Развитие прозрения, часть 2




Я Джана випассаны

Возникновение и исчезновение

Медитирующему нужно прикладывать все меньше усилий и направленного внимания, чтобы поддерживать практику, и медитация как будто начинает жить своей собственной жизнью.

Всеобщая точка зрения относительно этой стадии состоит в том, что она обычно оказывается весьма впечатляющей. Когда люди говорят мне: “У меня был этот невероятно значимый опыт …”, в 99% случаев это почти наверняка связано с этой стадией. Мое описание этой стадии может не совпадать в точности с тем, как это происходит или происходило у вас или для вас, но обратите внимание на общие аспекты и закономерности.

Я описываю эту стадию так, как она обычно проявляется во время ретрита или во время непрерывной продолжительной практики, но она может вдруг проявиться и вне ретрита, без предупреждения, в повседневной жизни, у людей, которые совсем не считают себя практиками медитации и даже во снах.

В начале этой стадии ум медитирующего ускоряется все больше и больше, и реальность начинает восприниматься как частицы или тонкие вибрации ума и материи, каждая из которых возникает и полностью исчезает на огромной скорости. Фактически, в традиционных текстах именно эта стадия называется началом практики прозрения, так как только начиная с этого момента у практика появляется более прямое и не концептуальное понимание Трех признаков.

 

Эта стадия характеризуется тем, что по сравнению с предыдущими стадиями способности восприятия невероятно усиливаются. Например, человек может отточить свое осознавание до остроты лазера, и, направив внимание на кончик мизинца, будет осознавать начало и окончание каждого отдельного ощущения, из которого состоит этот палец. Спонтанные физические движения и странное прерывистое дыхание, которые появляются на стадии “Причина и следствие” и становятся еще более выраженными на стадии “Три признака”, могут еще более ускориться на стадии “Возникновения и исчезновения”.

На этой стадии становится понятным происхождение многих практик — таких, как тибетская йога внутреннего огня “туммо” или йогическое “дыхание огня”. Также на этой стадии становится ясно, какой иcходный материал вдохновил на создание учений о чакрах и энергетических каналах. Большое количество описаний пробуждения кундалини, по сути, описывают эту стадию.

Реальность воспринимается напрямую с огромной ясностью и в этот момент проявляются благодать, экстаз, внимательность, концентрация, покой и многие другие положительные качества и состояния. Практика становится очень глубокой и устойчивой, и вы легко можете сидеть часами неподвижно, не чувствуя никакой боли.

К сожалению, все положительные состояния, которые проявились на этой стадии, могут легко превратиться в “Десять омрачений прозрения”, если подлинная природа отдельных ощущений не понята полностью, и до тех пор, пока это не произойдет, практикующий может легко застрять на незрелом этапе этой стадии.

 

“Десять омрачений прозрения” — это озарение, знание, восторженная радость, безмятежность, блаженство, непоколебимая уверенность, напряжение, самоуверенность, привязанность и покой. В своем великолепном, но очень редком труде “На пути к свободе” выдающийся мастер медитации Саядо У Пандита пишет: “Что же до практикующего йога, то он, помня наставления учителя о том, что является путем и что путем не является, сразу же узнает все вышеперечисленное как недостаток прозрения, как нечто, не являющееся постижением дхаммы, и как то, что должно быть всего лишь отмечено. Если он будет выведен из строя десятью омрачениями, он окажется неспособным наблюдать три признака в их истинной природе; но как только он освободится от омрачений, он сразу же обретет такую способность”.

Если сформулировать кратко, на данном этапе этой стадии медитирующие могут вдруг почувствовать себя чрезвычайно мощными практиками и решить, что им нужно постараться удержать эти переживания навсегда, сделать этот опыт постоянным. И тогда они, по сути, перестанут выполнять практику прозрения и вместо этого постараются запечатлеть эти состояния “в камне”, сделать их объектами для практики концентрации.

Также на этой стадии возможны видения, проявляются необычные сенсорные возможности (например, способность видеть расположенные рядом предметы с закрытыми глазами), случается опыт выхода из тела, и особенно часто перед медитирующим появляются яркие огни, которые возникают сначала как драгоценные сверкающие искры, а затем как яркий белый свет (“Я видел свет!”).

 

Техничные практики могут легко сидеть часами, рассекая реальность на чрезвычайно тонкие и быстрые ощущения и вибрации — возможно, доходя до сорока ощущений в секунду — сохраняя чрезвыйчайно высокую точность и связность осознавания. Тонкие вибрации могут распространяться по всему телу, обнаруживая взаимозависимость между переживаниями — и тогда вы знаете напрямую, что когда вы переживаете одно состояние, то в этот же самый миг вы не можете переживать и другое состояние.

Эту стадию очень легко перепутать с одиннадцатой, “Спокойствием”, особенно потому, что десятая стадия “Повторного созерцания” обладает сходством с третьей стадией, “Три признака”. В главе “Джаны випассаны” я кратко коснусь темы фрактальной природы вещей, которая объясняет эти повторы.

Главная разница состоит в том, что третья стадия управляется быстрыми циклами, стремительно сменяющимися частотами вибраций, странными физическими движениями, странным дыханием, неистовым восторгом, сниженной потребностью в сне, сильным блаженством и общим ощущеним, что вы несетесь на духовных американских горках и при этом у вас отказали тормоза.

Что касается циклов, то они, как правило, разворачиваются друг за другом в соответствии с этим описанием при условии, что вы используете дыхание как объект.

 

Ум включается, следует за все более и более быстрыми вибрациями, все ускоряется, и это может сопровождаться еще более выраженной тряской или странным, убыстряющимся дыханием и, наконец, на полпути к финалу происходит сдвиг — все начинает медленно затихать и требуется поработать, чтобы сохранять внимательность и оставаться в практике по мере того, как все замедляется, пока не стихнет окончательно. Дыхание может даже полностью остановиться на некоторое время. Затем дыхание возвращается, внимание ослабевает, наступает расслабление, а затем цикл повторяется снова — все ускоряется и т.д.

Эти дыхательные циклы могут происходить самопроизвольно и их может быть трудно остановить, если вы достаточно далеко зашли в четвертой стадии. По мере того, как эта стадия углубляется и созревает, медитирующие отпускают даже зацепку за ясность и за все остальные сильные факторы медитации, и воспринимают их возникающими и исчезающими вибрациями, не способными принести удовлетворение и не имеющими собственной природы.

Практикующие могут погрузиться в самую глубину ума — словно погружаясь глубоко под воду, и там они могут воспринимать отдельные кадры реальности возникающими и исчезающими с потрясающей четкостью, словно в замедленной съемке. Они могут даже чувствовать, что их как будто погрузили в густой сироп.

 

Однако на самом дне этих глубин, что бы они из себя ни представляли, отдельные моменты могут иметь порой “замороженное” качество — как если бы ощущения полностью остановились на миг в середине их проявления, и подобный опыт переживания реальности проявляется лишь на этой стадии.

Согласно модели Пандита где-то здесь начинается третья джхана випассаны, хотя начиная с этого момента существуют разногласия относительно того, какие именно прозрения и переживания соотносятся с какой джханой. Я предпочитаю думать о “Возникновении и исчезновении” как об исключительно второй джхане випассаны. Но более подробно я буду обсуждать эти противоречия в следующей главе.

Практик обретает способность медитировать с огромной ясностью даже когда спит, а сама потребность в сне может значительно уменьшиться. Неконтролируемые проявления кундалини случаются именно на этой стадии, включая мощную физическую тряску и выбросы. Сознание взрывается, как фейерверк или закручивается в торнадо, возникают видения – особенно часто это водовороты мощных тонких “электрических” вибраций, взрывающихся в основании позвоночника и/или между ушами. Эти водовороты могут быть чрезвычайно громкими.

Такого рода переживания могут возникать совершенно неожиданно и даже тогда, когда вы не медитируете – например, в осознанных сновидениях. Они могут сопровождаться удивлением, возбуждением, блаженством, невероятной радостью, а иногда и дезориентацией. Нередко те, кто на данном этапе оказался на пике экстаза, сравнивают некоторые из своих ощущений с непрекращающимся оргазмом.

 

Ничто из этого не является проблемой, если вы понимаете истинную природу происходящего, или если это не происходит с вами в тот момент, когда вы мчитесь на машине по скоростному шоссе на скорости 120 км/ч (но это уже совсем другая история).

На этой стадии обычно возникают сильные чувственные или сексуальное ощущения и фантазии, и они могут проявиться даже по отношению к людям вашего пола – так что если вы привязаны к представлению о себе как о об исключительно гетеросексуальном существе, это может вызвать у вас беспокойство. Кроме того, если у вас есть нерешенные вопросы, связанные с сексуальностью (а они, как правило, есть почти у каждого), на данной стадии вы также можете столкнуться с их проявлениями.

Вся эта стадия, ее последствия и ее финал, который может оказаться похожим на наркотическую ломку, может усилить соблазн предаться всевозможным гедонистическим наслаждениям, и в особенности это касается различных одурманивающих веществ и секса. По мере того, как блаженство этой стадии изнашивается, мы можем вдруг обнаружить, что ужасно голодны, или ощутить сильную похоть, или непреодолимый порыв отправиться на вечеринку, или накинуться на шоколад, или что-нибудь еще в таком же духе. Так что если у вас были или есть какие-либо зависимости, с которыми вы боролись или боретесь, определенная бдительность в конце этой стадии будет нелишней.

Эта стадия также усиливает в людях коммуникабельность, пылкость и склонность к утопизму. Добавьте к этому огромный прилив энергии — и вы поймете, почему на этой стадии многие могут кинуться в реализацию идеалистических или грандиозных проектов и планов. В самом крайнем проявлении именно на этой стадии человек может преисполниться мощной харизмой радикального религиозного лидера.

 

Наконец, почти на пике возможного растворения ума, медитирующий переживает нечто под названием “Результат возникновения и исчезновения” или “Глубокое прозрение возникновения и исчезновения.” Это событие знаменует глубокое изменение в практике медитации — после всего пережитого и увиденного медитирующий необратимо меняется, и по сути это становится той самой “Точкой невозврата”, о которой я упоминал в “Предисловии и предупреждении”.

Интенсивность этого события может варьироваться, хотя обычно оно бывает довольно четким и запоминающимся, особенно когда человек переживает его впервые в течение этого цикла. Тем не менее, у некоторых это событие не имеет ярко выраженной окраски и не отличается от общих переживаний стадии “Возникновения и исчезновения” — и тогда все проявления этой стадии просто постепенно исчезают без явного пика.

Следует также отметить, что некоторые люди должны долго и упорно медитировать, чтобы накопить опыт, достаточный для переживания этой стадии, в то время как у других они могут проявиться спонтанно и без предупреждения, порой даже без формального обучения медитации — как это случилось со мной в возрасте около пятнадцати лет.

Некоторые люди оказываются вдруг на четвертой стадии во время практики йоги, а некоторые — просто находясь рядом с мощными духовными фигурами, как это случилось с моим приятелем, проводившим много времени рядом с христианским целителем. Такой же эффект испытывают порой люди, находящиеся рядом с различными гуру.

 

Однако в каком бы контексте ни случалось “Глубокое прозрение возникновения и исчезновения”, это событие навсегда оставляет след и занимает особое место в сердце человека. Со мной это случилось само собой, вне какой-либо традиции, и поэтому я всегда ассоциировал свою собственную практику с независимым развитием. Мой друг, который испытал это рядом с христианским целителем, стал самым рьяным христианином из всех, каких вы можете себе представить, а многие из тех, кто испытывал опыт “рождения заново” на самом деле пересекли территорию четвертой стадии. Те, кто переживают этот опыт рядом с гуру, затем стремятся следовать за этими гуру какое-то время, связывая свой опыт с их присутствием. Другие, с кем это случается в менее подготовленном контексте, могут вообще не понимать, что это было и что это значило. Однако практически все осознают, что что-то изменилось, и почти все помнят происходившее со сверхъестественной ясностью — как опыт, выходящий из общего ряда воспоминаний.

Если человек пережил “Глубокое прозрение”, весьма вероятно что рано или поздно он будет способен испытать пробуждение — при условии, что он сможет искусно пройти “Темную ночь души” (попросту продолжая непрерывную практику). Таким образом, хорошая начальная цель медитации прозрения — это пережить “Глубокое прозрение” при первой же возможности и принять к сведению предостережения из следующей части этой главы — “Темная ночь души”.

“Глубокое прозрение” может проявиться тремя базовыми образами — в соответствии с Тремя признаками, и поскольку так же проявляется и пятнадцатая стадия, “Реализация”, многие часто их путают. То, что каждый человек видит и чувствует во время этого интенсивного и глубокого опыта, может сильно разниться в деталях, но определенные аспекты одинаковы у всех практиков.

 

Это событие также проявляется как зеркало “Трех дверей” (которые будут описаны ниже). Оно начинается в середине завершающей фазы четвертой стадии, за ним следует некое событие “незнания” (это событие, о котором вы не имеете ни малейшего представления, что именно с вами в этот момент происходило — словно в мозге замкнули проводку), за которым, в свою очередь, следуют несколько невероятно ярких и еще более выдающихся переживаний, наделяющих глубоким пониманием Трех признаков, а затем следует второе событие “незнания” в конце четвертой стадии. Нередко “Глубокое прозрение” случается в особенно ярком осознанном сновидении или просто посреди ночи.

Здесь следует также отметить, что дыхание во время этих событий становится крайне отчетливым, хотя это и может показаться неправдоподобным. В эти моменты большинство практикующих (но не все) чувствуют, как вселенная пульсирует, возникая и исчезая. Однако тонкие внутренние основания и ощущение наблюдателя по-прежнему остаются стабильными.

По контрасту с “Глубоким прозрением”, вход в пятнадцатую стадию, “Реализацию”, осуществляется через “Три двери” и вовлекает в этот опыт всю ощущаемую вселенную (время, пространство, внутренние основания, все). Кроме того, на этой стадии не происходит двух событий “незнания”. (Позже вам станет ясно, насколько полезна эта информация).

Тем, кто прошел “Глубинное прозрение возникновения и исчезновения”, довелось несколько мгновений постоять на неровном краю реальности и разума, и теперь они знают, что пробуждение возможно. Обычно у них появляется огромная вера, они могут захотеть рассказать всем о необходимости практики, и часто пылко и возбужденно обсуждают духовность, религию и/или философские вопросы.

 

У таких людей будет повышенная способность понимать учение дхармы, так как им довелось напрямую, не концептуально испытать опыт Трех признаков — непостоянства, отсутствия удовлетворения и отсутствия независимого “я”. В каком-то смысле им будет легче осознавать философию, которая имеет дело с фундаментальными парадоксами дуального восприятия, и на какое-то время они могут быть совершенно очарованы этим. А те, у кого есть сильные философские наклонности, могут пускаться в долгие теоретические рассуждения, наставляя тех, кто не достиг этой стадии.

Они также могут ошибочно решить, что они просветлены — так как то, что они видели, было абсолютно захватывающим и глубоким. И некоторые даже бросают в этот момент практику, хотя в действительности она только начинается.

Обычно в это время люди начинают писать вдохновенные книги об учении дхармы, стихи, духовную поэзию — и все в таком роде. Это также стадия, когда люди чаще всего удаляются в монастыри или на поиски выдающихся духовных приключений. Также стоит отметить, что эта стадия чертовски смахивает на маниакальное расстройство. Экстаз и интенсивность этой стадии могут зашкаливать — это абсолютный пик на пути прозрения — но она не длится долго.

Однако очень вскоре медитирующему предстоит узнать, что означает фраза: “Лучше не начинать. Начав, лучше закончить!” — так как теперь он уже зашел слишком далеко, чтобы действительно можно было вернуться. До тех пор, пока он не завершит весь процесс развития прозрения, он словно на аттракционе, который запущен, и не может остановиться, пока не истечет время.

 

У медитирующего может возникнуть ощущение, что это не он пратикует дхарму, а наоборот — дхарма практикует его, и развитие прозрения с этого момента происходит неизбежно и относительно быстро, обычно в течение дней, а не месяцев, с пятой стадии по десятую, а это, как вы вскоре увидите, не всегда приятный опыт.

Экстаз сходит на нет, а вместе с ним и все энергетические навороты, и практик может вдруг обнаружить себя в положении человека, испытывающего жесточайшее похмелье после ночи бурного веселья. Ясность постепенно исчезает, и начинает доминировать ощущение конца. Так медитирующий вступает в пятую стадию — знания о “Темной ночи души”…

 

“Развитие прозрения”, часть 3

3-я Джана випассаны (Темная ночь души)

5. Распад. Начало Темной ночи

Так начинается то, что называется “Знанием о страдании” или “Темной ночью души” (в терминологии Св. Хуана де ла Круса). Я считаю это началом третьей джаны випассаны. Я объясню, почему я так считаю, чуть позже — в главе, в которой собираюсь уделить более пристальное внимание джанам випассаны.

“Темная ночь души” охватывает стадии с пятой по десятую: “Распад”, “Страх”, “Страдание”, “Отвращение”, “Жажду спасения” и “Повторное созерцание”. Стадии с первой по девятую обычно поставляются “в комплекте”, и одна довольно быстро и естественно сменяется другой. Десятая стадия “Повторное созерцание” обычно стоит особняком — и она отмечена своим совершенно отдельным, часто жутким и величественным характером.

Необходимо также отметить, что некоторые проходят “Темную ночь души” быстро, а некоторые — медленно. Некоторые едва замечают ее, а для некоторых она становится громадной задачей. Некоторых она может накрыть на ретрите, и они могут отступить, а потом, позже, пройти эту стадию без особых трудностей. А некоторые годами проживают ее уроки.

Я собираюсь описывать “Темную ночь” в основном в чрезвычайных терминах, но следует понимать, что я делаю это исключительно в порядке предупреждения — это возможно, но не обязательно произойдет с вами.

 

Как обычно, во время ретрита все проявления могут быть более интенсивными и отчетливыми, при этом во время ретрита у вас есть стимул не бросать практику, и поэтому все может произойти гораздо быстрее. С другой стороны, в обычной жизни практика тоже может быть очень мощной и иногда очень быстрой. Эти вещи странным образом непредсказуемы!

Тот, кто однажды пережил “Глубокое прозрение возникновения и исчезновения”, должен будет пережить “Темную ночь души” независимо от того, хочет он этого или нет. С этого момента даже не важно, практикуете вы или нет; если вы пережили “Глубокое прозрение”, вы уже так или иначе вступили на территорию “Темной ночи” (и стали “йогом “Темной ночи”) и останетесь там до тех пор, пока Не Постигнете, как ее пройти, и если вы вдруг пройдете ее и не обретете первую стадию просветления, то вам придется проходить Темную ночь снова и снова до тех пор, пока вы не сделаете этого. И я хочу сказать, что это совершенно точно и абсолютно.

“Темная ночь души” обычно начинается с того, что глубокая ясность, внимательность, концентрация, фокусировка, покой и блаженство предшествующей стадии постепенно сходят на нет. Точно также проходят все тонкие вибрации, экстатические “водовороты”, проявления феноменов причины и следствия в соответствии с ритмом дыхания, а также дрожь при ходьбе и тряска, которые были согласованы с вниманием и отмечанием. В начале стадии частота вибраций рассоединяется с ритмом дыхания, оставаясь по большей части стабильной на всем протяжении этой стадии до того момента, когда вы снова начнете ее воспринимать (на поздней стадии “Растворения” или в начале стадии “Страха”).

В то время как практик, возможно, почувствовал, что его внимание, наконец, обрело сфокусированность и однонаправленность — что крайне ценно в процессе прохождения стадии “Возникновение и исчезновение” — переживая “Темную ночь души” он может столкнуться с тем фактом, что его внимание, на самом деле, довольно обширно, а содержание его внимания неустойчиво.

 

В дальнейшем центр внимания практикующего становится наименее ясной зоной в его опыте, а периферия, напротив, начинает преобладать. Это нормально, и переживается даже теми, кто знаком с данной территорией. Однако, большинство медитирующих оказываются к этому совершенно не готовы, воспринимают это как удар исподтишка и начинают тщетную борьбу с происходящим, пытаясь заставить свое внимание выполнять то, что оно просто никогда не сделает на этой стадии пути.

Если вам когда-либо доводилось медитировать в месте, где было множество комаров, непрестанно жужжащих и мешающих сконцентрироваться на первичном объекте практики, то тогда вы имеете представление о том, что будет происходить с вашим вниманием во время “Темной ночи”. Вместо того, чтобы бороться с этими метафорическими комарами или пытаться их игнорировать, вам нужно попробовать осознать, на что это похоже, когда ваше внимание ведет себя подобным образом.

Точно так же, как вам требуется некоторое время, чтобы освоиться на концерте фри-джаза, с его диссонирующими, хроматическими звуками, с большим количеством раздражающих аккордов и с инструментами, играющими скорее вразнобой, чем в согласии друг с другом, вам потребуется привыкнуть к тому качеству внимания, которое проявится во время “Темной ночи”. Ощущения, которые будут возникать, окажутся столь же насыщенными, сложными, обширными и тревожными.

Те, кто привык к однонаправленному вниманию, будут страдать гораздо сильнее тех, кто обучен оставаться рядом со всеми своими ощущениями и просто свидетельствовать их, независимо от того, кажется им это “хорошей медитацией” или нет.

На стадии “Темной ночи” существуют два базовых паттерна вибраций, и они по сути и являются определяющими характеристиками данной стадии. Вы можете быть ошеломлены описанием эмоциональных трудностей, однако помните об этих паттернах и постарайтесь оставаться на этом уровне.

 

Один паттерн довольно медленный, регулярный и плотный — он составляет примерно 5-7 Гц и ничего особенного больше не происходит. Он проявляется в начале “Темной ночи” и похож на гудение шаманского бубна. Позже появляется второй паттерн — примерно 10-18+ Гц, несколько нерегулярный, в нем присутствуют медленные и быстрые гармоники, которые возникают на заднем плане и на переферии нашего внимания. Он обычно заставляет нас чувствовать себя очень раздраженными и возбужденными.

То, что фон начинает трястись, является хорошим признаком прогресса — это необходимо для завершения цикла. С другой стороны, именно тот факт, что задний план словно распадается на части, рассыпается, обычно сводит людей с ума.

До тех пор, пока эта тряска касалась только первичного объекта медитации — это были только игрушки, но когда трясти начинает самого наблюдателя, становится по-настоящему страшно. Просто продолжайте уделять пристальное внимание тому, что происходит, оставаясь с каждой пульсацией каждой вибрации настолько внимательно, насколько это возможно, пытаясь наблюдать ее от начала и до конца. И тогда шансы, что с вами все будет в порядке, очень высоки.

На стадии “Темной ночи души” с практиком происходят две основные вещи — одна эмоциональная, а вторая касается восприятия. Вся наша внутренняя грязь начинает, пузырясь и булькая, выходить наружу в таких количествах и с такой интенсивностью, с которыми нам раньше никогда не приходилось сталкиваться.

 

В эти моменты нам может быть не просто помнить о том, что правильно, и тогда наши эмоциональные реакции могут привести к тому, что количество не нужного страдания только увеличится. Вдобавок к этому мы также начинаем напрямую испытывать фундаментальное страдание дуальной разделенности — в сущности, мы всегда живем с этим страданием, но никогда ранее мы не испытывали его с такой остротой и интенсивностью и не осознавали так ясно.

Мы переживаем глубокий, фундаментальный кризис идентичности, так как благодаря нашему прозрению в природу “Трех признаков” иллюзия существования отдельных и постоянных “нас” начинает разрушатся. И это страдание не имеет никакого отношения с тому, что происходит в нашей жизни — но оно напрямую связано с тем базовым непониманием природы вещей, с котором мы привыкли существовать.

Необходимость столкнуться с каждым из этих явлений по отдельности — с внутренней грязью и с кризисом идентичности — уже сама по себе может оказаться трудным предприятием, но когда все это наваливается на вас одновременно, трудностей становится как минимум в два раза больше, и порой это кажется чрезмерным. И, конечно, не нужно объяснять, что когда это происходит, мало кто из нас демонстрирует свои лучшие качества и держится молодцом.

У многих в этот момент срабатывает рефлекс, и они автоматически пытаются изменить свой ум и мир вокруг себя таким образом, чтобы прекратить страдания. Однако когда мы заходим слишком далеко на территорию “Темной ночи”, даже окажись мы при этом в раю, мы не сможем оценить его по достоинству — так что эта стратегия обречена на провал.

 

Поэтому я очень советую вам продолжать практику и постараться завершить эту стадию прозрения — с тем, чтобы позже поработать над оставшимися темами из более сбалансированного и ясного состояния. Вам будет трудно сделать это на стадии “Темной ночи”, когда теряется ориентация и велик соблазн рефлекторных реакций. И я хочу подчеркнуть, что это действительно важно!

Один мой близкий друг, обладающий тоннами личного опыта в практиках прозрения, даром очень точных формулировок и талантом учителя, так лаконично описал происходящее: “Темная ночь” может заставить вас просрать всю вашу жизнь”. Но я хочу дать вам два совета, которые были заработаны тяжелым трудом и которые помогут вам иначе взглянуть на происходящее.

Во-первых, выделите время на то, чтобы делать основные практики прозрения. Прикладывайте как можно больше усилий, чтобы осознавать природу “Трех признаков” — и это поможет вам пройти эту стадию! Найдите время для ретрита или старайтесь быть в одиночестве и не позволяйте себе застрять в состояниях “Темной ночи”. Это принесет облегчение не только вам, но и всем, кто вас окружает.

Во-вторых, придерживайтесь политики “не просачивания” если у вас есть подозрение, что вы вступили на территорию “Темной ночи” — попросту не позволяйте вашим негативным эмоциям и реакциям просачиваться на окружающих. Потому что в противном случае может случиться катастрофа.

 

Когда ваше восприятие искажено отсутствием перспективы и фиксацией на негативе, а сами основания вашей личности разрушаются, очень легко спроецировать все это на людей и события вокруг (которые, вообще-то, не являются причиной вашего страдания!). И поскольку это мало кому может понравиться, результаты таких проекций могут быть плачевными.

Итак, подводя итог — вы должны твердо решить следующее: “Я только что пережил “Глубокое прозрение возникновения и исчезновения” и я уверен в этом, потому что обнаружил много признаков прохождения этой стадии. Теперь я ощущаю себя странно, я реагирую обостренно и негативно на то, с чем в обычном состоянии я справлялся более внимательно, с большей ясностью и уравновешенностью, и я знаю, что значительная часть происходящего связана с “Темной ночью души”, которая следует сразу за “Глубоким прозрением”.

Я осознаю, что сейчас я нахожусь в состоянии, которое слишком далеко от идеального, и поэтому я неспособен искусно обходиться с личными вопросами, которые сводят меня с ума. Скорее всего я проецирую на окружающих и на реальность свое собственное страдание, связанное с осознаванием иллюзорной природы дуального существования и странными эффектами “Темной ночи”.

Те, кто успешно прошел стадию “Темной ночи”, предупредили меня, что заниматься сейчас решением этих вопросов — самая ужасная идея из всех возможных, и я верю в то, что они знают, о чем говорят. Даже если все эти вопросы реальны и имеет силу, скорее всего я сильно преувеличиваю их масштабы и не способен отнестись к их решению спокойно и по-доброму. Если я поддамся моему собственному смятению и внутреннему мраку и начну действовать в этом состоянии, я легко причиню боль моим близким и себе.

Таким образом, я решаю держать мою внутреннюю темноту при себе, обсуждать происходящее только с теми, кто достаточно искусен в проживании этих состояний или, по крайней мере, я поделюсь происходящим с окружающими в такой манере, при которой я не буду проецировать свои проблемы на мир, и таким образом уберегу окружающих от ненужных страданий, которых они не заслуживают.

 

Я буду использовать мою медитативную карту для того, чтобы держать под контролем мою внутреннюю грязь и обходиться с ней таким образом, чтобы принести себе и другим пользу, а не вред.

Я выделю время для практики и в течение этого времени я буду просто наблюдать истинную природу всех возникающих ощущений, какими бы ужасными или неотступными они не были, и насколько это в моих силах и власти я не буду ни на мгновение потворствовать этим ощущениям. Таким образом, я смогу искусно пройти эту стадию и не причинить вреда моей повседневной жизни.

А если я не справлюсь с этой задачей, я буду активно искать помощь и обращусь за ней к тем, кто знает, как работать с этой внутренней грязью, и только после этого встречусь с “Темной ночью” как рекомендовано, наиболее безопасным образом.

Когда я достигну первой стадии пробуждения, это станет прекрасным моментом, чтобы увидеть, что из того, что я воспринимал в негативном свете, действительно имело место, а что было лишь моими собственными проекциями, связанными с недостатком ясности и с побочными эффектами “Темной ночи”. Испытав эту ясность, я буду гораздо в большей мере способен исправить те вещи в моей жизни, которые действительно нуждаются в исправлении и внимании, и буду способен с легкостью прогнать тех призрачных монстров, которых сам же и создал в своем уме.

Не пытаясь справиться со всем этим сразу, обретя глубокое прозрение перед тем, как начать биться над личными проблемами, я буду в большей мере способен вести счастливую и благоразумную жизнь — ту жизнь, которую я сам бы себе пожелал. Я обрету освобождающее прозрение и осознаю причины всех моих личных проблем, и это принесет огромную пользу как мне, так и всем живым существам”.

Я написал эту книгу главным образом ради того, чтобы написать эти слова — чтобы сказать людям, что они должны принять это решение. Я сам страдал — зачастую без особой необходимости и порой очень сильно — из-за того, что я и те, кого я люблю, оказывались неспособны следовать этому решению. И они тоже страдали.

К сожалению, совсем не все способны это сделать. В действительности, далеко не все даже захотят попытаться последовать этому совету. Особенно это касается тех, кто купился на опасную парадигму “все, что я чувствую сейчас, в данный момент, и есть реальность” — в том смысле, что все их чувства в настоящий момент являются единственной достоверной точкой зрения на текущую ситуацию и, таким образом, полностью оправданы, равно как и их реакции на эти чувства.

Есть также те, кто попросту не верит, что такая удивительная и священная вещь, как практики прозрения, может породить такие трудности. Есть также и те, кто не верит в карты или в то, что карты могут быть применимы к их, такой особенной и уникальной, жизни. Ну и, наконец есть те, чья гордость и потребность в самозащите не позволят признать, что “Темная ночь” может повлиять на них таким образом.

Я хочу предостеречь таких людей – ДЕРЖИТЕСЬ КАК МОЖНО ДАЛЬШЕ ОТ “ТЕМНОЙ НОЧИ ДУШИ” до тех пор, пока вы не окажетесь в таком месте, где вы будете способны хотя бы приблизительно оценить ее последствия и некоторые аспекты вышеописанного решения или применить хотя бы азы той теории, на котором оно базируется.

 

Если вы не хотите хотя бы в какой-то мере постараться применить мой совет на практике, не занимайтесь практиками прозрения или не пересекайте территорию “Глубокого прозрения возникновения и исчезновения”.

Я большой фанат спортивных машин, но я бы никогда не дал одну из них шестилетнему ребенку. Точно также — я большой фанат практик прозрения (что очевидно), но я пришел к выводу, что те, кто не готов относиться к ним ответственно и разумно, не должны их практиковать, потому что это слишком опасно. Такие люди могут принести миру вокруг них гораздо больше вреда, чем пользы. Эта точка зрения вряд ли будет пользоваться популярностью, но мне довелось испытать в полной мере, что может случиться, когда люди отказываются следовать этому совету.

Сложность также в том, что довольно много людей попадают на территорию “Темной ночи” без каких-либо формальных практик прозрения. Как ни удивительно, это случается довольно часто. Со мной это случилось впервые в 15 лет, и я понятия не имел о том, что это такое. Я не знаю, как обратиться к этим людям, но они имеют тенденцию забредать на разные духовные мероприятия вскоре после того, как это с ними происходит.

Многие люди не раз отмечали, что практика прозрения — это монастырская практика. Если мы можем выстроить свой собственный виртуальный монастырь посредством искусных действий и искусной речи, тогда нам не нужна защита монастырских стен. Мы можем жить обычной жизнью и при этом развивать свое прозрение.

Однако найдутся и те, кто готов согласиться с важностью данного решения, но их личные темы, вскрывающиеся во время “Темной ночи души”, буквально засасывают их, и они попросту не способны удержаться и претворить свое решение в жизнь – несмотря на всю их добрую волю и благие намерения.

Мой совет таким людям — незамедлительно обращайтесь за профессиональной помощью к психотерапевтам и им подобным и используйте их как ресурс, пока ваше внутреннее состояние не изменится.

 

Вы должны понимать, что это не самый оптимальный путь — так как внутренне присущее данной стадии ощущение отсутствия перспективы сильно затрудняет терапию, но для некоторых это лучший вариант, чем просто барахтаться в отчаянии. С другой стороны, облегчить терапию может тот факт, что в этот момент из вас буквально лезут внутренние проблемы и всегда ясно, с чем работ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: