Основные направления развития здравоохранения РСО-Алании строятся в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года планом действий Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания по снижению материнской и младенческой смертности.
Перспективы развития здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.
В учреждениях здравоохранения республики работают 4961 врачей и 4654 медицинских работников. Доля врачей, работающих в сельской местности, составляет 7,6%, что несколько превышает показатель по России (7,4%).
Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами составляет 62,5 на 10 тыс. населения (РФ - 44,1). Количество медицинских сестёр на 1 врача составляет 1,8.
Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в республике составляет 98,1%. Обеспеченность врачами несколько ниже российского показателя по следующим специальностям: оториноларингологии - 97 человек; обеспеченность на 10 тыс. населения - 1,4 (РФ- 1,5); фтизиатры - 45 человек; обеспеченность на 10 тыс. населения- 0,6 (РФ- 1,2); стоматологи (включая ЧЛХ) - 117 человек; обеспеченность на 10 тыс. населения- 1,7 (РФ- 3,2). В республике также не хватает челюстно-лицевых хирургов, дефицит педиатров, психиатров, нейрохирургов, неонатологов, травматологов, ортопедов, неврологованестезиологов, реаниматологов и врачей скорой помощи.
Обеспеченность врачебными кадрами по районам республики складывается неравномерно: так, в Пригородном районе обеспеченность врачами составила 21,8 (средним мед. персоналом - 35,8); в Моздокском районе республики обеспеченность врачами - 25,2 (средним мед. персоналом- 86,7); в Кировском районе обеспеченность врачами- 30,9 (средним мед.персоналом - 64,7); несколько лучше обеспеченность врачами в Дигорском и Алагирском районах республики- 42,4 и 38,1 соответственно.
|
Таблица 2.1.
Уровень заработной платы медицинского персонала
Уровень средней з/п врачей, имеющих высшее медицинское образование, предоставляющих медицинские услуги в организациях государственной формы собственности (руб.) | |||
СКФО Средняя з/п | |||
Всего | |||
РСО-Алания Средняя з/п | |||
Всего | |||
Уровень средней з/п среднего медицинского персонала | |||
СКФО Средняя з/п | |||
Всего | |||
РСО-Алания Средняя з/п | |||
Всего | |||
Уровень средней з/п младшего медицинского персонала | |||
СКФО Средняя з/п | |||
Всего | |||
РСО-Алания Средняя з/п | |||
Всего |
Как видно из таблицы, уровень средней заработной платы в РСО-Алания ниже чем в СКФО.
В составе лечебно-профилактических учреждений функционируют 115 амбулаторно-поликлинических учреждения, 51 фельдшерско-акушерских пункта, что является достаточным, в связи с тем, что практически в каждом населенном пункте имеется врачебный участок[14].
При промышленных предприятиях и учебных учреждениях функционируют 25 здравпункта. На территории республики функционируют 2 медицинских учреждения Министерства обороны РФ, 1 медицинское учреждение Министерства внутренних дел по РСО –Алания.
|
Таблица 2.2.
Основные показатели деятельности организаций, оказывающих услуги по медицинской помощи населению РСО-Алании
Показатели | ||||
Численность врачей всего, человек на 10 000 человек населения | 71,0 | 71,7 | 70,3 | |
Численность среднего медицинского персонала всего, человек на 10 000 человек | 110,0 | 111,5 | 108,5 | |
Число больничных учреждений, единиц | ||||
Число больничных коек, всего, тыс. на 10 000 человек населения | 7.5 106,7 | 6.6 93,3 | 6.2 87,9 | |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений, единиц | ||||
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещения в смену Всего тыс. На 10 000 человек населения | 16,8 | 17,0 | 17,0 | |
Число поликлиник и учреждений имеющие женские консультации и детские отделения, единиц | ||||
Число коек для беременных женщин и рожениц, единиц | ||||
Число фельдшерско-акушерских пунктов, единиц | ||||
Как видно из таблицы 2.2.в 2016 году численность врачей сократилось на 89 человек, сократилось так же численность среднего медицинского персонала.
Для оказания медицинской помощи жителям Республики Северная Осетия-Алания сформирована сеть медицинских учреждений, представленная 52 учреждениями здравоохранения, в т.ч. 23 больничными учреждениями, 17 амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 6 диспансерами, 2 стоматологическими поликлиниками, станцией скорой медицинской помощи, станцией переливания крови, Домом ребенка, 1 санаторно-курортным учреждением.
|
В составе лечебно-профилактических учреждений функционируют 66 амбулаторно-поликлинических учреждений, 51 фельдшерско-акушерский пункт.
Кроме того, в республике функционирует 5 центров (экстренной и медицинской помощи, медицинской профилактики, профилактики и борьбы со СПИДом, репродукции и планирования семьи, реабилитации детей - инвалидов).
В республике сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, позволяющая повысить доступность и качество медицинской помощи населению- первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь, реабилитационная.
Для обеспечения населения стационарной помощью, в республике развернуто 6181 круглосуточная койка, обеспеченность койками составляет 87,9на 10000 населения.
Среднегодовая занятость койки - 297,6 дней (81%), в то время как по РФ-324 дня) (99%). Средняя длительность больного в круглосуточном стационаре составляет 12,8 дней.
Были сокращены высокозатратные круглосуточные койки педиатрического профиля в Алагирском, Дигорском, Моздокском, Правобережном районах, в которых зарегистрированы низкие показатели использования коек педиатрического профиля.
Расширяется сфера предоставления услуг на платной основе хозяйствующими субъектами частной формы собственности по направлениям диагностики заболеваний, лечения узкопрофильных заболеваний, травматологии, ортопедии, стоматологии и т.д. Данный сектор рынка медицинский услуг представлен не только малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, но и крупными хозяйствующими субъектами, такими как ООО "Клиника доктора Кудзаева" и ЗАО "Стоматология"[11].
Таблица 2.3.
Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемые населению в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2014 году
Расходы на территориальные программы гос. гарантий, руб. на одного жителя | РСО - Алания | Ставропольский край | КБР | КЧР |
Всего | 8883,30 | 9106,90 +2239 | 8573,20 -310,1 | 8432,70 -450,1 |
Из средств бюджета субъекта | 1711,70 | 1476,90 -234,8 | 1780,80 +69,1 | 1247,50 -464,2 |
Из средств обязательного медицинского страхования | 7171,60 | 7630,00 +458,4 | 6792,40 +379,1 | 7185,20 +10,9 |
Фактический объем медицинской помощи на одного жителя | ||||
Вызов скорой мед. помощи | 0,276 | 0,314 +0,038 | 0,343 +0,067 | 0,357 +0,081 |
Обращения в связи с заболеваниями | 1,953 | 1,812 -1,141 | 1,702 -0,251 | 2,152 +0,199 |
Случаев госпитализации в стационар | 0,208 | 0,227 +0,019 | 0,220 +0,012 | 0,252 +0,044 |
Койко-дней в стационарах | 2,406 | 2,471 | 2,637 | 2,579 |
Койко-дней по медицинской реабилитации | 0,001 | - | - | 0,024 +0,023 |
Койко-дней по паллиативной мед. помощи | 0,011 | 0,002 -0,009 | 0,001 0,010 | 0,008 0,003 |
Пациенто-дней в дневных стационарах | 0,496 | 0,654 +0,158 | 0,541 +0,045 | 0,597 +0,101 |
Так как в 2014 году все муниципальные учреждения здравоохранения были переданы в ведение Министерства здравоохранения РСО-Алании, финансирование медучреждений полностью переведено на республиканский и федеральный уровень.
В республике функционирует 624 аптечных учреждения, в том числе в городах - 438, в сельской местности - 186.
В среднем по республике одна аптечная организация обслуживает 1136 человек, в том числе в городах - 750 человек, в сельской местности - 2046 человек, что в целом достаточно для доступности лекарственного обеспечения.
В среднем по республике одна аптечная организация обслуживает 1136 человек, в том числе в городах - 750 человек, в сельской местности - 2046 человек. Эти цифры говорят о том, что в республике достаточное количество аптечных учреждений для обеспечения доступности лекарственного обеспечения.
Заключение
Первый раздел отчета посвящен педагогической практике. За время прохождения педагогической практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива.
Второй раздел отчета посвящен производственной практике. Целями производственной практикиявляются систематизация и углубление полученных в высшем образовательном учреждении теоретических и практических знаний по изученным дисциплинам, применение знаний при решении конкретных задач профессиональной деятельности на современном уровне; сбор, систематизация, обработка фактического материала по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации); подготовка аналитических материалов по теме исследования.
В ходе прохождения производственной практики в Министерстве здравоохранения, были сделаны следующие выводы;
1) Для оказания медицинской помощи жителям Республики Северная Осетия-Алания сформирована сеть медицинских учреждений, представленная 52 учреждениями здравоохранения, в т.ч. 23 больничными учреждениями, 17 амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 6 диспансерами, 2 стоматологическими поликлиниками, станцией скорой медицинской помощи, станцией переливания крови, Домом ребенка, 1 санаторно-курортным учреждением.
2) В республике сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, позволяющая повысить доступность и качество медицинской помощи населению- первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь, реабилитационная.
3) В РСО-Алания наибольшим спросом пользуется медицинская помощь, оказываемая амбулаторно.
4) В 2014 году все муниципальные учреждения здравоохранения были переведены в республиканское подчинение, но это не привело к повышению эффективности их деятельности, как с медико-социальной, так и с профессиональной стороны.
6) Отсутствие системного подхода в организации оказания реабилитационной помощи населению, недостаток амбулаторной формы оказания реабилитационной помощи, отсутствие патронажной формы оказания реабилитационной помощи.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится. В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета- 1993. 25 декабря. № 237.
2. «Всеобщая Декларация прав человека» принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН //Российская газета. 1995. 5 апреля.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом [№ 1». Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163
4. Бессараб, В.Ф. Методика профессионального обучения: курс лекций. Ч 1 / В.Ф. Бессараб, Т.П. Петлина. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. – 144 с.
5. Бессараб, В.Ф. Методика профессионального обучения: курс лекций. Ч 2 / В.Ф. Бессараб, Романов Д.В. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2014. – 153 с.
6. Кравец, И.В. Методика профессионального обучения / И.В. Кравец. – 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: https://rucont.ru/efd/323892.
7. Беспалько, В.П. Системно-методическое учебно-воспитательного поцесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие / 11.В.П. Беспалько. – М.: Высшая школа, 2014. – 144 с.
8. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебник / М.М. Левина. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
9. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для ВУЗов / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
10. Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы URL:https://docs.cntd.ru/document/460218613?block=2 (дата обращения 20.07.2017).
11. Информационно-медицинский портал РСО-Алания [электронный ресурс] URL: https://15med.ru/content/view/1626(дата обращения 05.07.2017).
12. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания (Северная Осетиястат) РСО - Алания в цифрах.URL: https://osetstat.gks.ru (дата обращения 18.07.2017).
13. Научная медицинская газета республики Северная Осетия-Алания - «Медицинский обозреватель». Адрес редакции-РСО-Алания. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=569947(дата обращения 16.07.2017).
14. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания (Северная Осетиястат) РСО - Алания в цифрах. Краткий статистический сборникURL: https://osetstat.gks.ru/.
15. Министерство здравоохранения в РСО-Алания, офиц. сайт [электронный ресур] URL: https://www.minzdrav-rso.ru/ (дата обращения 19.07.2017).