Исследование характеристик дорожного движения проводят для получения фактических данных о движении транспортных и пешеходных потоков.
В зависимости от цели исследования могут быть использованы различные методы определения характеристик дорожного движения: документальные, натурные и моделирование (рис. 1).
Рис. 1 – Классификация методов исследования дорожного движения
Документальные методы основаны на изучении и анализе плановых, отчётных, статистических и проектно-технических материалов. Кроме того, могут быть использованы результаты анкетного обследования по изучению пассажиро- и грузопотоков, характерных маршрутов передвижения и т. д. Как правило, документальные исследования являются начальным этапом, продолжением которого служат натурные исследования, заключающиеся в получении фактических характеристик ДД в заданном пространстве и в течение определённого периода. Различают локальные, зональные и региональные натурные исследования.
Локальные натурные исследования проводятся для получения фактических данных об интенсивности, скорости, составе потока на отдельных участках дорог, улиц, пересечений. Эти данные необходимы для анализа эксплуатационных характеристик участков дорог, разработки рекомендаций по совершенствованию ОДД. Весь период наблюдения может колебаться от нескольких часов до нескольких дней. Одновременно должен производиться учёт транспортных средств по их составу. Методика обработки полученных данных и перечень извлекаемой информации определяются целью исследования: картограммы интенсивности движения на пересечении, гистограммы изменения интенсивности движения по часам суток, дням недели, распределение транспортной нагрузки по направлениям, распределение скорости движения, задержки транспортных средств на регулируемых пересечениях, изменение состава потока.
Зональные натурные исследования проводят для получения пространственных и временных характеристик интенсивности (скорости, состава потока) на дорогах и улицах в определённой зоне. Подобное исследование, являясь выборочным, ведётся в течение длительных регулярных периодов, что позволяет фиксировать изменения интенсивности и прогнозировать долгосрочную тенденцию её изменения. Зная коэффициенты неравномерности изменения интенсивности движения в течение часов, суток, месяцев, сезонов, можно на основании полученных данных рассчитать с определённой степенью достоверности значения интенсивности в любой другой период. Эти данные необходимы при решении ряда задач организации перевозок и движения: расчёта почасовой доставки грузов, определения оптимальных интервалов движения пассажирского транспорта, оптимизации параметров светофорного регулирования и пр. Исследования проводят, как правило, для зон, обладающих определёнными качественными признаками. С этой целью для обследуемых дорог и улиц производят функциональную классификацию: скоростные магистрали, магистральные улицы общегородского или районного значения, улицы местного движения, пешеходные дороги.
Региональные натурные исследования осуществляются для получения суммарных значений входящих и выходящих транспортных и пешеходных потоков в районе, городе, области и т.д. Эти исследования служат для оценки грузо- и пассажиронапряжённости отдельных районов города, крупных мест тяготения. Наблюдения позволяют определить зоны интенсивности перемещения пешеходов, повышенной концентрации транспортных средств, прогнозировать тенденцию изменения интенсивности потоков при реконструкции или строительстве новых промышленных, гражданских или культурных объектов. Необходимое число наблюдений, их последующая обработка и анализ диктуются целями исследования. Получение данных по региону может быть осуществлено при помощи АСУДД в пределах района, группы районов или всего города. Принцип получения исходных данных и их обработки заключается в установке на определённых участках детекторов, соединенных с компьютерами, связанными с центральной ЭВМ. Выходные данные могут быть сформированы в любой желаемой форме.
Исследование интенсивности движения, как и исследование других характеристик ТП (плотности, скорости, задержек, распределения потоков), может быть осуществлено, кроме того, при помощи фотосъёмки (стереосъемки, киносъёмки, аэрофотосъёмки) или видеозаписи.
Наиболее распространённым является исследование характеристик ДД на стационарных постах, что позволяет получить необходимую информацию об интенсивности движения, составе ТП, скорости, задержках транспортных средств, корреспонденциях и транзитном движении. Информация может быть получена как непосредственным наблюдением, так и при помощи средств автоматической регистрации.
Посты наблюдения в зависимости от целей исследования могут быть расположены в характерных узлах распределения потоков, на входах и выходах из города и на пересечениях дороги и пр.
Данные о корреспонденциях, транзитном движении могут быть получены методом опроса, талонного обследования, наклеивания меток, записи номерных знаков.
Талонное обследование осуществляется следующим образом. На контрольных постах водителям вручают талоны, имеющие заранее присваиваемые им отличительные признаки. В определённых пунктах эти талоны забирают наблюдатели. Обработка талонов позволяет получить информацию об интенсивности и составе ТП и скоростях сообщения, числе транзитного и местного движения в обследуемой зоне. Талонное обследование может быть осуществлено таким образом, чтобы можно было определить долю чистого транзита (транспортные средства, проследовавшие обследуемую зону без остановки), прерванного транзита (транспортные средства, осуществившие стоянку в зоне) и местного движения (транспортные средства, зарегистрированные только на входе в зону). Основным недостатком талонного обследования является необходимость двойной остановки транспортных средств, что при высокой интенсивности движения может привести к заторовым состояниям.
Метод наклеивания меток требует остановки автомобиля только один раз на входе в обследуемую зону. Наблюдатели на других постах, не останавливая автомобили, фиксируют их прохождение по меткам в соответствующих протоколах.
Метод записи номерных знаков исключает остановки транспортных средств для их регистрации и позволяет получить всю необходимую информацию.
Таким образом, обследования на стационарных постах позволяют получать любую необходимую информацию по характеристикам ДД. Существенными недостатками такого обследования являются высокая трудоёмкость и необходимость привлечения значительного числа наблюдателей.
Исследование скоростей движения заключается в измерении: мгновенных скоростей транспортных средств; средних скоростей движения на определённом участке дороги, средних скоростей движения на маршруте. Эти измерения необходимы для расчёта скорости сообщения, коэффициентов безопасности и пр.
Натурные исследования характеристик ТП на улицах и дорогах позволяют:
- выявить «узкие» места, способствующие возникновению постоянных заторов;
- установить оптимальный скоростной режим с учётом местных условий движения;
- выявить места задержек на перегонах и пересечениях; скорректировать режим работы светофорной сигнализации; ввести ограничения верхнего и нижнего пределов скоростей на отдельных участках маршрута; определить зоны запрещения обгонов; установить необходимые дорожные знаки, оптимизирующие характеристики ТП и распределение его по менее загруженным маршрутам;
- выявить места ДТП, связанные с нарушением скоростного режима или несоответствием условий движения требованиям безопасности и т.д. Исследование работы общественного транспорта позволяет оценить качество обслуживания пассажиров и определить эффективность его использования.
Натурные исследования позволяют получить сведения об интенсивности пассажиропотоков, продолжительности поездок, времени посадки и высадки пассажиров, соблюдении расписания, уровне наполнения транспортных средств, правильности расположения остановок, средних скоростях сообщения на маршруте. На основании анализа полученных данных вырабатывают рекомендации по расположению автобусных остановок, введению одностороннего движения, выделению специальной полосы для движения пассажирского транспорта, канализированию движения на маршруте, оптимизации светофорного регулирования на перекрёстках.
Для изучения характеристик транспортного потока на рассматриваемом участке, мы применили исследование на стационарных постах, что позволяет получить необходимую информацию об интенсивности движения, составе ТП и т.д. На рисунке 2 представлена схема расположения постов наблюдения за характеристиками транспортного потока на рассматриваемом участке.
Рисунок 2 – Схемы расположения постов наблюдения за характеристиками транспортного потока на перекрестке улиц Шевченко, Мл. Лейтенанта Горбенко, Плякина
Для выпускной квалификационной работы исследование интенсивности движения проводились в рабочие и выходные дни, вфеврале – месяце 2014 г. в течение всей неделе, в дипломной работе мной приведены усредненные данные. В пояснительной записке приведена интенсивность на основных рассматриваемых перекрестках.
Наблюдения показали, что в общем транспортном потоке преобладают легковые автомобили – 80…90 %, в состав транспортного потока также входят: до 3…7 % грузовых автомобилей различных классов, маршрутные автобусы малого классов – 6…15 %. Результаты натурных наблюдений приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Интенсивность движения транспорта на перекрестке улиц Шевченко, Мл. Лейтенанта Горбенко, Плякина
№поста наблю-дения | Направление | Интенсивность движения транспорта, авт./ч | |||||
легковые автомобили | грузовые автомобили | автобусы, класс | |||||
до 6 т | более 6 т | особо малый | малый | большой | |||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
Анализ дорожно-транспортных происшествий
Определение дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в Российской Федерации введено федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (см. раздел 1). Как правило, обстоятельства возникновения ДТП чрезвычайно разнообразны. Однако анализ этих обстоятельств позволил выявить некоторые общие их черты, что дало возможность разработать классификацию ДТП по различным признакам.
Рис. 2 – Классификация ДТП
В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения на территории РФ осуществляется государственный учёт основных показателей оценки безопасности ДД. К таким показателям относят количество ДТП, пострадавших в них граждан, АТС, водителей, число нарушителей Правил ДД, количество административных правонарушений и уголовных преступлений в области ДД.
Учёту подлежат ДТП с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель, телесные повреждения людей либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.
К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).
ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, включаются в государственную статистическую отчётность. Таким образом, учитывая, что для составления первичных материалов ДТП требуется выезд на место происшествия сотрудников ГИБДД, регистрация и анализ ДТП имеют значительную трудоёмкость, полная документация и отчётность в ГИБДД ведётся не по всем ДТП, а только по тем, в которых имеются раненые или погибшие.
Правила учёта ДТП в РФ предусматривают его ведение органами ГИБДД. В ГИБДД на каждое отчётное ДТП заполняют карточку учёта ДТП, которую хранят в течение двух лет. Учётная карточка ДТП составляется на основании первичных документов, оформляемых дежурной группой ГИБДД на месте ДТП (протокол или справка о ДТП, схема ДТП, протокол осмотра транспортных средств, протокол осмотра места ДТП, объяснения водителей, показания свидетелей). В дальнейшем карточка служит основным исходным документом для анализа.
Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявления факторов и причин, их вызывающих. Взгляды на факторы и причины, лежащие в основе ДТП, меняются по мере накопления опыта ОДД и исследовательских работ в области безопасности движения
Согласно проведенным отчетно-статистическим исследованиям ДТП по п.г.т. Ровеньки за 2014 год в пределах рассматриваемого участка произошло 11 ДТП, в которых ранено 3 человек, погибших – 1 человек.
Таблица 2 – зависимость количества ДТП от времени года
Время года | Количество ДТП | Погибло | Ранено |
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май | |||
Июнь | |||
Июль | |||
Август | |||
Сентябрь | |||
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь |
Рисунок 3 − Диаграмма распределения ДТП по времени года
Таблица 3 – зависимость количества ДТП от времени суток
Время суток | Количество ДТП | Погибло | Ранено |
00 ч.-1 ч. | |||
1 ч.-2 ч. | |||
2 ч.-3 ч. | |||
3 ч.-4 ч. | |||
4 ч.-5 ч. | |||
5 ч.-6 ч. | |||
6 ч.-7 ч. | |||
7 ч.-8 ч. | |||
8 ч.-9 ч. | |||
9 ч.-10 ч. | |||
10 ч.-11 ч. | |||
11 ч.-12 ч. | |||
12 ч.-13 ч. | |||
13 ч.-14 ч. | |||
14 ч.-15 ч. | |||
15 ч.-16 ч. | |||
16 ч.-17 ч. | |||
17 ч.-18 ч. | |||
18 ч.-19 ч. | |||
19 ч.-20 ч. | |||
20 ч.-21 ч. | |||
21 ч.-22 ч. | |||
22 ч.-23 ч. | |||
23 ч.-00 ч. |
Рисунок 4 − Диаграмма распределения ДТП по времени суток
Таблица 5 – количество ДТП в зависимости от вида ДТП
Вид ДТП | Количество ДТП | Погибло | Ранено |
Столкновение | |||
Наезд на стоящее ТС | |||
Наезд на Пешехода |
Рисунок 6 – Диаграмма распределения ДТП по видам
В результате этого подробного анализа мы видем, что количество ДТП растет, поэтому необходимы мероприятия по снижению аварийности на этом участке.
Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы:
· несоблюдение Правил ДД его участниками, т. е. водителями, пешеходами и пассажирами;
· выбор водителями таких режимов движения, при которых они лишаются возможности управлять транспортными средствами, в результате чего возникают заносы, опрокидывания, столкновения и пр.;
· снижение психофизиологических функций участников движения в результате объективных (переутомление, болезнь, приём лекарств), субъективных (употребление алкогольных напитков, наркотиков) и социальных (нездоровый климат на работе или в семье, болезнь близких и пр.) причин;
· неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;
· неправильное размещение и крепление груза;
· неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;
· неудовлетворительная ОДД.
Таблица 6 – Количество ДТП в зависимости от причины ДТП за 2012 год
Причина ДТП | Количество ДТП | Погибло | Ранено |
нарушение правил перестроения | |||
нарушение правил обгона | |||
неправильный выбор дистанции | |||
несоблюдение очередности проезда | |||
несоответствие скорости конкретным условиям | |||
другие нарушения ПДД |
Рисунок 7 – Диаграмма распределения количества ДТП от причины ДТП
Основными причинами аварийных ситуаций являются:
- несоответствие скорости транспортных средств конкретным условиям;
- неправильный выбор дистанции;
- несоблюдение ПДД.
Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП и степени влияния каждого из них на ДТП. Как правило, каждое ДТП обусловлено воздействием нескольких причин.
Выявляя основную причину ДТП, не следует игнорировать влияние сопутствующих факторов. В связи с этим для объективного выявления причин ДТП необходимо производить анализ с учётом взаимодействия компонентов системы ВАДС. К настоящему времени использование положений системного подхода является необходимым условием при анализе уровня аварийности.
Анализ организации дорожного движения на исследуемом участке
Изучив дорожную обстановку на рассматриваемом участке нами было выявлено ряд существенных недостатков. На рассматриваемом перекрестке наблюдается хаотичное движение ТС, в основном это связано с неудовлетворительной системой организации дорожного движения и поведением самих водителей. Что касается самой организации дорожного движения на перекрестке, то можно заметить нехватку некоторых дорожных знаков и необходимой разметки.
Наблюдаются некоторые проблемы с выездом с Автостанции, которые приводят к аварийным ситуациям. Это связано с близким расположением остановочных пунктов к самому выезду и нарушениями пешеходов, которые стремиться перейти ПЧ побыстрее. Само обеспечение безопасности пешеходов на рассматриваемом участке, так же неудовлетворительно. Пешеходные переходы обозначены частично и не всегда верно расположены.
В целом все выше указанное приводит к возникновению ДТП на рассматриваемом участке.