Международные стандарты ИСО серии 9000.




В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”.

2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.

5. ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:

9001 – требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.

9002 – требования к системе организации производства.

9003 – требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

Как возникла модель Всеобщего контроля качества и в чем ее суть?

Модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control) была предложена Армандом Фейгенбаумом в начале 50х годов.

Под Всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции, и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьютеров. Фейгенбаум предложил рассматривать качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания. Согласно данной концепции, модель Всеобщего контроля качества выглядела следующим образом:

 

 

качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.
Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.
Правовую основу контроля за качество м создают законы "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг", и "О стандартизации".
Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.
Сертификация продукции так же играет немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.
Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качество м на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.
В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.
Всё для того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом сертификатов, которые будут выдаваться в России.
Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.
Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве.
И те фирмы и предприятия, которые осознали, что качество - единственный путь выживанию в условиях рыночной экономики.
Чтобы качество стало для России национальной идеей для этого надо сделать очень многое: заинтересовать "верхи", привлечь средства массовой информации и воспитать "низы".
И первым шагом к этому является учреждение правительством страны премии качества, разработка программы "100 лучших товаров России".

 

С 1996 года в России учреждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая имеет следующие критерии оценки:

- роль руководства в организации работ (100);

- вовлечение работников в деятельность по качеству(90);

- политика предприятия в области качества (80);

- рациональность использования ресурсов (90);

- прогрессивность форм и методов управления качеством; комплексность подхода к решению проблем качества(140);

- удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (90);

- безопасность продукции (услуг) (60);

- степень достижения поставленных целей по качеству(150).

Соотношение «возможностей» и «результатов» не-

сколько отличается от европейской модели - 55: 45 %.

Необходимо отметить, что наряду с Премией Правительства России существуют и достаточно широко используются региональные премии, которые гармонизированы с

нею в части модели и критериев оценки.

11. Международные стандарты ИСО серии 9000:

Начиная с 80-х годов XX в. проблемы управления качеством становятся все более актуальными. Организации все чаще сталкиваются с различными моделями, формами и

системами управления качеством. В настоящее время системы управления качеством

представляют собой эффективный инструмент, с помощью которого организации могут оптимально реагировать на постоянно усиливающиеся в условиях конкурентной борьбы

требования, повышать качество.

Наибольшее распространение в мире получили системы качества, разработанные на основе требований МС ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 в истории международной стандартизации заняли выдающееся место и завоевали огромную популярность. Их знают руководители предприятий, президенты стран, рабочие. Они широко применяются в самых разнообразных сферах: в промышленности, на

транспортных предприятиях, в строительстве, в образовательной сфере, в здравоохранении, в административных учреждениях и многих других.

По данным 2000 года в мире было зарегистрировано более 500 тыс. предприятий, сертифицировавших свои системы на соответствие стандартам ИСО серии 9000

Необычная популярность стандартов в самых разных сферах и на различных уровнях объясняется тем, что они затрагивают универсальную и всем необходимую область –

управление организацией с ориентацией на качество конечного результата.

Первые стандарты ИСО серии 9000 были опубликованы в 1987 году. В настоящее время используется версия, опубликованная в 1994 году. Семейство стандартов ИСО серии 9000:1994 состояло из пяти стандартов:

- ИСО 8402 - словарь

- ИСО 9000 - стандарты по управлению и обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.

- ИСО 9001- система качества - модель для обеспечения качества в процессе проектирования и/или разработки, производства, монтажа и обслуживания.

- ИСО 9002 - система качества - модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

- ИСО 9003 - система качества - модель для обеспечения качества при приемочном контроле и испытаниях.

- ИСО 9004 - элементы системы управления качеством. Руководящие указания.

-ИСО 10011-1,2,3 - указания по проведению внутренних аудитов, проверок.

 

Стандарт ИСО 9000 представляет собой руководство по применению остальных стандартов ИСО 9001, 9002, 9003, применяемых для внешней оценки системы обеспечения качества; ИСО 9004 имеет отношение к внутренней системе

управления качеством.

Модели систем качества версии 1994 года состояли из следующих элементов:

- ответственность руководства (разработка политики в области качества, создание и утверждение структуры организации работ, определение ответственных и должностных

лиц и их полномочий);

- система качества (применяемые методы качества должны быть письменно зафиксированы и поддерживаться в современном состоянии);

- периодический анализ контрактов (разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения контроля и анализа контрактов);

- управление проектированием с тем, чтобы было обеспечено качество опытно-конструкторских работ;

- управление документацией и данными (действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята рабочим персоналом);

- закупки продукции (нужно обеспечить качество поставок-смежников);

- управление продукцией, поставляемой потребителем (все случаи потери продукции, нанесения ущерба или непригодности ее к использованию должны быть зарегистри-

рованы и сообщены потребителю);

- идентификация продукции и прослеживаемость (обозначение изделия и возможность определения пути его поступления от самого начала);

- управление процессами (планирование изготовления, контроль и управление изготовлением, специальные процессы);

- контроль и проведение испытаний (входной, промежу-

точный, окончательный);

управление контрольным, измерительным и

испытательным оборудованием (определить требуемую

точность, выбрать подходящие средства измерений,

провести градуировку и юстировку);

статус контроля и испытаний (обеспечение поставки

изделий и материалов, прошедших испытания только поло-

жительно; обозначения, ярлыки, этикетки);

управление несоответствующей продукцией (должно

быть исключено дальнейшее непреднамеренное применение

дефектных единиц);

корректирующие и предупреждающие действия (уст-

ранение причины дефектов);

погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка,

консервация и поставка;

управление регистрацией данных о качестве (соответ-

ствие записей данных о качестве, хранение в архиве всех

данных о качестве);

внутренние проверки качества (планирование и вы-

полнение анализов, определение и выполнение мер, кон-

троль результатов и отчет о них);

подготовка кадров (подготовка персонала, влияющего

на качество);

техническое обслуживание (изделие должно оправды-

вать себя на практике);

статистические методы (следует внедрить подходящие

статистические методы).

Вышеуказанная версия стандартов ИСО серии 9000,

выпущенная в 1994 году, выражала принцип и концепции,

которые сложились в 60-70-е годы уходящего столетия. По-

тому системы качества, построенные на идеологии стандар-

тов данной версии, уже не отвечают требованиям современ-

ного рынка.

Сегодня система качества по ИСО серии 9000:1994

рассматривается как нижний необходимый уровень, не все-

гда удовлетворяющий требованиям потребителей и приори-

теты в конкурентной борьбе с более эффективными систе-

мами. Именно поэтому, наряду с МС ИСО серии 9000 вер-

сии 1994 г., получили широкое применение, такие стандар-

ты, как QS 9000, разработанные для автомобильного секто-

ра, стандарты ИСО 13485 и ИСЧ 134888 для сектора меди-

цинских приборов и оборудования и т.д.

Все вышеперечисленное поставило задачу пересмот-

реть данные стандарты. Сегодня эффективные системы ка-

чества, отвечающие требованиям рынка, интегрируются в

понятие TQM (всеобщее управление качеством), поэтому

основной концепцией пересмотра и подготовки новой вер-

сии стандартов ИСО серии 9000:2000 стало их сближение с

идеологией TQM.

Прежде всего разработчики этой версии стандартов на

основе анализа и обобщения практики TQM сформулирова-

ли восемь принципов менеджмента качества, которые по-

ложены в основу стандартов ИСО 9000:2000.

Считаем необходимым привести описание восьми

принципов TQM, положенных в основу стандартов ИСО

серии 9000-2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: