Гендерный обзор политического пространства в современной России нельзя отделить от коллизий вокруг становления основных демократических институтов в стране за последние 15 лет. Такими институтами являются избирательная система, политические партии, независимые СМИ и неправительственные общественные объединения. Естественно задаться вопросом о том, каковы были реальные перспективы включения двух основных социально-демографических групп населения в эти демократические институты с начала перестройки, с объективной и с субъективной точек зрения.
Выделим основные объективно сложившиеся условия, предопределившие дифференциацию полового состава участников политического процесса — исторические и экономические.
Исторические условия. В советской, дореформенной политической системе существовало квотирование женщин в представительные (законодательные) органы власти1, причем вместо реальных выборов, предполагающих жесткую конкуренцию кандидатов и наличие различных предвыборных программ, происходило назначение сверху (это касалось и мужчин). Доля женщин-назначенцев никогда не превышала 33%, причем даже эти 33% набирались с большим трудом, т.е. верховное и региональное руководство страны испытывало определенный «дефицит» в подборе женских кандидатур для законотворческой деятельности. Основная причина заключалась в том, что в послевоенное время идеология и практика расширения вовлечения женщин в эти структуры были неэффективными, а традиционное разделение труда в обществе ставило женщин в положение исполнителей. В начале 1990-х гг. квотирование как рудимент старой политической системы отпало, и возможности прохождения женщин во власть резко сократились.
|
Экономические условия. Позиция женщин как аутсайдеров политических процессов с начала 1990-х гг. была также обусловлена их исключением из начальной стадии приватизации. К началу рыночных реформ женщины составляли меньшинство среди руководителей средних, а тем более крупных предприятий, поэтому они не получили значимых финансовых, сырьевых, земельных или человеческих ресурсов, которые играли определяющую роль для установления влияния в новом политическом пространстве. Заняв определенную нишу в мелком бизнесе (с некоторыми исключительными случаями вхождения в средний и крупный бизнес), женщины могли претендовать только на то, чтобы в ограниченных пределах заключать договоренности по отдельным вопросам социального и экономического порядка с формирующейся мужской политической элитой.
Разработка этой элитой нового избирательного законодательства, формирование массовых политических партий, а также образование независимых СМИ требовали от нее огромных экономических вливаний. Естественно, что эти вливания делались с таким расчетом, чтобы удержать свои собственные позиции в крайне хаотическом и во многом непредсказуемом политическом и экономическом пространстве. Поэтому идея интеграции и продвижения женщин в электоральную систему, партии или СМИ даже по касательной не рассматривалась данной элитой. Женщины неизбежно оказались в «большой» политике одиночками. В этом смысле Россия не представляет собой исключения из любого набора других стран Восточной Европы.
|
Таблица 1. Показатели тендерного диспаритета в обществе2
Показатели | Год | Мужчины, % | Женщины, % |
Доля среди предпринимателей | |||
Доля занятых в бюджетном секторе | |||
Средняя заработная плата | 1992-2002 | 65-75 | |
Доля среди депутатов Госдумы РФ | |||
Доля среди членов Совета Федерации | 94,3 | 5,7 | |
Доля в региональных законодательных собраниях |
Вышедшие из советской системы и оказавшиеся в новом составе депутатского корпуса страны в одиночестве женщины вынуждены были играть по тем правилам, которые в региональных или федеральных органах законодательной власти устанавливало мужское большинство. При внесении поправок и изменений в избирательное законодательство или в законы о партиях и СМИ женщины-политики не смогли объединиться для разработки и продвижения предложений, предусматривающих расширение прав и возможностей других женщин на участие в парламентской деятельности. Идеология тендерного равенства только начинала формироваться, причем преимущественно в академической среде, т.е. женщинами вне профессиональной политики. К середине 1990-х гг. она была подхвачена женщинами-лидерами общественных объединений, крайне редко вступавших в диалог с политическими партиями, поскольку общественные объединения создавались преимущественно на деньги зарубежных фондов, а одно из основных требований к НКО со стороны фондов и правительства состояло в том, чтобы они оставались «поп-partizam-структурами, т.е. не сотрудничали с партиями и не вмешивались в политику. Это сильнейшее из институциональных препятствий сохраняется и по сей день, блокируя признание гендерного паритета в партиях как одного из основных условий их демократизации.
|
Даже в тех партиях, которые маркировали себя как демократические, вопросы пропорционального представительства женщин стали подниматься только в 2002—2003 гг. Первой оказалась партия «Яблоко». Однако ее центральное руководство делало крайне мало для того, чтобы тендерная составляющая программы обсуждались в регионах и получала воплощение на практике. Термин «гендер» в целом продолжал восприниматься как западный новояз, плохо приложимый к российской действительности. Для большей части российской партийной номенклатуры и для государственного чиновничества идеология гендерного равенства была и остается неким видом «привнесенной демократии», или идеологией, заимствованной из западной культуры, мало пригодной для российских условий. Не случайно Закон о равных правах, свободах и возможностях мужчин и женщин, который дважды выносился на слушания российского парламента, в марте 2006 г. был фактически снят с повестки дня под предлогом необходимости различных доработок. То, что этот закон принят в Эстонии, Латвии, Армении и др. бывших союзных республиках, в России никого не смущает.
Вместе с тем сложность ситуации состоит в том, что не только верхи крайне неохотно уступают позиции женщинам в сфере принятия политических решений, но и низы часто не понимают необходимости такого шага. На менталитет населения, связанный с принятием принципа равноправия мужчин и женщин, особенно негативно влияют два явления, возникших по ходу реализации реформ в России: сравнительно высокий уровень мужской безработицы в среднем по стране (но с заметными вариациями преобладания безработных женщин в некоторых регионах) и большой разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами (10—12 лет). Даже академические исследователи (Н. Зубаревич3, С. Рощин4 и др.) считают, что специфика гендерной ситуации в России состоит, в первую очередь, в ухудшении положения мужчин. О них и об их правах, по мнению этих и ряда других исследователей, надо заботиться в первую очередь. При таком подходе сокращение мужского представительства в политике, в самой престижной и традиционно мужской сфере занятости, за счет квотирования женщин осознанно трактуется как дополнительная девальвация их статуса, ведущая к утере и так пошатнувшихся позиций мужчин в обществе. Другими словами, ряд ученых настаивают на интеграции мужской проблематики в гендерную политическую повестку дня, в результате чего сама суть «гендера» как основной категории для измерения экономического и социального неравенства по признаку пола вытесняется на периферию научных и политических дискуссий.
Теперь остановимся на субъективных факторах, влияющих на диспропорциональное участие мужчин и женщин в политических процессах. Среди них существенную роль играют традиционные стереотипы5 или негативные оценочные суждения и представления общества о непригодности женщин для большой политики. Распространенность и устойчивость этих стереотипов связана с амбивалентностью их происхождения (как и любых других стереотипов). С одной стороны, они имеют реальные основания в экономической и социальной жизни общества, с другой стороны, оценка этих оснований часто носит гипертрофированной характер и порождает мифотворчество, намеренно или ненамеренно ограничивающее вхождение женщин в «большую» политику. Другими словами, сложность преодоления стереотипов связана с тем, что они выполняют функцию своеобразного барометра, с помощью которого измеряется возможность или невозможность продвижения альтернативных взглядов на те реалии, из которых стереотипы проистекают. Назовем основные стереотипы, которые должны быть подвергнуты демистификации.
Стереотип 1. Политика — это грязное дело. Женщины морально и психологически не готовы к этому занятию. Было бы большим лукавством доказывать обратное. Политика, действительно, предполагает командную игру, умение вести интригу и вступать в ряд договоренностей с группами лиц, которые стремятся удержать в своих руках как можно больше власти ради достижения поставленных целей. То, что эти цели далеко не всегда работают на нужды населения, хорошо известно. Поэтому при подборе средств для реализации намеченных целей политическая элита часто ведет непрозрачную игру, использует «для отвода глаз» весь арсенал современных СМИ, а когда их оказывается недостаточно, использует в своих целях милицию и суды. Чтобы ограничить волюнтаризм власти, внутри политической элиты должны формироваться идеологически разнородные и противоборствующие течения, независимые СМИ и система правовых гарантий для охранения неприкосновенности инакомыслящих. Когда эти условия не соблюдаются, происходит криминализация власти и политика действительно превращается в грязное дело. Возможности маневра здесь существенно ограничены, как для мужчин, так и для женщин, поэтому и превалируют силовые методы решения проблем. Женщины, которые в детстве не приобретают опыта социализации через коллективные игры, построенные на субординации и дисциплине, — футбол, хоккей, — а во взрослой жизни через разные силовые институты — армию или милицию, — плохо вписываются в описанную выше систему политических отношений.
Однако это вовсе не повод для того, чтобы оставлять ситуацию, как она есть. Напротив, нужна существенная демократизация власти, которая невозможна без количественно осязаемого вхождения женщин в политические процессы. Если гипотетически представить, что их пропорция во власти существенно возрастет, то для правящей элиты возникает «угроза», что в стремлении сделать политику более чистой (прозрачной, подотчетной) женщины могут начать выносить «сор из избы» (что они не могут сделать поодиночке). Например, проводить тендерный анализ бюджета и демонстрировать на цифрах, что объявленные президентом национальные приоритеты в сфере реализации социальных проектов финансово не обеспечены. Это один из аргументов, почему так нежеланна норма тендерного представительства. Она нарушает нормы домостроя, но уже не в приватном, а в публичном пространстве. Женщины начинают говорить. В этом смысле бесполая или однополая власть намного «надежнее» — ее легче подчинить жесткой внутрипартийной дисциплине, воле и амбициям лидера. Отсюда и утверждения патриархального толка, что деление власти по признаку пола — издержки феминизма.
Но самое курьезное то, что не женщины предлагают формировать политику или партии по признаку пола. Напрасно их в этом постоянно упрекают. Однополые партии и парламенты создала мужская элита, но когда ей об этом говорят, она упорно выдвигает любые аргументы, чтобы доказать, что процесс формирования мужского политического сообщества был совершенно объективным процессом, не имеющим никакого отношения к отторжению женщин во вне-политическое пространство.
Стереотип 2. В политику проходят по принципу профессионализма, а не пола, поэтому избранные депутаты, среди которых объективно превалируют мужчины, не хуже женщин знают их проблемы и способы решения этих проблем. Точно такие же суждения выдвигаются и в отношении других социально-демографических групп населения — молодежи, нацменьшинств и т.д. Вместе с тем осведомленность о проблемах и знание всех процедурных моментов, касающихся разработки и продвижения законодательства по защите прав и интересов определенных социально-демографических групп, не являются достаточным основанием для выделения их прав и интересов в число приоритетных задач деятельности политических партий или парламентов. Мужская политическая элита декларирует первостепенную значимость обеспечения общих интересов населения (нации, государства), но под этой маркой отстаивает, прежде всего, свои собственные интересы и имиджевые стороны своего функционирования. Поэтому профессионализм современных политиков всегда реализуется за рамками гендерных оценок происходящего и выталкивает женщин на периферию политического, экономического и социального пространства. Пока женщины не овладеют процедурными моментами принятия решений и не наберут в структурах власти «критической массы», никто их проблемы решать не станет.
Стереотип 3. Женщины-политики могут знать, как распределить бюджет, но они не знают, как добыть финансовые средства. Место женщин — в социальных комитетах. Действительно, в силу традиционных ролей, выполняемых женщинами в обществе, они сконцентрированы в политике в комитетах и комиссиях, которые нацелены на решение круга проблем, связанных, по преимуществу, со здравоохранением, образованием, социальным обеспечением и т.п. Если проанализировать социальный «бэкграунд» женщин-кандидатов на выборах, то обнаружится, что большинство из них — медицинские работники или работники сферы просвещения (очень редко предприниматели, банкиры или юристы). Опыта в вопросах инвестиций, бюджетной политики, налоговой политики, национальной безопасности, капитального строительства, реформы армии и т.д. и т.п. у них, действительно, меньше, но это не означает, что его нельзя приобрести, причем в обозримом временном интервале. На вторых и третьих ролях женщин в бюджетных комитетах изначально было достаточно много, и ничто им не мешает профессионально на региональном и федеральном уровнях заниматься финансами или налогами. Другое дело, что в вопросах денег и жилья власть коррумпирована больше всего, поэтому каналы для допуска «новобранцев» здесь предельно сужены. О составе лиц, которые занимаются вопросами армии, обороны и безопасности, вообще говорить не приходится. Этот круг политиков действует по наиболее закрытым правилам. Женщинам туда путь заказан, пока не начнется демократизация всех военных структур и ведомств.
Стереотип 4. Квоты дискриминируют тех женщин, которые прошли бы за счет своих профессиональных качеств, а также потому, что женщины снова становятся «выдвиженцами». В основе этого суждения лежит либеральная идея «меритократии» или отстаивание принципа, согласно которому достижение социального статуса в обществе должно быть обеспечено исключительно личными достоинствами и заслугами человека. Все должны состязаться на равных, невзирая на цвет кожи, пол, возраст, социальное происхождение. Правомерность этого принципа трудно опровергнуть, если бы ни то обстоятельство, что он абсолютно слеп к пониманию истоков тендерного неравенства и его последствий. Как уже отмечалось выше, женщины были оттеснены на периферию процесса приватизации. Их экономические и политические связи с самого начала перестройки оказались ограниченными не потому, что у них не было достаточного уровня образования или профессиональной квалификации (меритократических характеристик), а потому, что в пирамиде власти советского типа они могли быть сосредоточены только на средних и низовых этажах эшелонов власти (хозяйственно-административной и управленческой). Эти связи собственно и составили тот «административный ресурс», без которого чаще всего просто нет смысла начинать избирательную кампанию. Другими словами, чрезмерная приверженность либеральной точке зрения в вопросе квотирования приводит к автоматическому приписыванию «административного ресурса» к достоинствам и заслугам кандидата, что подрывает саму идею меритократии и чревато подрывом демократизации выборов в целом, независимо от пола кандидата.
Нет ничего страшного в приходе на новом витке исторического развития женщин-«выдвиженцев», поскольку закрепление их в списках кандидатов — это не назначение во власть, а только начальная стадия предвыборной гонки и необходимый этап в приобретении опыта состязательной борьбы. Если женщины-выдвиженцы окажутся непрофессиональными «гонщиками», они просто сойдут с дистанции. Вопрос о квотировании тем более становится актуальным, что в свете нового избирательного законодательства смешанная система выборов фактически сворачивается (выборы осуществляются преимущественно по партийным спискам и только в редких случаях по одномандатным округам). Независимые кандидаты становятся исключением из правил, а идущие по партийным спискам образуют подавляющее большинство. Среди этого большинства женщин опять же меньше половины и совсем мало в руководстве политических партий. Предыдущая практика показала, что им отводится место только в самом хвосте списков, а первые места нередко покупаются за большие деньги. Таким образом, либеральный принцип меритократии снова нарушается, поэтому квотирование в списках мест для женщин и пошаговое размещение их фамилий в этих списках (1:3 или 1:2) является прогрессивной мерой, частично ограничивающей торговые махинации в партиях. Конечно, никто не может гарантировать, что женщины-кандидаты с капиталами не станут платить за право оказаться ближе к началу списка, но закон, по крайней мере, обяжет включить и тех, у кого этих денег нет.
Стереотип 5. При введении квот для женщин они будут заполнены женами, любовницами или дочерьми политиков или бизнесменов. Это расхожее суждение заслуживает к себе особо пристального внимания. За прошедший десяток лет общество многократно имело возможность убедиться в том, что среди идущих в политику женщин, действительно, много тех, чьи избирательные кампании проплачены из мужского кармана — уже состоявшихся бизнесменов или политиков. Но плановость или семейственность в российской политике лежит вне плоскости тендерных различий. Те, кто имеют сына, стараются продвинуть сына (брата, отца), те, кто имеют дочь, продвигают дочь (жену, сестру)6.
Стереотип 6. Женщины не голосуют за женщин. Это и так, и не так. Можно выделить три предопределяющих момента.
1. В целом голосуют за того кандидата, у которого есть известность и ресурсы. Как бы ни была хороша по самым разным параметрам женщина-кандидат, если за ней не стоит команда и она не является влиятельным человеком в своем регионе, голосовать за нее просто как за женщину вряд ли будут. Пол здесь ни при чем.
2. Другое основание для голосования за того или иного кандидата, независимо от пола — это принадлежность кандидата к той или иной политической партии по принципу «свой — не свой», «своя — не своя».
3. Наконец, очень важен уровень выборов. Если они касаются муниципальной власти, то вероятность голосования женщин за женщин существенно возрастает, просто уже потому, что среди муниципальных депутатов женщины в среднем по стране составляют более половины7.
Утверждения о ревности и зависти женщин-избирателей к женщинам-кандидатам хотя и имеют под собой основания, все же не являются доминирующим фактором электорального поведения женщин в целом. Другое дело, что неверие в силы женщины-политика подогревается традиционными взглядами общества на роль женщин, а также драматическим ухудшением демографической ситуации и
7 Результаты выборов позволяют проследить известную закономерность: представительство женщин в местном органе власти определяется прямо пропорционально наличию (отсутствию) в муниципальном образовании материальных ресурсов. Это показательно в Ивановской области при сравнении городов с развитой инфраструктурой, наличием работающих производств — с сельскими районами. Например: Шуйский районный Совет— 10депутатов-женщин; Шуйская городская Дума — 1; Кинешемский районный Совет — 12; Кинешемская городская Дума — 5. См: Роль женщин в местном самоуправлении в свете муниципальной реформы. Иваново, 2005. С. 117.
ростом беспризорности. Все чаще слышатся призывы к женщинам не забывать о своем «естественном предназначении». Хотя параллельно высказываются предположения, что более активное вхождение женщин в политику способствовало бы разработке более эффективных демографических программ на региональном и национальном уровнях, помогало бы выходу из популяционного кризиса.
Стереотип 7. Женщины теряют свой женский облик в политике. Здесь нужно сразу выделять два момента: 1) изменение внешнего облика или 2) изменение стиля поведения.
Вопрос с внешним обликом, в подавляющем большинстве случаев, решается чисто техническими средствами. Любой современный политик регионального или федерального уровней, будь то мужчина или женщина, сегодня пользуется услугами хорошего парикмахера, визажиста, портного или имиджмейкера. Тренинги как одеваться и говорить на публике получают все большее распространение, и хороший тренер всегда поможет мужчине или женщине-политику отработать детали туалета, прически, манеры говорить и жестикулировать. А вот с изменением стиля поведения намного сложнее, поскольку в обществе существует двойной стандарт в отношении того, насколько женщина может проявлять качества «настоящего» политика. Среди этих качеств настойчивость, жесткость, требовательность, расчетливость, прагматичность и т.д., что традиционно хорошо для мужчины, но плохо для женщины. Вместе с тем ряд зарубежных и российских исследований показывают, что самый эффективный политик — тот, кто умеет сочетать в себе одновременно и мужские, и женские качества, т.е. чередовать их в зависимости от ситуации и аудитории, с которой он(она) работает. Если депутат склонен к самоанализу и работе над собой в этом направлении, то никаких необратимых последствий для потери женщинами женственности в политике нет и быть не может. Спекуляции о превращении женщин в «мужичек» — всего-навсего способ запугать их и сломить волю к полноценному участию в политическом пространстве.
В заключение можно сказать, что участие женщин в выборах и их представительство в законодательных органах власти, как необходимая составляющая демократизации общества, пока не подкреплены ни экономическими условиями, ни менталитетом населения. Те женщины, которые выбирали политическое поприще, преодолевают огромное количество институциональных и культурных барьеров для прохождения в местный или федеральный парламент. Отслеживание этих барьеров и разработка стратегий их преодоления должны оставаться зоной постоянной рефлексии женских НКО и женщин-членов политических партий.
Недостаточно быстрое продвижение женщин во власть больше говорит о политической консервативности и слабой демократизации всего российского общества, нежели о слабости самих женщин. Бесспорные факты нашей жизни: коррупция власти и зависимость подавляющей части кандидатов во время избирательной кампании от административного ресурса; высокая зависимость бизнеса от власти и власти от бизнеса, отсутствие осознанного отношения к правам женщин в депутатском корпусе страны, среди государственных чиновников, лидеров партий; превалирование корпоративных интересов над общественными, общая агрессивность политической среды, кражи документов, фальсификации подписей избирателей и т.д. и т.п., т.е. массированное использование грязных технологий и по гендерному принципу, и безотносительно к полу кандидата. Наконец, крайняя разобщенность и слабость всех политических партий, кроме «Единой России», в силу чего нет ни одной оппозиционной структуры, которая вносила бы позитивную струю критики и давала возможность высказывать альтернативные точки зрения по ключевым направлениям реализации реформ.
Другими словами, у современной власти в России нет необходимой системы сдержек и противовесов в лице гражданского сектора. Он все еще находится в России в рудиментарном состоянии. При всей множественности общественных организаций очень немногие из них могут выходить на прямой диалог с властью, тем более требовать от нее подотчетности. Огромная зависимость от западных грантов здесь играет весьма негативную роль. Отсюда истоки неровного и даже враждебного диалога между ними, что в одинаковой мере бьет и по гражданскому сектору, и по самой политической элите.
Вместе с тем нельзя не отметить большую позитивную роль многочисленных дискуссий о путях вхождения женщин в политику, которые состоялись по инициативе женских НКО за последние 10 лет при участии женщин-политиков регионального и федерального уровней. Я бы назвала результат этих дискуссий прагматизацией подходов к участию женщин в политике. Произошла важная эволюция: идеализированные требования к политической элите продвигать женщин во власть сменились реальными институциональными схемами борьбы за место женщин в партиях и парламентах. Сформировался целый слой женщин — аналитиков и исследователей, членов ассоциаций и избирательных комиссий, которые профессионально осваивают и ретранслируют другим основные правила вхождения в политику, а также правила принятия политических решений. От наивного взгляда на политический процесс как на место выражения женского или мужского видения мира, проявления женских или мужских способов самореализации произошел переход к кропотливой работе с законами о выборах, законами о партиях, участию в бюджетном процессе, общественных слушаниях, усвоению техники лоббирования и др. процедур, от использования и четкого соблюдения которых зависит развитие самой демократии в России, в том числе и в ее гендерном измерении.
Опыт участия женщин в избирательных кампаниях дал очень важные знания о том, сколько стоят голоса избирателей и сколько стоят услуги штабных работников, как расплачиваться за проигранные выборы, если деньги предоставил частный бизнес, родственники или друзья, чем отличаются выборы в Государственную Думу от выборов в Законодательные собрания городов или областей. Женщины через себя пропустили понимание того, что есть «административный ресурс». Они поняли, что действующими политиками становятся лишь те, кто от постановки социально и экономически значимых проблем переходят к делу и проходят через это горнило. И, главное, они понимают, что каковы бы ни были идеалы и социальные ценности женщин-политиков, они должны действовать по тем правилам, которые установлены в юридическом порядке для кандидатов и действующих депутатов, поэтому процесс вступления политика в должность до того как он или она получает право принимать политические решения, имеет ничуть не меньший вес, а даже больший вес в понимании того, кто он или она есть на самом деле и насколько он или она в состоянии проявлять те или иные качества, отстаивать интересы тех или иных групп населения.