Предпосылки появления философии в Древнем Китае и Древней Индии.




Практическая работа

Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект;

Цель работы

1.1 закрепить теоретические знания о значении философии в жизни и развитии человеческого общества;

1.2 научиться сравнивать, выделять общие черты и различия, выделять главное и особенное;

Теоретическое обоснование.

Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается.

Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается, как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства и обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:

§ в проблеме мира и его познания;

§ в проблеме взаимодействия человека и природы;

§ в проблеме смысла жизни человека и др.

В философии Древнего Китая и Древней Индии рассматривали проблемы:

§ прекрасного и безобразного;

§ добра и зла;

§ справедливости и несправедливости;

§ дружбы, товарищества;

§ любви и ненависти;

§ счастья, наслаждения и страдания.

Философские взгляды, теории, идеи, системы Древнего Китая и Древней Индии являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).

Идеализм представлен в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является «И цзин» («Книга перемен »). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого — это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Строго говоря, «Книга перемен » — это еще не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от до философских и в какой-то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды мудрых людей.

Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лао цзы (вторая половина VI — первая половина V вв. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 — 479 гг. до н. э.).

Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются «жэнь» (человеколюбие, гуманность) и «ли». «Жэнь» выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип «жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». Средством обретения «жэнь» является практическое воплощение «ли». Критерием применимости и приемлемости «ли» выступает «и» (долг, справедливость). «Ли» (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества — между отдельными людьми и различными социальными группами.

Порядок выполнения работы

· изучить теоретический материал по теме;

· получить вариант задания;

· выполнить задание;

· оформить отчёт о работе.

Варианты заданий

Задание №1. Составить сравнительную характеристику в виде таблицы древнеиндийской и древнекитайской философии.

Выполняя следующие указания:

1) прочитайте текст методического пособия, материал 4-го занятия.

2) заполните графы таблицы.

При выполнении задания используйте материал учебной лекции по теме 1.2, материал учебника, философский словарь.

Предпосылки появления философии в Древнем Китае и Древней Индии.

Макет таблицы:

Философия Древнего Китая Философия Древней Индии
Философские направления
1. 2. 1. 2.
Мыслители
1. 2. 1. 2.
Философский интерес
1. 2. 1. 2.
Основные философские идеи
1. 2. 1. 2.
Основные ценности
1. 2. 1. 2.

 

Задание 2. Работа с текстом, используйте материал занятия №4

· прочитать задание принять участие в решении проблемно-познавательных задач:

· объединитесь в группу 4 чел, выберите один вариант, выскажите свою точку зрения, обсудите в чате с студентами четыре истины Будды и сделайте вывод.

Вариант 1. Будда. «Четыре благородные истины»

· «вся человеческая жизнь – это сплошное страдание »:

Вариант 2. Будда. «Четыре благородные истины»

· «причина страданий — стремление к удовольствиям»;

Вариант 3 Будда. «Четыре благородные истины»

§ «прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности»;

Вариант 4. Обсудите, какое философское открытие делает Будда в своей проповеди о четырех истинах, где содержится диагноз и рецепт болезни, поразившей бытие людей. И хотя этот диагноз и рецепт звучат незамысловато, но они заключают в себе глубокое философское открытие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: