Актуальность проблемы
В настоящее время студентам омских вузов предлагается достаточно широкий спектр услуг по организации свободного времени. При вузах существуют отделы по воспитательной работе, направления деятельности которых достаточно разнообразны. Специалисты таких отделов организуют работу со студентами в рамках конкурсов и КВН, музыкальных групп, студенческих клубов, спортивных объединений, театров студенческих миниатюр и т.д..
Именно такие условия по воспитательной работе со студентами созданы в Омском государственном аграрном университете, где мы и проводили наше исследование.
Было опрошено 50 человек, студентов I курса. На эту целевую группу мы ориентировались при создании проекта. Период в жизни студентов, когда они только начинают учиться в вузе, очень интересный, но и очень трудный. Наряду с массой новых впечатлений, знакомств и знаний, студенты встречаются с новыми трудностями. Им нужно как можно быстрее адаптироваться к студенческой жизни, понять ее специфику. Учась в вузе, студент должен не только вовремя и с хорошими оценками заканчивать семестр. Он должен и общаться со сверстниками, и читать, и заниматься интересным хобби и быть общественно активным. Причем, последнее является, по нашему мнению, наиболее важным. Только участвуя в различных вузовских мероприятиях, либо состоя в студенческом активе, или общественной организации студент сможет реализоваться во время учебы в вузе. Модель выпускника вуза в настоящее время отличается от модели выпускника средне специального образовательного учреждения, прежде всего, активной социальной позицией и способностью воплощать в жизнь совершенно новые идеи, творить. Первокурсники зачастую не понимают вовремя эту специфику и из-за этого столь многие из них отчисляются с I курса. Разумеется, задача донести до студентов особенности учебы в вузе лежит на отделах по воспитательной работе вуза. Выше мы упоминали о направлениях их деятельности в ОмГАУ. В этом университете созданы очень хорошие условия для внеучебной воспитательной работы. Есть даже свой культурно досуговый центр. Но, как показало наше исследование, первокурсники очень мало знают о деятельности этого отдела и практически не задействованы в его работе.
|
Данное исследование состояло из трех диагностических методик по темам: «Свободное время студентов», «Ожидания от вуза в плане организации свободного времени», «Готовность студентов к проявлению инициативы в общественной деятельности». При анализе полученных результатов мы получили очень интересные данные.
Было выявлено, что 84% студентов проводят свой досуг в компании, практически исключая при этом занятия спортом и библиотеку. Провести досуг в компании само по себе неплохо, однако мы проанализировали содержание этой деятельности. 34% опрошенных предпочитают проводить время в культурно досуговых центрах, слушая при этом поп-музыку (62%). 66% студентов не имеют представления о каких-либо молодежных объединениях.
Таким образом, уже по этим данным мы делаем вывод, что в настоящее время студенты мало знают о том, где и как можно провести свой досуг интересно и с пользой. Они идут по легкому пути – веселятся в компании и пропагандируемых рекламой КДЦ.
При анализе анкеты «Ожидания от вуза в плане организации свободного времени» мы получили представление студентов I курса о том, как должен организовываться досуг в их вузе. Интересно то, что они считают, что они сами должны заниматься общественной и досуговой работой вуза (60%). При этом они определяют уровень ее организации как средний (62%). Это означает, что, несомненно, что-то делается. Некоторые из них даже участвуют в этой работе, но сказать о том, что эта деятельность их вдохновляет и интересует, нельзя. Особой популярностью в вузе пользуются команды КВН и музыкальные группы (36 и 40% соответственно). Именно о них студенты знают больше всего. Но о студенческих организациях и клубах по интересам им известно значительно меньше (20 и 4%). При возникновении различных вопросов по организации учебной и внеучебной работы вуза студенты обращаются в основном к старосте группы (50%). При этом, на собрании студенческого актива, где можно самим обсудить и решить многие подобные вопросы, активность опрошенных равна 4%. Это может говорить либо о стремлении студентов переложить ответственность на плечи других, либо об отсутствии условий, используя которые студенты могли бы сами решать свои проблемы. 70% опрошенных никогда не были осведомлены о деятельности студенческих организаций вуза, 20% относятся к ним безразлично.
|
По результатам второй анкеты мы сделали вывод, что студенты не имеют представления о деятельности студенческих организаций. Они понимают, что деятельностью подобного рода должны заниматься сами, но склонны перекладывать свою ответственность на плечи других.
|
Так же мы выявили степень готовности студентов к проявлению инициативы в организации своего свободного времени.
56% студентов никогда не проявляли активность в общественной и досуговой деятельности вуза. Однако, 30% из них хотели бы организовать студенческую организацию на их факультете. 66% участвуют в мероприятиях вуза только в случае крайней необходимости (традиционные вузовские мероприятия). Мы можем говорить о реальной потребности студентов в активной общественной деятельности и одновременно о их пассивности в этом отношении.
Исходя из анализа проведенной диагностики, мы можем сформулировать следующие противоречия:
1. Студенты стремятся проводить свой досуг с пользой для развития, но из-за недостатка информации о деятельности студенческих объединений, они проводят свое время в пропагандируемых рекламой ночных клубах и кафе.
2. Студенты понимают, что должны быть сами инициаторами досуга в своем вузе, но большинство из них не готовы в настоящее время к проявлению необходимой активности.
3. У студентов есть реальная потребность в студенческой организации на их факультете, но отсутствуют необходимые знания о том, как создаются подобные объединения.
Исходя из перечисленных противоречий, мы сформулировали проблему:
Отсутствие условий для развития общественной активности студентов I курса для проявления общественной активности.
Для решения данной проблемы мы поставили следующую цель:
создание условий для развития общественной активности студентов I курса через вовлечение их в деятельность творческого объединения.
Задачи:
· анализ литературы для теоретического обоснования проекта;
· подтверждение актуальности проекта путем проведения диагностики студентов I курса;
· разработка программы деятельности студентов в рамках тренингов и творческих мастерских;
· реализация мини-проектов студентов;
· разработка критериев эффективности проекта.
Реализация данного проекта предполагается на базе того факультета, первокурсники которого будут участвовать в проекте. Длительность проекта не менее 4 месяцев, во время учебы студентов в первом семестре.
Цели и задачи.
Цель:
создание условий для развития общественной активности студентов I курса через вовлечение их в деятельность творческого объединения.
Задачи:
· анализ литературы для теоретического обоснования проекта;
· подтверждение актуальности проекта путем проведения диагностики студентов I курса;
· разработка программы деятельности студентов в рамках тренингов и творческих мастерских;
· реализация мини-проектов студентов;
· разработка критериев эффективности проекта.
Деятельность в рамках проекта
Реализация проекта состоит из трех больших этапов, каждый из которых включает несколько подэтапов.
Подготовка к проекту, которая включает:
А) Планирование реализации программы совместно со специалистами ОмГПУ, Управления молодежной политики администрации г. Омска, студентами-практикантами ОмГПУ.
Студенты, проходящие практику в рамках проекта, смогут продумать творческие мастерские по тематике, содержание которой будет определяться во время дискуссий на тренинге.
Б) Согласование содержания проекта с целями, задачами и формами прохождения студенческой практики совместно с кафедрой социальной педагогики факультета психологии и педагогики ОмГПУ.
В) Подготовка помещения к использованию его в реализации программы. Необходимо будет соответствующим образом оформить зал для работы, приготовить наглядный материал, технические средства.
Г) Приобретение канцелярии и оборудования для реализации программы. Все необходимое подробно указано в бюджете проекта.
Д) Подбор участников проекта будет осуществляться совместно с преподавателями вуза и старостами групп. Желательно привлечение к проекту тех студентов, которые:
· не участвуют в общественной жизни вуза;
· не посещают кружки, секции, молодежные объединения и не получают еще одно образование;
· имеют проблемы в общении с другими студентами и преподавателями.
Целевая группа, на которую направлен наш проект – это студенты, имеющие проблемы в общении, плохо знающие собственные возможности и все-таки стремящиеся к получению новых знаний, применению себя в разных видах деятельности. После окончания подготовки к реализации проекта, мы проведем тренинг.
Программа тренинга «Зарытое сокровище или поиск внутреннего ресурса», в котором будут участвовать студенты, состоит из нескольких блоков, направленных на реализацию поставленных задач.
Блок 1. Диагностика задатков, способностей и предпочтений студентов.
Диагностика будет проводиться при помощи анкетирования (см. Приложение), при помощи специальных тренинговых упражнений («Мои увлечения») и модерации.
Блок 2. Упражнения и задания на поиск и осознание своих скрытых возможностей, областей применения их на практике («Фамильный герб», «Рисунок жизни»).
Блок 3. Упражнения и задания, обучающие навыкам эффективного общения, помогающие решить личностные проблемы («Плетение паутины», «Интервью», «Розыгрыш житейских ситуаций»).
Блок 4. Начальная, промежуточная и итоговая диагностика эффективности тренинга проводится при помощи анкет анализа тренинга (например, «Человечки на дереве»).
Блок 5. Творческие мастерские, на которых каждый участник программы сможет погрузиться в совершенно новый мир творчества своего соратника по проекту и попробовать себя в новом занятии. Тематика творческих мастерских будет предложена студентам из списка их основных интересов, которые будут выявлены на тренинге. Творческие мастерские будут вести студенты, формы и методы таких занятий будут выбраны ведущими.
Продолжительность тренинга 1 месяц, занятия проводятся 2 раза в неделю по понедельникам и четвергам. Продолжительность одного занятия 3 часа. Поскольку все 150 человек участников будут разделены на 3 группы, то будет составлено расписание занятий для каждой группы. Каждая группа будет заниматься в свое время и в отведенном ей одном из двух помещений.
Так же будет спланирована работа творческих мастерских. По окончании тренинга творческие мастерские будут продолжаться еще в течение 2 месяцев, так как нам нужно, чтобы студенты как можно больше получили на этих занятиях новых знаний, смогли заниматься своими увлечениями, смогли общаться со сверстниками.
Когда на этих занятиях студенты смогут создавать продукты своего творчества (танцевальные номера, поделки и картины, спектакли, юмористические номера, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, интересные видеорепортажи, проекты по улучшению вузовской действительности и др.) мы организуем не менее 5 мероприятий, на которых наши воспитанники смогут показать себя.
Участие в мероприятиях
Новый период программы, который состоит в участии студентов в мероприятиях. Задача этапа: сформировать активную социальную позицию подростков и расширить богатство их социальных контактов.
Темы мероприятий такие:
· дискуссионные клубы «Мужчина и женщина», «Наркотики: за и против», «Создаем свою политику» и др.;
· акция «Чистый двор»;
· календарные праздники, так же проводимые для детей из малоимущих семей;
· предвыборные компании;
· рекламные акции;
· а так же некоторые мероприятия Управления молодежной политики, тематика и содержание которых будет в русле концепции проекта.
По окончании перечисленных этапов проекта мы предполагаем, что самоактуализированным студентам уже будет не так интересно работать в рамках большого коллектива, и мы разделим их на мини-группы, в которых они разработают собственные мини-проекты. Тематика может быть разнообразная, лишь бы плоды их работы можно было использовать для пользы их родного вуза.
Ресурсное обеспечение
Временные ресурсы: продолжительность проекта не менее 4 месяцев. На тренинговые занятия и творческие мастерские потребуется не менее 52 часов на каждую группу тренинга. На подготовку и решение технических вопросов необходим 1 месяц. Также потребуются 2 месяца на воплощение в жизнь мероприятий, подготовленных творческим объединением и на реализацию личных мини-проектов участников.
Участники проекта: студенты I курса.
Специалисты: организаторы проекта, сторонние специалисты по работе с молодежью и студенты-практиканты.
Организаторы: Зинкина А.А., Курмышева Е.Г., Пияйкина Д.В., магистранты направления «Психологическое консультирование в образовании».
Специалисты: работники центров социальных услуг для молодежи, общественных организаций.
Студенты-практиканты факультета психологии и педагогики ОмГПУ.
Методическое обеспечение. У организаторов большая библиотека специальной литературы по психологии, педагогике, менеджменту. В частности мы в своей работе обращаемся к таким авторам, как Д. Соколов, А. Прутченков, И. Вачков, С. Ребрик, Н. Шевандрин, В. Большаков, Г. Марасанов, К. Фопель и др. Накоплен большой банк развивающих, диагностических, коррекционных и других методик, которые можно применять в индивидуальной и групповой работе. Есть программы по работе со спонсорами, по управлению персоналом, по работе с волонтерами, по пропаганде здорового образа жизни среди подростков. Так же у организаторов имеются авторские программы по таким направлениям, как «Развитие командной сплоченности в коллективе», «Работа над целеполаганием», «Вопросы гендерного взаимодействия», «Помощь личности в саморазвитии и самоопределении», «Тренинг личностного роста» и другие.
Помещение. Для реализации проекта организаторам будет предоставлено помещение того факультета, на котором будет реализован проект.
Бюджет данного проекта фактически состоит из трёх частей:
1. Собственные средства, принадлежащие участникам проекта.
2. Средства партнёров и спонсоров.
3. Запрашиваемая у администрации сумма.
Собственные средства: компьютер, телевизор, сканер, ксерокс, цифровая видеокамера – являются личными вкладами работников в данный проект. Канцелярия для данного проекта приобретается для данного проекта, и на другие цели не расходуется.
В процессе реализации проекта будет вестись учёт и контроль, что по окончании проекта будет документально зафиксировано в актах приёма-передачи, заключённых с соответствующими организациями.
Использование материалов, технических средств и оборудования:
1. Подготовительный этап:
Виды работ | Используемая техника материалы и оборудование |
Создание программ | Компьютер, сканер, принтер, тел. аппарат, факс |
Создание материалов для творческих мастерских | Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, маркеры, гуашь, кисточки, бумага, ватманы. |
Подготовка помещений | Офисные стулья, доски магнитная и для письма |
Подбор участников | Компьютер, сканер, принтер, ксерокс |
2. Проведение тренингов и творческих мастерских:
Виды работ | Используемая техника материалы и оборудование |
Тренинг | Компьютер, ксерокс, телевизор, видеокамера, муз. центр, офисные стулья, доски магнитная и для письма, ручки, видеокассеты, кнопки, скотч, бейджи, CD RW |
Творческие мастерские | Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, маркеры, кисточки, бумага, ватманы, офисные стулья, гуашь, карандаши, картон, фотоплёнка скотч, бейджи, CD RW. |
3. Проведение мероприятий:
Виды работ | Используемая техника материалы и оборудование |
Мероприятия | Компьютер, ксерокс, телевизор, видеокамера, муз. центр, офисные стулья, доски магнитная и для письма, ручки, видеокассеты, кнопки, скотч, бейджи, CD RW Муз. центр, радио-микрофон. Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, маркеры, гуашь, кисточки, бумага, ватманы картон, фотоплёнка скотч, бейджи, CD RW. |
Партнеры.
Управление молодежной политики г. Омска
Кафедра социальной педагогики факультета психологии и педагогики Омского государственного Педагогического Университета