ЕГЭ-2020. Задание 1. Информационно-смысловой анализ текста




ЕГЭ-2020. Задание 1. Информационно-смысловой анализ текста

Образец речевой задачи

Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2020


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток <...> фильтров – низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.
2) В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.
3) На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.
4) С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.
5) В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.

 

Ответ: ___________

 

Тренировочные упражнения

Текст №1. История

Каменный век длиннее века металла, который в свою очередь длиннее века машин. В каменном веке верхний палеолит длиннее мезолита, мезолит длиннее неолита. Бронзовый век длиннее железного. Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее новой, новая – длиннее новейшей.

В каком варианте содержится тот вывод, который следует из этого рассуждения?

а) История представляет собою неразделимый поток.

б) В каменном веке можно выделить три периода.

в) Исторический процесс постоянно ускоряется.

г) Длина того или иного исторического периода обусловлена предшествующей эпохой.

Текст № 2. Удивительные способности

Хотя дар речи и поразителен, и изо всех видов живых существ им обладает лишь Homo sapiens, это еще не повод выделять человека из области изучения биологии, поскольку потрясающие и уникальные способности – не редкость в царстве животных. Некоторые виды летучих мышей обнаруживают насекомых в полете, используя эффект Допплера при эхолокации.

Укажите тезис, который отражает главную информацию предлагаемого текста.

а) Не только человек, но и другие живые существа, например, летучие мыши обладают даром речи и способностью ориентироваться в окружающей среде.

б) Умение ориентироваться присуще многим представителям царства животных, поэтому человек ничем не отличается от других живых существ.

в) Человек – единственное животное существо, которое обладает речью, это еще не причина объявлять его царем природы, потому что он не может ориентироваться, как летучая мышь.

г) Несмотря на то что человек обладает уникальной способностью к речи, он остается предметом изучения биологии, поскольку многие животные имеют уникальные свойства.

Текст № 3. Результаты исследований

Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, …

Какой вывод следует из этого текста?

а) Объем обрабатываемой информации обусловлен уровнем интеллектуального развития.

б) Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

в) Психологические особенности, которые проявляются у читающего человека, нуждаются в широких научных исследованиях.

г) Чтение способствует формированию устойчивых навыков грамотного письма.

Текст № 4. Земля

Формирование Земли как планеты, сопровождавшееся падением астероидов и метеоритов, продолжалось около 100 млн. лет. По сравнению с длительностью жизни человека срок этот огромен. Но если мы вспомним, что возраст Земли равен 4,5—5 млрд. лет, то получается, что образование ее из астероидов и метеоритов заняло лишь 2% времени от всей жизни нашей планеты.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

а) Возраст Земли в сравнении с жизнью человека кажется огромным.

б) Этап формирования Земли как планеты в сравнении с ее общим возрастом занимает относительно короткий промежуток ее жизни.

в) Земля более 100 миллионов лет формировалась из падающих на ее поверхность метеоритов и астероидов, поэтому ее общий возраст следует считать равным 4,5 – 5 миллиардов лет.

г) Если считать, что падение метеоритов и астероидов заняло 2% времени от общей жизни Земли, то можно вычислить возраст нашей планеты.

Текст № 5. Циклон

1)Ураганы особенно сильны в тропических областях. (2)Они возникают, когда воздух в каком-то месте становится легче, чем вокруг. (3)В результате он поднимается, а на его место из окружающей среды устремляются массы воздуха более тяжелого. (4)Образование зон пониженного давления происходит на тропическом фронте – пограничной зоне между пассатами северного и южного полушарий или между пассатами и муссонами. (5)В начальные стадии тропические циклоны – области пониженного давления. (6)Только часть из них впоследствии развивается в циклон с ураганной силой ветра. (7)Когда различия в плотностях воздуха невелики, возникает обыкновенный ветер, но чем больше эти различия, тем он сильнее.

а) Ураганы бывают особенно мощными в тропических областях, потому что именно там на место легкого воздуха устремляются массы более тяжелого.

б) Ураганы особенно сильны в тропических областях, так как они зарождаются в зонах пониженного давления, которые образуются на тропическом фронте.

в) Если различия в плотностях воздуха невелики, то циклон превращается в обыкновенный ветер, а если велики, то циклон развивается в ураган разрушительной силы.

г) Легкий воздух обуславливает зарождение циклонов, которые в начальной стадии являются областями пониженного давления, а потом могут перерасти в мощные разрушительные ветра.

Текст № 6. Температура

В 1909 г. С. Аррениус впервые подчеркнул огромную роль углекислого газа как регулятора температуры приповерхностных слоев воздуха. Углекислота свободно пропускает солнечные лучи к земной поверхности, но поглощает большую часть теплового излучения Земли. Она является колоссальным экраном, препятствующим охлаждению нашей планеты. Сейчас содержание в атмосфере углекислого газа не превышает 0,03%. Если эта цифра уменьшится вдвое, то средние годовые температуры в умеренных поясах снизятся на 4 – 5° С, что может привести к началу ледникового периода.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

а) С. Аррениус в 1909 первым доказал, что изменение теплового излучения Земли связано с содержанием углекислого газа в атмосфере.

б) Углекислый газ препятствует охлаждению нашей планеты, поэтому уменьшение его содержания в атмосфере может привести к началу ледникового периода.

в) Углекислота пропускает солнечные лучи и поглощает земное тепло, потому что она является гигантским экраном, который регулирует годовые температуры в умеренных поясах.

г) Содержание углекислой кислоты не должно превышать 0,03% в атмосфере, если эта цифра даже незначительно изменится, то средние годовые температуры в умеренных поясах снизятся на 4 – 5º С.

Текст № 7. Землетрясения

Поиски предвестников землетрясения ведутся сейчас в нескольких направлениях. Пожалуй, одной из первых попыток «предсказать» землетрясение было изучение так называемых форшоков – слабых толчков, иногда предшествующих сильному подземному удару. Частоты колебаний форшоков заметно выше, чем автершоков (толчков, следующих за сильным землетрясением). Длительность проявления этих высокочастотных толчков, возможно, как-то связана с силой готовящегося землетрясения и может помочь установить момент его возникновения.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

а) Предсказать место и силу землетрясения помогают форшоки, которые всегда предшествуют мощным подземным толчкам.

б) В отличие от автершоков (толчков, которые следуют за землетрясением), форшоки обладают большой частотой колебаний.

в) Частота колебаний форшоков иногда позволяет определить время и силу землетрясения.

г) Изучение поведения форшоков, возможно, позволит предсказывать землетрясения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: