В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:
1. ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”.
2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.
3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.
4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.
5. ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”.
Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:
9001 – требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.
9002 – требования к системе организации производства.
9003 – требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Как возникла модель Всеобщего контроля качества и в чем ее суть?
Модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control) была предложена Армандом Фейгенбаумом в начале 50х годов.
Под Всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции, и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьютеров. Фейгенбаум предложил рассматривать качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания. Согласно данной концепции, модель Всеобщего контроля качества выглядела следующим образом:
|
качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.
Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.
Правовую основу контроля за качество м создают законы "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг", и "О стандартизации".
Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.
Сертификация продукции так же играет немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.
Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качество м на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.
В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.
Всё для того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом сертификатов, которые будут выдаваться в России.
Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.
Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве.
И те фирмы и предприятия, которые осознали, что качество - единственный путь выживанию в условиях рыночной экономики.
Чтобы качество стало для России национальной идеей для этого надо сделать очень многое: заинтересовать "верхи", привлечь средства массовой информации и воспитать "низы".
И первым шагом к этому является учреждение правительством страны премии качества, разработка программы "100 лучших товаров России".
|
|
С 1996 года в России учреждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая имеет следующие критерии оценки:
- роль руководства в организации работ (100);
- вовлечение работников в деятельность по качеству(90);
- политика предприятия в области качества (80);
- рациональность использования ресурсов (90);
- прогрессивность форм и методов управления качеством; комплексность подхода к решению проблем качества(140);
- удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (90);
- безопасность продукции (услуг) (60);
- степень достижения поставленных целей по качеству(150).
Соотношение «возможностей» и «результатов» не-
сколько отличается от европейской модели - 55: 45 %.
Необходимо отметить, что наряду с Премией Правительства России существуют и достаточно широко используются региональные премии, которые гармонизированы с
нею в части модели и критериев оценки.
11. Международные стандарты ИСО серии 9000:
Начиная с 80-х годов XX в. проблемы управления качеством становятся все более актуальными. Организации все чаще сталкиваются с различными моделями, формами и
системами управления качеством. В настоящее время системы управления качеством
представляют собой эффективный инструмент, с помощью которого организации могут оптимально реагировать на постоянно усиливающиеся в условиях конкурентной борьбы
требования, повышать качество.
Наибольшее распространение в мире получили системы качества, разработанные на основе требований МС ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 в истории международной стандартизации заняли выдающееся место и завоевали огромную популярность. Их знают руководители предприятий, президенты стран, рабочие. Они широко применяются в самых разнообразных сферах: в промышленности, на
транспортных предприятиях, в строительстве, в образовательной сфере, в здравоохранении, в административных учреждениях и многих других.
По данным 2000 года в мире было зарегистрировано более 500 тыс. предприятий, сертифицировавших свои системы на соответствие стандартам ИСО серии 9000
Необычная популярность стандартов в самых разных сферах и на различных уровнях объясняется тем, что они затрагивают универсальную и всем необходимую область –
управление организацией с ориентацией на качество конечного результата.
Первые стандарты ИСО серии 9000 были опубликованы в 1987 году. В настоящее время используется версия, опубликованная в 1994 году. Семейство стандартов ИСО серии 9000:1994 состояло из пяти стандартов:
- ИСО 8402 - словарь
- ИСО 9000 - стандарты по управлению и обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.
- ИСО 9001- система качества - модель для обеспечения качества в процессе проектирования и/или разработки, производства, монтажа и обслуживания.
- ИСО 9002 - система качества - модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.
- ИСО 9003 - система качества - модель для обеспечения качества при приемочном контроле и испытаниях.
- ИСО 9004 - элементы системы управления качеством. Руководящие указания.
-ИСО 10011-1,2,3 - указания по проведению внутренних аудитов, проверок.
Стандарт ИСО 9000 представляет собой руководство по применению остальных стандартов ИСО 9001, 9002, 9003, применяемых для внешней оценки системы обеспечения качества; ИСО 9004 имеет отношение к внутренней системе
управления качеством.
Модели систем качества версии 1994 года состояли из следующих элементов:
- ответственность руководства (разработка политики в области качества, создание и утверждение структуры организации работ, определение ответственных и должностных
лиц и их полномочий);
- система качества (применяемые методы качества должны быть письменно зафиксированы и поддерживаться в современном состоянии);
- периодический анализ контрактов (разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения контроля и анализа контрактов);
- управление проектированием с тем, чтобы было обеспечено качество опытно-конструкторских работ;
- управление документацией и данными (действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята рабочим персоналом);
- закупки продукции (нужно обеспечить качество поставок-смежников);
- управление продукцией, поставляемой потребителем (все случаи потери продукции, нанесения ущерба или непригодности ее к использованию должны быть зарегистри-
рованы и сообщены потребителю);
- идентификация продукции и прослеживаемость (обозначение изделия и возможность определения пути его поступления от самого начала);
- управление процессами (планирование изготовления, контроль и управление изготовлением, специальные процессы);
- контроль и проведение испытаний (входной, промежу-
точный, окончательный);
управление контрольным, измерительным и
испытательным оборудованием (определить требуемую
точность, выбрать подходящие средства измерений,
провести градуировку и юстировку);
статус контроля и испытаний (обеспечение поставки
изделий и материалов, прошедших испытания только поло-
жительно; обозначения, ярлыки, этикетки);
управление несоответствующей продукцией (должно
быть исключено дальнейшее непреднамеренное применение
дефектных единиц);
корректирующие и предупреждающие действия (уст-
ранение причины дефектов);
погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка,
консервация и поставка;
управление регистрацией данных о качестве (соответ-
ствие записей данных о качестве, хранение в архиве всех
данных о качестве);
внутренние проверки качества (планирование и вы-
полнение анализов, определение и выполнение мер, кон-
троль результатов и отчет о них);
подготовка кадров (подготовка персонала, влияющего
на качество);
техническое обслуживание (изделие должно оправды-
вать себя на практике);
статистические методы (следует внедрить подходящие
статистические методы).
Вышеуказанная версия стандартов ИСО серии 9000,
выпущенная в 1994 году, выражала принцип и концепции,
которые сложились в 60-70-е годы уходящего столетия. По-
тому системы качества, построенные на идеологии стандар-
тов данной версии, уже не отвечают требованиям современ-
ного рынка.
Сегодня система качества по ИСО серии 9000:1994
рассматривается как нижний необходимый уровень, не все-
гда удовлетворяющий требованиям потребителей и приори-
теты в конкурентной борьбе с более эффективными систе-
мами. Именно поэтому, наряду с МС ИСО серии 9000 вер-
сии 1994 г., получили широкое применение, такие стандар-
ты, как QS 9000, разработанные для автомобильного секто-
ра, стандарты ИСО 13485 и ИСЧ 134888 для сектора меди-
цинских приборов и оборудования и т.д.
Все вышеперечисленное поставило задачу пересмот-
реть данные стандарты. Сегодня эффективные системы ка-
чества, отвечающие требованиям рынка, интегрируются в
понятие TQM (всеобщее управление качеством), поэтому
основной концепцией пересмотра и подготовки новой вер-
сии стандартов ИСО серии 9000:2000 стало их сближение с
идеологией TQM.
Прежде всего разработчики этой версии стандартов на
основе анализа и обобщения практики TQM сформулирова-
ли восемь принципов менеджмента качества, которые по-
ложены в основу стандартов ИСО 9000:2000.
Считаем необходимым привести описание восьми
принципов TQM, положенных в основу стандартов ИСО
серии 9000-2000.