Материалы для выполнения конрольной №1 по дисциплине «Токсикологическая химия»
СПИСОК ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ
№ варианта/ФЗК | ФИО | ||||||||||||
1/ФЗК1 | Антонова Дарья Юрьевна | ||||||||||||
2/ФЗК1 | Архипцова Ольга Анатольевна | ||||||||||||
3/ФЗК1 | Бегичева Анна Николаевна | ||||||||||||
4/ФЗК1 | Буткова Маргарита Андреевна | ||||||||||||
5/ФЗК1 | Воробьева Алина Александровна | ||||||||||||
6/ФЗК1 | Голденко Наталья Сергеевна | ||||||||||||
7/ФЗК1 | Гулеев Вячеслав Олегович | ||||||||||||
8/ФЗК1 | Жидовленко Полина Владимировна | ||||||||||||
9/ФЗК1 | Кириченко Елена Дмитриевна | ||||||||||||
10/ФЗК1 | Корнеева Инна Михайловна | ||||||||||||
11/ФЗК1 | Кузьменко Анна Сергеевна | ||||||||||||
12/ФЗК1 | Маркина Лиана Эдуардовна | ||||||||||||
13/ФЗК1 | Меженская Анастасия Евгеньевна | ||||||||||||
14/ФЗК1 | Молчанова Вера Викторовна | ||||||||||||
15/ФЗК1 | Осовская Дарья Владимировна | ||||||||||||
16/ФЗК1 | Осовская Мария Владимировна | ||||||||||||
17/ФЗК1 | Савилова Алина Андреевна | ||||||||||||
18/ФЗК1 | Шуст Инна Александровна | ||||||||||||
1/ФЗК2 | Барилко Оксана Юрьевна | ||||||||||||
2/ФЗК2 | Богатырь Марина Сергеевна | ||||||||||||
3/ФЗК2 | Власенко Динара Игоревна | ||||||||||||
4/ФЗК2 | Землянко Анна Вячеславовна | ||||||||||||
5/ФЗК2 | Карпова Ангелина Геннадиевна | ||||||||||||
6/ФЗК2 | Ковалева Анна Олеговна | ||||||||||||
7/ФЗК2 | Круговых Екатерина Александровна | ||||||||||||
8/ФЗК2 | Мартынюк Дарья Александровна | ||||||||||||
9/ФЗК2 | Ещенко Инна Вадимовна (Маршук) | ||||||||||||
10/ФЗК2 | Маслова Елена Александровна | ||||||||||||
11/ФЗК2 | Овсянникова Лидия Геннадиевна | ||||||||||||
12/ФЗК2 | Орунова Оксана Юрьевна | ||||||||||||
13/ФЗК2 | Першина Светлана Валерьевна | ||||||||||||
14/ФЗК2 | Поповиченко Антонина Олеговна | ||||||||||||
15/ФЗК2 | Старунов Павел Юрьевич | ||||||||||||
16/ФЗК2 | Трещалова Ольга Владимировна | ||||||||||||
17/ФЗК2 | Цивина Мария Сергеевна (Снесарева) | ||||||||||||
18/ФЗК2 | Чибинева Анастасия Николаевна |
|
|
ВОПРОСЫПО ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ№1 ПО ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
1. Предмет, цели и задачи токсикологической химии, содержание разделов токсикологической химии.
2. Каковы цели и задачи судебно-химической экспертизы?
3. Каковы основания для проведения судебно-химической экспертизы вещественных доказательств?
4. Каковы основания для проведения судебно-химической экспертизы биожидкостей, выделений человека, смывов с поверхности кожи?
5. Каковы основания для проведения судебно-химической экспертизы внутренних органов, тканей, биожидкостей трупов людей?
6. Какие документы должны быть представлены вместе с вещественными доказательствами?
7. Какие документы должны быть представлены при повторных экспертизах?
8. Какие документы должны быть представлены вместе с вещественными доказательствами из наркологических диспансеров?
9. Если необходимые документы не были представлены вместе с объектами для экспертизы, имеет ли право эксперт приступать к исследованию?
10. Какие специалисты могут быть допущены к проведению экспертизы?
|
11. Каковы обязанности судмедэксперта судебно-химического отделения?
12. Какова структура «Акта судебно-химического исследования»?
13. Какое количество биоматериалов или иных вещественных доказательств принимается для судебно-химической экспертизы?
14. Как проводится регистрация вещественных доказательств и документов в судебно-химическом отделении?
15. Какие требования существуют при направлении на судебно-химическую экспертизу объектов из инфицированных трупов и живых лиц с инфекционными заболеваниями?
16. Как обеспечивается сохранность объектов, поступивших на экспертизу?
17. Как долго хранятся объекты после окончания экспертизы?
18. Каковы особенности хранения объектов при испытаниях только на этанол?
19. Что хранится в архиве судебно-химического отделения после окончания экспертизы?
20. Когда необходимо приступить к экспертизе?
21. Какое количество вещественных доказательств должно быть использовано?
22. Могут ли вещественные доказательства быть использованы полностью?
23. Какова методология судебно-химического анализа (выбор метода, предварительные испытания, подтверждающие методы)?
24. Дайте определение понятиям направленный и ненаправленный анализ.
25. Что такое скрининг-анализ и подтверждающие методы?
26. Почему судебно-химическое исследование обязательно проводится как количественное исследование?
27. Почему методику определения токсиканта необходимо апробировать на той же биологической матрице, что и вещественные доказательства?
28. В чём различие «Акта судебно-химического исследования» и заключения эксперта?
29. Кто назначает судебно-химическую экспертизу? Имеют ли на это право врачи медицинских учреждений?
30. Перечислите документы, направляемые вместе с вещественными доказательствами.
31. Перечислите объекты, направляемые для судебно-химического исследования.
32. Какие биообъекты должны быть изъяты при подозрении на отравление ядовитыми веществами?
33. Как хранятся изъятые органы и ткани?
34. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при подкожном и внутримышечном отравлении?
35. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при ингаляционном отравлении?
36. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении кислотами и едкими щелочами?
37. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении летучими хлорорганическими веществами?
38. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении метанолом?
39. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении гликозидами?
40. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении фосфорорганическими пестицидами?
41. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении солями ртути, свинца, таллия, мышьяка?
42. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении тетраэтилсвинцом?
43. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении оксидом углерода (II), метгемоглобинобразующими ядами?
44. Какие органы и ткани изымаются дополнительно из трупа при отравлении грибами и ядовитыми растениями?
45. Какие консерванты могут использоваться для хранения органов и тканей, направляемых на судебно-химическое исследование?
46. Какие яды можно консервировать в этаноле?
47. Как долго может храниться биоматериал при подозрении на отравление этанолом?
48. В чём отличие направленного и ненаправленного анализа?
49. Причины появления ложноположительных и ложноотрицательных результатов анализа.
50. Имеются ли различия при проведении химико-токсикологического и судебно-химического анализа?
51. Опишите особенности ХТА при исследовании жидкости неизвестного состава.
52. Опишите особенности ХТА при исследовании порошка неизвестного состава.
53. Опишите особенности ХТА при исследовании таблеток неизвестного состава.
54. Опишите особенности ХТА при исследовании объектов растительного происхождения.
55. Опишите особенности ХТА при исследовании биологических жидкостей и трупного материала.
56. В судебно-химическую лабораторию направлены вещественные доказательства – остатки неизвестного лекарственного вещества и кровь погибшего человека. Какие документы должен запросить химик-эксперт, и какие документы он должен оформить при выполнении экспертизы?
57. Химик-эксперт столкнулся с тем, что кусочки печени, присланные для судебно-химического анализа, законсервированы в формалине. Правильно ли это? Какие требования предъявляются к консервированию биоматериалов?
58. Врач «Скорой помощи» диагностировал острое опиатное отравление у молодой женщины. Какое направление токсикологической службы занимается острыми отравлениями, и какова его структура?
59. Для проведения направленного химико-токсикологического анализа при хроническом отравлении соединениями мышьяка в судебно-химическую лабораторию направлены волосы трупа. Какие ещё биообъекты следует представить для анализа?
60. При производстве судебно-химического анализа химик-эксперт израсходовал всё количество биоматериала, представленного в лабораторию. Имел ли он на это право? В каком документе это регламентируется?
61. В отделение острых отравлений г. Н. был доставлен ребёнок с подозрением на отравление таблетками, в состав которых входили тропановые алкалоиды. Предложите схему ХТА крови и мочи ребёнка.
62. В химико-токсикологическое отделение регионального центра по лечению острых отравлений доставлены кровь и моча пожилой женщины с неизвестным отравлением. Предложите схему ХТА крови и мочи.
63. В судебно-химическую лабораторию доставлен трупный материал для проведения ХТА (неизвестный яд, ненаправленный анализ). Каковы действия химика-эксперта?
64. Дайте определение понятиям «яд» и «токсичность». Классификация ядов, используемая в химико-токсикологическом анализе. Приведите примеры.
65. Гигиеническая классификация ядов (по степени токсичности). Приведите примеры с указанием доз.
66. Дайте определение понятию «отравление». Характеристика и классификации отравлений.
67. Рассчитайте минимальную летальную дозу в мг и охарактеризуйте токсичность кодеина (DLmin = 15 мг/кг), эуфиллина (DLmin = 8,4 мг/кг), тиоридазина (DLmin = 15 мг/кг), димедрола (DLmin = 25 мг/кг) для детей массой тела 25 и 32 кг.
68. Представьте в общем виде диаграмму «доза- ответ» (ответ – гибель экспериментального животного) при дефицитной, нормальной и избыточной по необходимому микроэлементу диете и укажите на ней область, соответствующую 100 %-ной выживаемости животного.
69. Представьте в общем виде диаграмму «доза- ответ» (ответ – изменение массы экспериментального животного) при дефиците, норме и избытке необходимого микроэлемента и укажите на ней точки, соответствующие гибели животного.
70. Представьте в общем виде токсико-кинетическую кривую пребывания яда в организме. Укажите на ней периоды отравления; охарактеризуйте каждый из этих периодов.
71. Дайте определение понятию «токсикодинамика». Перечислите факторы токсичности.
72. Дайте характеристику рецепторов токсичности.
73. Охарактеризуйте понятия «агонист» и «антагонист» рецептора на конкретных примерах. Приведите графики в координатах «доза (концентрация) – ответ».
74. Объясните, какие типы и какова прочность связей в системе «токсикант – рецептор».
75. Дайте характеристику «оккупационной» теории действия токсичных веществ.
76. Дайте характеристику «кинетической» теории действия токсичных веществ.
77. Перечислите физико-химические параметры веществ, влияющие на их токсичность. Приведите необходимые формулы, поясните их применение.
78. Охарактеризуйте влияние редокс-потенциалов на формирование токсичности.
79. Охарактеризуйте влияние на формирование токсичности растворимости и константы распределения между несмешивающимися жидкостями.
80. Опишите влияние кислотно-основных свойств веществ и способности их к диссоциации на формирование токсичности.
81. Охарактеризуйте однокамерную, двухкамерную и многокамерные токсико-кинетические модели.
82. Дайте определение понятию «объём распределения».
83. Дайте определение клиренса и периода полувыведения. Какова взаимосвязь клиренса токсиканта и объёма его распределения?
84. Константа элиминации, её определение из графика для кинетики первого порядка.
85. Уравнение токсикокинетики первого порядка. В каких случаях оно применимо? Период полувыведения токсиканта.
86. Объём распределения. Примерная оценка и расчёт через AUC. Взаимосвязь объёма распределения с дозой и концентрацией токсиканта.
87. Определите соотношение ионной и молекулярной форм фенобарбитала и теофиллина в слюне (pH слюны 5,4 - 7,5; pKa фенобарбитала 7,4; pKa теофиллина 8,8).
88. Определите соотношение ионной и молекулярной форм ампициллина и атропина в моче (pH мочи 4,8 - 7,2; pKa ампициллина 2,5; pKa атропина 9,7).
89. Как изменится почечная экскреция фенобарбитала, если pH мочи изменится от 5,1 до 6,9 (pKa фенобарбитала 7,4)?
90. Как изменится почечная экскреция диазепама, если pH мочи изменится от 7,1 до 4,9 (pKa диазепама 3,3)?
91. Определите долю токсичного соединения, которая всосётся из двенадцатиперстной кишки (pH содержимого 7,0) в кровь (pH плазмы 7,4), если это токсичное соединение является слабым основанием с pKa 6,0).
92. Определите в процентах часть токсичного соединения X, являющегося слабым основанием с pKa 8,4), которая не всосётся из двенадцатиперстной кишки (pH содержимого 7,0) в кровь (pH плазмы 7,4).
93. Как изменится транспорт фенобарбитала (слабая кислота с pKa 7,4) из экстрацеллюлярной жидкости во внутриклеточную жидкость после внутривенного введения больному гидрокарбоната натрия?
94. Как изменится транспорт фенобарбитала (слабая кислота с pKa 7,4) из экстрацеллюлярной жидкости во внутриклеточную жидкость после внутривенного введения больному хлорида аммония?
95. Определите биодоступность токсиканта X, доза которого составила 1, 0 г. Известно, что токсикант распределяется по всей жидкой фазе организма и концентрация его в плазме крови равна 0,012 г/л.
96. Какова биодоступность токсиканта X, доза которого составила 0,5 г, если известно, что концентрация его в плазме крови составила 0,1 мг/мл? Токсикант распределяется только в плазме крови и не депонируется.
97. Для борьбы с отравлением снотворным препаратом ноксироном используется форсированный диурез. Для этого вводят мочегонное средство фуросемид. При этом количество выделяемой мочи за сутки возрастает с 1,5 до 7 л. В обычных условиях общий клиренс ноксирона 50 мл/мин, из него на долю печёночного клиренса приходится 30 %. Вычислите почечный клиренс при форсировании диуреза.
98. Для борьбы с отравлением наркотическим веществом морфином у наркоманов можно использовать промывание желудка кислыми растворами, имеющими pH 1,0,даже при парентеральном введении наркотика. Рассчитайте количество молекул морфина, которое удаётся удалить из организма при таком способе детоксикации. Для этого используйте следующие данные: морфин является слабым основанием с pKa 8,4; общее количество наркотика, введённого в кровь, - 0,1 г; число Авогадро – 6,02 ·1023.
99. В какой форме абсорбция барбитуратов из ЖКТ будет выше: в виде натриевой соли в желатиновых капсулах или в виде слабой кислоты (полученной кристаллизацией из органического растворителя) тоже в желатиновых капсулах?
100. После приёма снотворного средства в дозе 0,05 г сон длится 8 часов. Препарат проникает через гематоэнцефалический барьер, имеет значение объёма распределения 5 л и период полувыведения 2 ч. Определите минимально действующую концентрацию этого препарата.
101. Механизм элиминации дигоксина соответствует однокамерной модели. Рассчитайте его клиренс, используя справочные данные. Известно, что объём распределения дигоксина составляет 7,1 л/кг, а значение периода полувыведения находится в диапазоне 20-50 часов.
102. Механизм элиминации пиндолола соответствует однокамерной модели. Рассчитайте его клиренс, используя справочные данные. Известно, что объём распределения пиндолола составляет 2,0 л/кг, а значение периода полувыведения находится в диапазоне 2-4 часов.
103. Дайте определение терминам: токсикомания, наркомания, наркотическое вещество, психотропное вещество, прекурсор, психоактивные вещество.
104. Приведите классификацию психоактивных веществ.
105. Перечислите основные законодательные документы, регламентирующие оборот наркотических и психотропных веществ в РФ.
106. Укажите названия списков в приложении Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Приведите по несколько примеров из каждого списка.
107. Организация наркологической службы РФ.
108. Сравните содержание морфина в плазме крови и волосах человека. Какая камера организма является депо для морфина?
109. Запишите реакцию первой фазы биотрансформации морфина – окислительное деалкилирование. Как изменяются полярность ксенобиотика и вероятность его выведения из организма?
110. Запишите реакцию первой фазы биотрансформации морфина – окислительное деалкилирование. Как изменяются полярность ксенобиотика и вероятность его выведения из организма?
111. Запишите реакции глюкуронирования морфина (3 варианта). Какая это фаза биотрансформации? Как изменяются полярность ксенобиотика и вероятность его выведения из организма?
112. Запишите реакцию первой фазы биотрансформации кодеина – гидролиз. Как изменяются при этом полярность ксенобиотика?
113. Запишите реакцию первой фазы биотрансформации кодеина – N-деметилирование. Как изменяются при этом полярность ксенобиотика?
114. Запишите реакции конъюгации кодеина с серной кислотой. Укажите фазу биотрансформации. Как изменяются полярность ксенобиотика и вероятность его выведения из организма?
115. Запишите реакцию первой фазы биотрансформации героина. Как изменяются при этом полярность ксенобиотика?
116. Напишите химическую реакцию первой фазы биотрансформации 6-МАМ. Укажите фазу биотрансформации. Как изменяются полярность ксенобиотика и вероятность его выведения из организма?
117. Запишите реакции глюкуронирования 6-МАМ. Укажите фазу биотрансформации. Как изменяются полярность ксенобиотика и вероятность его выведения из организма?
118. Запишите реакцию первой фазы биотрансформации меконина. Как изменяются при этом полярность ксенобиотика?