей среды, влияющих на ребенка и семью.

2. Оценка рутин (повторяющихся ежедневных жизненных ситуаций), в которых семья испытывает трудности.

3. Углубленная оценка навыков ребенка, требующихся для выполнения данных рутин, например, углубленная оценка коммуникации, или мобильности, или познавательных способностей.

4. Оценка мотивационных факторов (что любит ребенок, что может побуждать его к активности).

Перед оценкой специалисты обсуждают с родителями следующие вопросы:

- родители хотят, чтобы оценка была дома или в Службе;

- какое время дня для проведения оценки лучшее для ребенка;

- есть ли кто-то еще, кто мог бы участвовать в оценке: родственники, друзья, няня, кто хорошо знает ребенка;

- предположения об уровне развития ребенка и что это значит;

- специфические области, в которых ребенок нуждается в оценке и помощи;

- типы специалистов, которые будут проводить оценку;

- как долго оценка будет длиться;

- объяснение тестов (или других методов), которые будут использоваться и что эти тесты могут или не могут сказать о развитии ребенка;

- что специалист ищет в ответах или действиях ребенка;

- некоторую важную информацию о ребенке, которую уже знает родитель.

Родители также могут активно участвовать в подготовке окружающей среды для проведения оценки:

- принести любимые игрушки ребенка;

- принести ту еду, которую обычно ест ребенок дома;

- принести те приспособления (для сидения или еды), которые родители используют дома;

- одеть ребенка в свободную, удобную одежду.

Для проведения оценки специалисты встречаются с ребенком и семьей два и более раза. При этом они, преследуя выше описанные цели:

- проводят специальные тесты и пробы (для оценки должны быть использованы только надежные, валидные, репрезентативные методики);

- играют с ребенком или могут попросить родителей поиграть с ним;

- наблюдают за ребенком в свободной деятельности;

- беседуют с родителями, обсуждая необходимые вопросы;

- объясняют родителям, что они делают, что они видят.

Кроме этого, междисциплинарная оценка может включать в себя:

- дополнительную оценку здоровья ребенка, углубленное обследование зрения и слуха (в специализированных центрах);

- если родители разрешают, знакомство с заключениями и отчетами других специалистов, которые могут быть полезны.

Участвуя в проведении оценки, родители могут:

- активно наблюдать за ребенком и делиться со специалистами своими наблюдениями;

- делиться со специалистами информацией о ребенке, заполняя опросники и анкеты;

- просто сидеть сзади ребенка, поддерживать его;

- предложить игры и занятия, которые помогут исследовать способности ребенка;

- сказать, является ли то, что специалисты видят, типичным для ребенка;

- комментировать процесс оценки и помочь увидеть сильные стороны и потребности ребенка;

- задавать вопросы и делать предположения о том, как идет процесс оценки;

- рассказать есть ли что-то в режиме дня ребенка, что тревожит родителей (кормление, сон, игры, купание и пр.). Например: кормление это всегда стресс, потому что есть проблемы с сосанием или глотанием.

 

Для проведения процедуры междисциплинарной оценки специалисты могут встречаться с семьей индивидуально или совместно. Выбор варианта проведения оценки опять же зависит от ситуации развития ребенка. Например, для оценки двигательного развития ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями физический терапевт встречается с семьей индивидуально. В то время как для проведения оценки развития ребенка с нарушением зрения и небольшими двигательными нарушениями, педагог и физический терапевт встречаются с семьей совместно. В этом случае педагог и мама играют с ребенком, а физический терапевт наблюдает за ребенком, предлагая педагогу выполнить определенные пробы. Он может попросить педагога поиграть с ребенком в догонялки, чтобы оценить у него координацию движений.

После проведения междисциплинарной оценки каждым специалистом, мини-команда проводит общую встречу, на которой специалисты знакомят друг друга с полученными результатами, обсуждают их, делают общие выводы. Подобное обсуждение позволяет взглянуть на ситуацию ребенка глазами разных специалистов, что делает представление о ребенке более целостным. Специалисты также должны обсудить с родителями полученные результаты и написать заключение.

На следующем этапе оказания ранней помощи на основании данных междисциплинарной оценки для семьи составляется Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: