Технология педагогического анализа учебно-тренировочного занятия




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№, наименование задания Количество часов
Раздел 1. Нормативные И ОРГАНИЗАЦИОННО-методические основы стажировки  
Тема 1.1. Организационно-методические основы стажировки  
Тема 1.2. Содержание и особенности учебно-тренировочного и воспитательного процесса  
Раздел 2. Учебно-тренировочная работа в избранном виде спорта  
Тема 2.1. Ознакомление с планированием учебно-тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки  
Тема 2.2. Ознакомление с планированием учебно-тренировочных нагрузок в мезоцикле  
Тема 2.3. Ознакомление с планированием учебно-тренировочных нагрузок в микроцикле и отдельном занятии  
Тема 2.4. Ознакомление с организацией и с содержанием процесса многолетней подготовки в избранном виде спорта  
Тема 2.5. Теоретико-методические основы общей и специальной физической подготовки в избранном виде спорта  
Тема 2.6.Теоретико-методические основы обучения технике избранного вида спорта  
Тема 2.7.Теоретико-методические основы обучения тактике избранного вида спорта  
Тема 2.8. Проведения отдельных частей учебно-тренировочных занятий  
Тема 2.9. Участие в проведении 3 учебно-тренировочных занятий и спортивно-массового мероприятия в период стажировки: 2.9.1. Подготовка плана конспекта; 2.9.2. Проведение; 2.9.3. Анализ  
Тема 2.10. Проведение пульсометрии учебно-тренировочного занятия  
Раздел 3. Научно-исследовательская работа в избранном виде спорта  
Тема 3.1. Методы педагогического контроля физической подготовленности  
Тема 3.2. Методы педагогического контроля технической и тактический подготовленности  
Тема 3.3. Оформление отчета о прохождении стажировки  
Итого:  

 

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

 

Стажировка проводится в три этапа.

Первый этап – подготовительный. Формой его реализации является групповое и индивидуальное консультирование по выполнению учебной программы стажировки, оформлению документации. Данный этап включает освоение содержания первого раздела тематического плана:

 

Раздел 1. Нормативные И организационнО-методические основы стажировки

 

Тема 1.1. Организационно-методические основы стажировки

Цели и задачи стажировки. Содержание программы стажировки. Характеристики и анализ инструктивно-методических, нормативных и программных документов в специализированных учебно-спортивных учреждениях.

Права и обязанности стажеров. Требования к ведению и представлению документации, критерии оценки стажировки. Оформление и представление отчета по итогам прохождения стажировки. Инструктаж о соблюдении мер безопасности на занятиях.

Тема 1.2. Содержание и особенности учебно-тренировочного
и воспитательного процесса

Юридический статус и ведомственная принадлежность базы стажировки, её адрес, материально-техническое обеспечение, содержание и направление деятельности. Нормативные и правовые документы, источники финансирования, структура органов управления базы стажировки. Организация учебно-тренировочных занятий и воспитательной работы.

Второй этап – основной, в течение которого слушатели осуществляют профессиональную деятельность в соответствии с программой и заданием на стажировку.

Второй этаппредусматривает выполнение следующих разделов:

 

Раздел 2. Учебно-тренировочная работа в избранном
виде спорта

 

Тема 2.1. Ознакомление с планированием учебно-тренировочных нагрузок
в годичном цикле подготовки

Ознакомление с методическими подходами и практическим опытом планирования тренировочного процесса. Определение основных задач учебно-тренировочного процесса и структуры годичного цикла подготовки с учетом календаря соревнований и уровня подготовленности занимающихся. Выбор рациональной последовательности освоения базовой техники избранного вида спорта (спортивной специализации). Определение оптимальной продолжительности периодов и этапов для решения задач по видам подготовки. Выбор содержания и определение сроков сдачи контрольных нормативов.

Распределение тренировочных средств в периодах и этапах для решения задач общей и специальной подготовки с учетом контингента занимающихся. Возможность положительного или отрицательного переноса при формировании двигательных навыков и развитии физических качеств.

 

Тема 2.2. Ознакомление с планированием учебно-тренировочных нагрузок
в мезоцикле

Ознакомление с методическими подходами и практическим опытом планирования базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных и соревновательных мезациклов. Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в базовых мезоциклах различного типа.

Типы и структура мезоциклов. Представление факторов, определяющих построение тренировочного процесса в течение года, вариантов структуры подготовительного периода, структуры тренировочного года и особенностей их применения в подготовке спортсменов.

 

Тема 2.3. Ознакомление с планированием учебно-тренировочных нагрузок в микроцикле и отдельном занятии

Ознакомление с основными правилами построения учебно-тренировочных занятий. Содержание и структура занятия. Основные элементы структуры: части занятий, их взаимосвязь, оптимальная организация деятельности занимающихся. Правила построения занятий в зависимости от намеченных задач, подготовленности и текущего состояния занимающихся в начале занятия. Ознакомление со структурой и содержанием планов-конспектов подготовительной, основной и заключительной частей учебно-тренировочных занятий различной направленности. Формулирование задач учебно-тренировочного занятия, их соответствие плану микроцикла. Определение средств, методов и методических приемов, используемых для их решения, параметров нагрузки и отдыха в отдельных заданиях или сериях заданий. Общая и специальная направленность подготовительной части занятия.

Тема 2.4. Ознакомление с организацией и с содержанием процесса многолетней подготовки в избранном виде спорта

Ознакомление слушателей-стажеров с общей характеристикой системы подготовки спортсменов в избранном виде спорта. Продолжительность и структура многолетней подготовки. Оптимальные возрастные границы начала занятий и достижения наивысших спортивных результатов.

Этапы многолетней спортивной подготовки. Факторы, определяющие продолжительность и структуру многолетней подготовки: специфика соревновательной деятельности, закономерности становления различных сторон спортивного мастерства, индивидуальные и гендерные особенности спортсменов, возраст начала занятий; содержание тренировочного процесса.

Ознакомление с организацией деятельности республиканских центров олимпийской подготовки. Ознакомление с основами формирования моделей подготовки резерва национальных и сборных команд по видам спорта.

Тема 2.5. Теоретико-методические основы общей и специальной физической подготовки в избранном виде спорта

Характеристика основных средств и методов, направленных на развитие двигательных способностей (с учетом специфики вида спорта и этапа подготовки).

Методика подбора средств и методов, преимущественно направленных на развитие скоростных и силовых способностей. Методические приемы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции, скорости одиночных и повторных движений. Методические приемы, направленные на использование упражнений с отягощениями с целью развития скоростных способностей. Нормирование параметров нагрузки при выполнении заданий, направленных на развитие различных скоростных и силовых проявлений.

Методика подбора средств и методов, преимущественно направленных на развитие выносливости. Нормирование параметров нагрузки при выполнении заданий, направленных на развитие общей и специальной выносливости. Методические приемы, направленные на развитие локальной мышечной выносливости.

Нормирование параметров нагрузки при выполнении заданий, направленных на развитие специфических и специальных координационных способностей. Методические приемы, направленные на развитие ведущих для спортсменов специфических координационных способностей.

Нормирование параметров нагрузки при выполнении заданий на развитие активной и пассивной гибкости. Методические приемы, направленные на увеличение подвижности в суставах и на поддержание достигнутого уровня.

Тема 2.6. Теоретико-методические основы обучения технике
избранного види спорта

Методика подбора общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Разбор особенностей выполнения общеподготовительных и вспомогательных упражнений с учетом поставленных задач и индивидуальных особенностей занимающихся. Методические приемы обучения юных спортсменов технике общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Предупреждение и устранение двигательных ошибок. Обеспечение страховки при выполнении упражнений и учебных заданий.

Методика обучения отдельным техническим элементам и целостным двигательным действиям. Разбор методических приемов, направленных на трансформацию двигательного умения в навык. Варьирование техники движений на этапе углубленного разучивания. Методические подходы, направленные на предупреждение и устранение двигательных ошибок.

 

Тема 2.7. Теоретико-методические основы обучения тактике
избранного вида спорта

Структура тактической подготовленности с учетом специфики вида спорта. Характеристика основных средств и методов овладения тактическими действиями. Методика обучения основам тактики. Формирование у юных спортсменов представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики. Формирование базовых знаний по теории тактики. Овладение основами тактики при выполнении специально-подготовительных упражнений.

Тема 2.8. Проведения отдельных частей учебно-тренировочных занятий

Составление плана-конспекта части учебно-тренировочного занятия (задания) слушателями стажировки и практическое проведение отдельных частей занятия (заданий) с педагогической задачей, поставленной тренером-преподавателем.

Объяснение целей, задач и содержания задания. Совершенствование умений и навыков обучения спортсменов приемам и действиям избранного вида спорта. Совершенствование умений и навыков по использованию средств и методов, направленных на развитие двигательных способностей. Овладение навыками соблюдения требований мер безопасности при проведении занятий.

Тема 2.9. Участие в проведении 3 учебно-тренировочных занятиях и спортивно-массового мероприятия в период стажировки

Составление планов-конспектов учебно-тренировочных занятий и практическое проведение 3-ех занятий с педагогическими задачами, поставленными тренером-преподавателем.

Объяснение целей, задач и содержания заданий. Совершенствование умений и навыков обучения спортсменов приемам и действиям. Совершенствование умений и навыков по использованию средств и методов, направленных на развитие двигательных способностей. Овладение навыками соблюдения требований мер безопасности при проведении занятий.

Ознакомление с технологией подготовкиположения о спортивном соревновании: цели и задачи; участвующие организации; численный состав спортсменов; пол, год рождения спортсменов; система оценки результатов; медико-санитарное обеспечение и меры безопасности; состав судейской коллегии; порядок и срок подачи заявок; условия приема участников и судей; порядок награждения победителей и призеров соревнований; место и время проведения соревнований, день приезда и отъезда участников соревнований и судей; программа соревнований.

Соблюдение правил соревнований. Подготовка и экипировка судей. Проведение совещаний главной судейской коллегии, распределение обязанностей судей и судейско-вспомогательного аппарата. Подготовка протоколов и отчетов о соревнованиях.

Тема 2.10. Проведение пульсометрии учебно-тренировочного занятия

Назначение и методика проведения пульсометрии учебно-тренировочного занятия описана (Приложение Г)

Подготовка протокола проведения пульсометрии.

 

 

Раздел 3. Научно-исследовательская работа в избранном виде спорта

Тема 3.1. Методы педагогического контроля физической подготовленности

Ознакомление с методами педагогического контроля. Виды педагогического контроля: оперативный, текущий, этапный; предварительный, итоговый. Выбор информативных тестов для регулярного контроля за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления после физических нагрузок. Соответствие тестов специфике вида спорта, периодов макроцикла и этапов многолетней подготовки, квалификации и подготовленности спортсмена, условиям проведения контроля.

Методика организации и проведения тестирования. Учет и запись данных. Критерии оценки подготовленности спортсменов различной квалификации, возраста и пола. Анализ результатов тестирования. Рекомендации по коррекции тренировочного процесса на основании результатов тестирования. Самоконтроль. Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена.

Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок, их учет и аналитическая обработка с использованием современных компьютерных технологий.

Тема 3.2. Методы педагогического контроля технической и тактической подготовленности

Ознакомление с особенностями организации и проведения углубленного, избирательного и локального контроля на различных этапах многолетнего спортивного совершенствования. Показатели, используемые в процессе этапного, текущего и оперативного контроля. Взаимосвязь социально-психологических, педагогических и медико-биологических показателей.

Третий этап – заключительный. По итогам стажировки каждый слушатель готовит отчет по результатам стажировки и представляет его на кафедру в установленный в задании на стажировку срок.

Тема 3.3. Оформление отчета о прохождении стажировки

Структура отчета о прохождении стажировки:

1. Титульный лист (Приложение А);

2. Задание на стажировку;

3. Общая характеристика специализированного учебно-спортивного учреждения (название базы, краткая историческая справка, основные направления деятельности, структура базы, информация о кадровом составе и контингенте занимающихся);

4. Должностные обязанности тренера-преподавателя;

5. Педагогический анализ учебно-тренировочных занятий (информация о посещенных учебно-тренировочных занятиях, педагогический анализ оформляется в соответствии с приложением Б;

6. Планы-конспекты учебно-тренировочных занятий (для групп ГНП-1, ГПН-2, УТГ-1… в соответствии с приложением В;

7. Пульсометрия учебно-тренировочного занятия (протокол оформляется в соответствии с приложением Г;

8. Протоколы тестов физической подготовленности;

9. Участие в проведении тренировочных занятиях и спортивно-массового мероприятия в период стажировки (общие сведения о мероприятии, план-конспект, цель мероприятия, анализ порядка подготовки и проведения мероприятия, взаимодействие тренера и участников мероприятия, выводы).

Отчет содержит приложения. В приложения включают необходимые для подтверждения выполненной работы материалы, которые могут быть представлены в виде копий документов, выписок, аналитической справки и др.

Требования к подведению итогов стажировки и оформлению отчета о прохождении стажировки установлены в Положении о стажировке слушателей, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма в ИППК.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М.М.Боген; предисл. П.Я.Гальперина. – изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Либроком, 2013. – 221 с.

2. Васильков, А.А. Теория и методика спорта: учебн. для студентов вузов / А.А.Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с.

3. Иванченко, Е.И. Основы системы спортивной подготовки: учебн.-метод. пособие / Е.И.Иванченко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2012. – 278 с.

4. Макарова, Г.А. медицинский справочник тренера / Г.А.Макарова, С.А.Локтев. – 2-е изд., стер. – М.: Советский спорт, 2006. – 586 с.

5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник / Л.П. Матвеев. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2005. – 378 с.

6. Начинская, С.В. Основы спортивной статистики: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / С.В.Начинская. – Киев: Вища шк., 1987. – 189 с.

7. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 863 с.

8. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: [учебник для тренеров]: в 2 КН. 1 / В.Н.Платонов. – Киев: Олимп. лит., 2015. – 680 с.

9. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: [учебник для тренеров]: в 2 КН. 2 / В.Н.Платонов. – Киев: Олимп. лит., 2015. – 752 с.

10. Сулейманов, И.И. Основы спортивной конфликтологии: монография / И.И.Сулейманов; СибГАФК. – Омск, 1997. – 343 с.

11. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: учеб.-метод. пособие / А.М.Якимов. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 176 с.

 

Дополнительная:

12. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: учебник / С.В.Алексеев; под ред. П.В.Крашенинникова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010. – 687 с.

13. Барков, В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе: учеб. пособие для вузов по специальности «Физ. культура и спорт» / В.А.Барков, Ю.К.Рахматов; Гродн. гос. ун-т им. Я.Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 163 с.

14. Барчуков, И.С. теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений, реализующих программы сред. проф. образования / И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2012. – 365 с.

15. Безопасность в учебно-тренировочном процессе 6 метод. рекомендации / Белорус. нац. техн. ун-т, Каф. спорта; сост.: И.В.Бельский, С.Г.Ковель. – Минск: БНТУ, 2003. – 34 с.

16. Гамза, Н.А. Функциональные пробы в спортивной медицине / Н.А. Гамза, Г.Р.Гринь, Т.В.Жукова; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры – 4-е изд., стер. – Минск: БГУФК, 2013. – 57 с.

17. Гусов, К.Н. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: учеб. пособие / К.Н.Гусов, О.А.Шевченко. – М.: Проспект, 2009. – 112 с.

18. Иванченко, Е.И. Спортивная одаренность и ее диагностика: пособие / Е.И.Иванченко; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры – 2-е изд., стер. – Минск: БГУФК, 2016. – 87 с.

19. Иванченко, Е.И.Контроль и учет в спортивной подготовке: пособие / Е.И.Иванченко; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры – 3-е изд., стер. – Минск: БГУФК, 2016. – 60 с.

20. Иванченко, Е.И.Виды подготовки в спорте: учеб.-метод. пособие / Е.И.Иванченко; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры – Минск: БГУФК, 2014. – 260 с.

21. Кухарев, Н.В. Прогназирование стратегии продуктивной педагогической деятельности интернатных учреждений / Н.В.Кухарев, М.Е.кобринский; Нац. ин-т образования. – Минск: РИПО, 1998. – 194 с.

22. Марищук, Л.В. Акмеология физической культуры и спорта: учебник / В.Л.Марищук, Л.В.Марищук; под общ. ред. А.С.Яцковца; Воен. ин-т физ. культуры. – СПб., 2008. – 351 с.

23. Осипов, Е.Д. Основы компетентносто-ориентировочного обучения будущих педагогов взаимодействию с семьей учащегося: монография / Е.Д.Осипов; под общ. ред. А.Н.Сендер; Брести. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Науч.-метод. центр «Школа – Семья». Брест: БрГУ, 2014. – 166 с.

24. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н.Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2013. – 623 с.

25. Сендер, А.Н. Научно-педагогические основы формирования профессиональной направленности студентов педвуза / А.Н.Сендер; Белорус. гос. пед. ун-т им. М.Танка. – Минск 6 БГПУ, 1998. – 158 с.

26. Силич, Е.В. Диагностический комплекс по выявлению индивидуального профиля асимметрии спортсмена: пособие / Е.В.Силич, Е.В.Мельник, В.Г.Сивицкий; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2010. – 87 с.


Приложение А

Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма

учреждения образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

 

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ

 

  Подготовил: слушатель группы №________ ___________________________ ___________________________ (Ф.И.О.)
  Руководитель: ___________________________
    ___________________________
    ___________________________
     
     
     
Организация ___________________________
     
     
         

 

Минск, 20__


Приложение Б

Технология педагогического анализа учебно-тренировочного занятия

При анализе плана-конспекта учебно-тренировочного занятия необходимо обратить внимание на постановку задач, их конкретность и направленность, на соответствие плана-конспекта записям в поурочном годовом плане-графике, на последовательность упражнений и дозировку нагрузки, на распределение времени в каждой части для решения поставленных задач, на характер организационно-методических указаний, их педагогическую направленность, на терминологическую грамотность записей.

Педагогический анализ должен отразить оценку организационной, образовательной, оздоровительной и воспитательной сторон деятельности тренера-преподавателя в каждой части учебно-тренировочного занятия, опираясь на вопросы педагогических наблюдений.

Анализируя подготовительную часть учебно-тренировочного занятия необходимо:

- акцентировать внимание на организационной и методической деятельности тренера;

- указать своевременность начала учебно-тренировочного занятия, продолжительность подготовительной части, методы организации занимающихся;

- оценить:

- подготовку условий проведения учебно-тренировочного занятия, раздачу и сбор инвентаря;

- целесообразность построений и перестроений занимающихся:

- значимость подобранных упражнений;

- эффективность общеразвивающих и специальных упражнений;

- нагрузку в данной части учебно-тренировочного занятия:

- умение выбрать место для управления работой занимающихся;

- качество объяснения и показа;

- владение терминологией;

- характер указаний и замечаний тренера-преподавателя и др.

В основной части учебно-тренировочного занятия необходимо проанализировать организационную, образовательную, оздоровительную и воспитательную стороны:

‒ методы организации занимающихся, рациональность размещения групп занимающихся в зале или на площадке, использование помощников, использование метода дополнительных упражнений для увеличения плотности основной части;

‒ уровень методической и технической подготовленности тренера-преподавателя, требовательность к занимающимся и оценка их деятельности, индивидуальный подход в методических указаниях, исправлении ошибок, оказание помощи и страховки занимающимся, методы обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей при решении основных задач учебно-тренировочного занятия, целесообразность их выбора и эффективность применения;

‒ соответствие нагрузки подготовленности и возрасту занимающихся, контроль за состоянием занимающихся по внешним признакам утомления, характеристика физиологической нагрузки по данным пульсометрии, нормирование нагрузки и отдыха в соответствии с характером нагрузки, возрастом, полом, состоянием и индивидуальными особенностями занимающихся;

‒ формы поощрения и порицания, умение доступно объяснить то или иное техническое действие, отношение к занимающимся и характер педагогически оправданных требований, особенности педагогических воздействий в целях нравственного воспитания;

‒ умение тренера-преподавателя держаться перед группой, организовать образовательный процесс, поддержать интерес и внимание к занятиям у занимающихся, проявление руководящей роли педагога, осуществление индивидуального подхода к занимающимся, речь, внешний вид и общая культура движений.

При анализе заключительной части учебно-тренировочного занятия следует рассмотреть ее содержание, эффективность подбора заданий для решения оздоровительных задач, целесообразность выбора домашних заданий, организованность завершения занятия, продолжительность заключительной части учебно-тренировочного занятия.

Завершающей частью анализа должны быть выводы и предложения:

- по плану-конспекту учебно-тренировочного занятия;

- по подготовке условий для проведения учебно-тренировочного занятия;

- по выполнению поставленных задач учебно-тренировочного занятия;

- по деятельности тренера-преподавателя (ошибки, недостатки, личные качества, подготовленность к учебно-тренировочному занятию).


Приложение Б

Образец структуры педагогического анализа учебно-тренировочного занятия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа ____________________

Дата ____________ Место проведения ________________________________

В группе по списку _______________ Присутствовало _________________

Занималось ______________________________________________________

Проводил ______________________________________________

Задачи:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Анализ конспекта учебно-тренировочного занятия.

2. Анализ проведения учебно-тренировочного занятия:

Подготовительная часть

 

 

Основная часть

 

 

Заключительная часть

 

 

3. Выводы и предложения по учебно-тренировочному занятию:

- по плану-конспекту;

- по подготовке условий для проведения;

- по выполнению поставленных задач;

- по деятельности тренера-преподавателя.


Приложение В

Образец бланка плана-конспекта учебно-тренировочного занятия

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

для занимающихся _________________ группы

Задачи:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Инвентарь и оборудование __________________________________________

Место проведения _________________________________________________

 

Части (мин.) Содержание Дозировка Организационно-методические указания
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Замечания по конспекту __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка за конспект ___________ Дата ____________

Подпись руководителя стажировки __________


Приложение Г

Технология проведения пульсометрии в учебно-тренировочном занятии

Педагогические наблюдения за изменениями пульса (пульсометрия) при выполнении физических упражнений в учебно-тренировочном занятии позволяют выявить реакцию организма занимающихся на физическую нагрузку, определить динамику нагрузки и ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, объективно оценить умения тренера-преподавателя управлять состоянием занимающихся в рамках отдельного занятия с учетом задач и основных физиологических закономерностей изменения работоспособности.

Пульсометрию рекомендуется выполнять вдвоем: один наблюдает за ходом учебно-тренировочного занятия, измеряет пульс занимающегося и сообщает показатели, другой фиксирует эти сведения в протоколе, а также регистрирует на какой минуте проводилось измерение.

Приступая к пульсометрии. следует подготовить два секундомера и протокол для записи данных измерения, ознакомиться с содержанием предстоящего учебно-тренировочного занятия, чтобы в процессе работы использовать условные обозначения в целях экономии времени при заполнении чернового протокола. При проведении исследования заполняются только первая, вторая, третья и четвертая графы протокола - «Части», «Номер пробы, виды деятельности», «Время измерения» и «Пульс за 10"». После окончания тренировки записи обрабатываются.

Наблюдения проводятся за одним из занимающихся. Для наблюдения выбирается наиболее добросовестный, дисциплинированный и активный занимающийся. Выбранного занимающегося необходимо предупредить о его роли на данном занятии. Процедура измерения пульса не должна нарушать ход занятия и отвлекать внимание других занимающихся. Не рекомендуется подзывать занимающегося к себе для измерения пульса, так как это может существенно исказить величину и динамику нагрузки. Диагностирующий располагается недалеко от занимающегося и подходит к нему для измерения пульса.

В течение занятия измерения делаются, как правило, не реже чем через каждые 10 минуты. Всего в процессе проведения пульсометрии, с учетом особенностей содержания и организации работы занимающихся, может быть взято от 13 до 20 и более проб. Периодичность взятия проб может быть различной, в зависимости от характера выполняемой работы. Рекомендуется обязательно брать пробы после каждой части учебно-тренировочного занятия и после выполнения упражнений, требующих большого напряжения. Пульс определяется пальпаторно (на левой руке испытуемого накладыванием трёх пальцев на запястье у основания большого пальца либо на сонной артерии) подсчетом количества пульсовых ударов за 10 секунд.

Первая проба пульса берется до начала учебно-тренировочного занятия. Необходимо убедиться, что занимающийся находится в спокойном состоянии и показатели пульса соответствуют возрастным нормам ЧСС в покое.

В подготовительной части учебно-тренировочного занятия целесообразно брать 4-7 проб пульса после выполнения различных видов деятельности (построения, строевых упражнений, разновидностей ходьбы, бега, первого, четвертого и последнего общеразвивающих упражнений, перестроения на основную часть учебно-тренировочного занятия).

В основной части учебно-тренировочного занятия рекомендуется делать от 6 до 20 замеров до и после каждой смены деятельности (до и после выполнения задания или физического упражнения, прохождения этапа эстафеты, спортивной или подвижной игры, серии упражнений, направленных на развитие двигательных способностей, после перестроения на заключительную часть). Количество измерений будет зависеть от количества задач, содержания занятия и его организации.

В заключительной части учебно-тренировочного занятия проводятся 2-4 замера после упражнении на восстановление, подведения итогов тренировки. После слов тренера «учебно-тренировочное занятия закончено» делается предпоследнее измерение пульса, что соответствует последней минуте учебно-тренировочного занятия.

Последняя проба берется через 5 минут после окончания учебно-тренировочного занятия.

В протоколе пульсометрии в первой графе обозначаются части учебно-тренировочного занятия.

Во второй указываются номер пробы, названия видов деятельности (например: в подготовительной части - построение, строевые упражнения, разновидности бега, первое ОРУ, в основной части учебно-тренировочного занятия - до кувырка, после кувырка, до лазания по канату, после лазания по канату, до прыжков через скакалку, после прыжков через скакалку и др.).

В третьей графе указывается время измерения пульса (т. е. на какой минуте учебно-тренировочного занятия производилось измерение пульса).

В четвертой - количество ударов пульса за 10 секунд.

Показатели пульса за 10 секунд умножаются на шесть и записываются в пятую графу протокола «Пульс за 1 мин». На основании результатов исследования оформляется график динамики пульса занимающегося. Для этого определяют координаты показателей нагрузки: по горизонтальной оси находят время измерения пульса, по вертикальной оси откладывают показатель пульса за минуту. Последовательно соединяя точки на графике, получают физиологическую кривую пульса. Графически выделяют части учебно-тренировочного занятия и указывают название упражнений, при выполнении которых наблюдались пики нагрузки в различных частях учебно-тренировочного занятия и название заданий, при которых отмечались минимальные значения пульса. Полученный график отражает изменения пульса по частям учебно-тренировочного занятия, позволяет оценить правильность распределения нагрузки и ее соответствие решаемым задачам, возрасту и подготовленности занимающегося.

При описании пульсовой кривой и оценке реакции организма занимающегося на физическую нагрузку необходимо отразить ее соответствие возрасту и подготовленности занимающегося, задачам, содержанию и организации каждой части занятия, требованиям к построению занятия (постепенного нарастания нагрузки в подготовительной части, ее стабилизации в основной снижения в заключительной части учебно-тренировочного занятия). Целесообразно указать диапазон изменения пульса при выполнении физических упражнений при решении каждой задачи учебно-тренировочного занятия и максимальные значения пульса, проанализировать соответствие показателей пульса характеру и направленности работы в каждой части учебно-тренировочного занятия. Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина пульса в подготовительной части учебно-тренировочного занятия должна постепенно повышаться и может превысить исходную величину (пульс в состоянии покоя) на 50–70%. Нецелесообразно п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: