Иерархия потребностей человека по А.Маслоу.




Потребность - это осознаваемый физиологический и/или психологический дефицит того, что необходимо для здоровья и благополучия человека.

 

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни.

В 1943 г. американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).

А. Маслоу расположил 14 жизненно важ­ных потребностей человека в виде пирамиды. В порядке первоочередности их удов­летворения: от низших физиологических врожденных до высших (психосоциальных), приобретенных в процессе роста и развития.

При этом в основании пирамиды на­ходятся низшие физиологические потребности, так как они явля­ются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в био­логическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.

 

 

I. Физиологические потребности – обеспечивают биологическое выживание человека. Это потребности дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться. Эти потребности одинаковы у всех людей, независимо от возраста и социокультурного окружения, но удовлетворяются в разной степени.

II. Потребности в безопасности и защищенности – потребности, позволяющие защититься от природной стихии, болезни, жизненных неудач.

Это безопасность своя и других, надежность, защита, кров, быть чистым, поддерживать N температуру, переодеваться.

Каждый из нас нуждается в крове, защите, одежде, человеке, который может оказать помощь. Каждый чувствует себя в безопасности, когда выполнены его индивидуальные требования к защищенности.

III. Социальные потребности (отношение людей в обществе) - это потребности принадлежности к общности, в пребывании рядом с людьми, общении с ними. Семья и друзья, общение с другими людьми, одобрение, привязанность, любовь, понимание. При тяжёлой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, нарушающий социальные контак­ты, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, осо­бенно у пожилых и одиноких людей.

Необходимо помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая человеку решить его социальные проблемы, можно значительно улучшить качество жизни.

 

IV. Потребности в самоуважении и уважении: быть независимым, уважение и почитание окружающих, самоуважение, поощрение, успех. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха с их стороны.

У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются эти потребности.

Часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди ни для кого не представляют интереса и некому порадоваться их успеху, у них нет возможности удовлетворить потребность в самоуважении и уважении окружающих, поэтому важно помочь им в удовлетворении них потребностей, а в этом роль медицинской сестры огромна.

 

V. Потребности в самореализации, самоактуализации – реализация целей, способностей; развитие личности через работу, учебу, игру. Отправлять религиозные об­ряды, работать, учиться, играть, удовлетворять любознательность.

А. Маслоу считал, что удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что делает что-то лучшее, чем другие.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Если посмотреть на пирамиду в целом, видно, что пока че­ловек не удовлетворит потребности, составляющие низшие сту­пени пирамиды, он не может удовлетворить высшие психосоци­альные потребности.

Однако следует помнить, что нельзя ограничиваться удовлетворением только физиологических потребностей человека. Для достижения полного физического, психологического и социального благополучия необходимо удовлетворение всех основных потребностей на протяжении всей жизни.

При определённых обстоятельствах человек не в состоянии удовлетворять потребности самостоятельно (детский и преклон­ный возраст, болезнь, инвалидность), поэтому ему должна помочь в их удовлетворении медсестра.

А. Маслоу называл самовыражение наивысшим уровнем потребностей человека. Он считал: удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для одного самовыражение — это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего — воспитание ребёнка и т.д.

В 1977 г. А. Маслоу увеличил количество уровней в пирамиде до 7 и изменил перечень потребностей. Он ввёл такие важные для развитого общества потребности, как познавательные (и том числе познание самого себя, знание факторов риска своему, Здоровью и т.п.) и эстетические (чистота, красота и симметрия, \ окружающие человека, улучшающие настроение, повышающие ка­чество жизни) и т.п.

Безусловно, не каждый человек испытывает необходимость в реализации потребностей всех 7 уровней, на это влияют образование, культура, социальный статус. Так, один пациент стремится узнать всё, чтобы остаться здоровым, другой — всё о своём заболева­нии, третьего ничего не интересует. Для многих людей в нашем об­ществе важно удовлетворить свои эстетические потребности даже в условиях медицинского учреждения: опрятность медицинского персонала, чистота в пала­те, столовой, хорошая мебель, стены и полы могут серьёзно влиять на самочувствие пациента и его близких.

На каждом уровне иерархии у пациента может быть одна или не­сколько неудовлетворённых потребностей.

Медицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, дол­жна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: