Общие требования безопасности труда
1. При выполнении ТО ВС на работающих воздействуют следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) движущиеся ВС, спец автотранспорт и самоходные механизмы;
2) передвигающиеся изделия, заготовки и материалы;
3) незащищенные подвижные элементы ВС (элероны, щитки, интерцепторы, триммеры, шасси, вращающиеся винты, турбины, выпускающиеся трапы и другое), спец автотранспорта, механизмов (погрузочно - разгрузочные лебедки самолетов, краны) и производственного оборудования;
4) детали производственного оборудования;
5) материалы при работах по техническому обслуживанию ВС на плоскостях, стабилизаторе, фюзеляже и при работе на высоте с применением механизированных подъемников;
6) ударная волна (взрыв сосудов, работающих под давлением, паров горючей жидкости);
7) струи отработавших газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;
8) истекающие струи газов и жидкостей из сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
9) воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);
10) обрушивающийся ВС (с подъемников или при ошибочной уборке шасси);
11) разрушающиеся конструкции (бортовые лестницы, стремянки и другое производственное оборудование);
12) расположение рабочего места или рабочей зоны на расстоянии не менее 2 метров от не огражденных перепадов по высоте на 1,3 метра и более;
13) повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей ВС, трапов, стремянок, приставных лестниц и покрытий мест стоянок, по которым перемещается работающий персонал);
14) повышенная запыленность и загазованность воздуха в зоне технического обслуживания ВС;
15) повышенная или пониженная температура поверхностей авиационной техники оборудования и материалов;
16) повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха в зоне технического обслуживания ВС;
17) повышенный уровень шума, вибрации, ультра- и инфразвука;
18) повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
19) повышенный уровень статического электричества;
20) повышенный уровень лазерного излучения в рабочей зоне;
21) повышенный уровень электромагнитных излучений;
1. Техническое обслуживание ВС должно производиться с соблюдением требований соответствующих ГОСТ, нормативных правовых актов по пожарной безопасности для промышленных предприятий, по пожарной охране в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. Производственное оборудование, применяемое при техническом обслуживании ВС, должно соответствовать требованиям ГОСТ.
6. Процесс технического обслуживания следует организовать так, чтобы исключить загрязнение окружающей среды отходами горюче - смазочных материалов.
Требования к технологическим процессам
7. Проектирование, организация и проведение процессов технического обслуживания ВС,
8. При разработке отдельных технологических операций технического обслуживания ВС следует
1) согласованность и безопасность выполнения технологических операций;
2) предотвращение создания аварийных ситуаций;
3) исключение воздействия опасных и вредных производственных факторов на пассажиров и окружающую среду;
4) исправную работу технологического оборудования и средств защиты технического персонала;
5) своевременность заправки и загрузки или слива;
6. в технологических процессах технического обслуживания ВС должны предусматриваться системы управления и контроля, обеспечивающие защиту работающих, или аварийное отключение;
1) запуск и опробование двигателей на земле, буксировка ВС;
2) подъем ВС подъемниками;
3) контрольный выпуск и уборка шасси, щитков, закрылков;
4) проверка герметичности фюзеляжа;
5) заправка ВС авиатопливом;
6) подъем и опускание кабин, люлек и кузовов спец автотранспорта;
7) подъезд, отъезд и движение самоходных средств механизации в зоне технического обслуживания ВС;
8) удаление обледенения с поверхности ВС;
9) подогрев кабин от наземных источников;
10. в случаях возникновения аварийных ситуаций работу по техническому обслуживанию ВС следует прекратить и принять меры к устранению аварийной ситуации.
11. К процессу технического обслуживания ВС следует приступать только:
1) после полной остановки ВС на месте стоянки;
2) при установленных упорных колодках под колеса тележек шасси;
4) после швартовки самолета, лопастей несущего и рулевого винтов вертолета;
12. ВС вводить в ангарное сооружение или самолеторемонтный корпус (далее - СРК) следует не ранее чем через 20 минут после остановки двигателей, с освобожденными от топлива баками, со снятыми аккумуляторами. При вводе ВС в СРК, кроме того, следует демонтировать кислородные баллоны, а из кислородной системы стравить кислород.
13. При техническом обслуживании ВС должны предусматриваться меры, предотвращающие попадание горюче - смазочных материалов, спец жидкостей и нечистот на работающих, конструкцию ВС, покрытие мест стоянки ВС.
14. Техническое обслуживание ВС, связанное с транспортировкой и применением пахучих, вредных веществ (пестициды, гербициды, спец жидкости), следует выполнять только после очистки и обезвреживания ВС в соответствии с требованиями действующей нормативно - технической документации.
15. Работы по техническому обслуживанию высоко расположенных частей ВС должны выполняться с применением стремянок, трапов, приставных, раздвижных и телескопических лестниц, а также удерживающих от падения устройств, предназначенных для ВС определенных типов.
16. Для снижения уровня шума от работающих двигателей и воздействия истекающих воздушных и газовых струй на персонал, для устранения опасности воздействия вращающихся винтов и турбин, уменьшения пылеобразования в процессе запуска опробование авиадвигателей должно производиться на специальных местах стоянки, оборудованных системами предупреждения и удерживающими от страгивания устройствами, шумоглушителями и струе отклоняющими щитками.
17. Запуск и опробование авиадвигателей, подъем ВС и гонку шасси, проверку герметичности фюзеляжей ВС следует выполнять только в том случае, если все другие работы на ВС прекращены. Необходимо, чтобы на рабочих местах около ВС находились только лица, допущенные к выполнению названных работ и непосредственно занятые одной из этих операций.
18. Для исключения опасности поражения электрическим током или электрической дугой проверять наличие напряжения в аэродромных источниках электроэнергии следует только вольтметром.
При техническом обслуживании ВС в особо опасных условиях поражения электрическим током следует пользоваться электрическими машинами III класса. Использование электрических машин I и II классов допускается с применением диэлектрических перчаток и ковриков, галош или инструментов с изолированными ручками.
19. Для предотвращения ошибочной подачи напряжения на оборудование ВС, с которым работает обслуживающий персонал, подключать источники электроэнергии к сети ВС допускается с разрешения должностного лица, ответственного за проведение данного вида работ.
20. Монтаж и демонтаж агрегатов и узлов ВС следует производить, предварительно выключив напряжение их питания и вывесив на пусковых устройствах запрещающий знак: "Не включать, работают люди!", выполненный согласно требованиям соответствующего ГОСТа.
При техническом обслуживании и демонтаже элементов системы управления и гидросистемы во избежание ошибочного их включения следует вывешивать запрещающие надписи соответственно на рулевых колонках ВС и на кранах управления гидросистемой.
21. При сварочных работах непосредственно на ВС следует строго выполнять требования безопасности в соответствии с технологическими указаниями для каждого типа ВС. ВС, на котором производятся сварочные работы, должен находиться на расстоянии не менее 50 метров от ангара и от других ВС.