Более подробно я расскажу о проекте: «Наше дерево-каштан»




Муниципальный семинар

Тема: «Формирование экологической культуры и познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с природой»

26.10.2022

Представление опыта работы с презентацией на тему:

«Формирование экологической культуры и познавательной активности дошкольников посредством реализации программы

Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина«STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»

(Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и не живой природой»)

Герасина Т.Ю.

Развитие экологической культуры ипознавательного интереса при ознакомлении ребенка с природой является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса.

Яуглубленно работаю в этом направлении более 20 лет:

· с 2008 принимаю участие в Областной Программе экологического образования «Хранители Природы» по направлению «Открываем мир Природы»;

· с 2018 года участвую в инновационной деятельности по STEM-образованию, опираясь на программу Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина «STEM - образование для детей дошкольногои младшего школьного возраста» (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессепознавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) о бразовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой».

· Прошла обучениепо данному направлению: приняла участие во всероссийском вебинаре «Детская универсальная STEM - лаборатория: инновационные перспективы реализации ФГОС», во всероссийском вебинаре по STEM образованию «4 решения для внедренияSTEM образования в рамках реализации ФГОС ДО», в областном онлайн - семинаре «Организация деятельности ДОО по познавательному развитию детей соответствии ФГОС дошкольного образования», была участником семинара- практикума Центра развития STEM – образования «STEAMIAB”.

Экологическое развитие осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни, и на занятиях. Я использую такие формы работы, как наблюдение, экскурсии, занятия, беседы, игры, экспериментирование, экологические акции, участие в конкурсах, чтение художественной литературы, др.

Сегодня я поделюсь опытом работы по экспериментированию с живой природой с детьмистаршего дошкольного возраста, так как я работаю в настоящее время в старшей группе.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» в части работы с детьми дошкольного возраста представлен методическими рекомендациями О. А. Зыковой(Методическое обеспечение: Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Зыкова О. А., Казунина И. И, Москва, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015):

________________________________________________________________________

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Изучение ЖИВОЙ природы

Исследование насекомых

«Кто такие насекомые?»

«Такие разные лапки»

«Роль насекомых в природе»

«Голоса насекомых»

«О крылышках»

«Появление бабочки»

«Появление божьей коровки»

Исследование растений

«Где семечку лучше живется?»

«Луковая семейка»

«Чувствуют ли растения доброе отношение?»

______________________________________________________________________________________________

Экологическое воспитание дошкольников неразделимо от нравственного воспитания, так как природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту, у него формируется стремление защитить и сберечь природу.

Поэтому, обучая детей экспериментированию с живой природой, я ставлю и развивающие, и воспитательные задачи:

1) Воспитание у детей гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

2) Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

3) Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

4) Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В группе оборудована развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Экспериментирование с живой и неживой природой»:для изучения ЖИВОЙ природы: уголок природы c разнообразными комнатными растениями, сезонно – огород на окне, мини- лаборатория «Любознайка», экологический мини-музей, мини-музей «Домашние животные», коллекции насекомых, листьев, семян.

Мини- лаборатория «Любознайка» имеет следующее оснащение:

приборы: увеличительные стёкла, термометры (водный, комнатный, уличный), микроскоп, весы, бинокль;

прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма;

всевозможные природные и бросовые материалы;

разные виды бумаги

вещества: соль, сахар, сода, крахмал, красители и пр.;

медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объёма;

Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе, поэтому большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях:на игровом участкево время прогулки наблюдаем за растениями и насекомыми, проводим целевые прогулки и экскурсии (в парк, сквер, к реке, и др.).

Применяю разные способы фиксации наблюдений: в календаре погоды, в календаре природы, в дневнике наблюдений, картинки, фотографии, схематические зарисовки, и др.

Изучение ЖИВОЙ природы включает в себяисследование насекомых и исследование растений.Изучение ЖИВОЙ природы включает в себяисследование насекомых и исследование растений, так, например: Исследование насекомых

«Кто такие насекомые?», «Такие разные лапки», «Роль насекомых в природе», «Голоса насекомых», «О крылышках», «Появление бабочки»

Исследование насекомых мы проводим с использованием цифрового микроскопа BRESSER

Цель: расширение знаний у детей об окружающем мире,систематизирование знаний о насекомых, их строении, способах передвижения, пользе или вреда.

Развитие умений делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Формирование навыков исследовательской деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости. Воспитывать бережное отношение к живому.

Исследовали таких насекомых как: бабочки, божьей коровки, мухи, комара, муравья.

В результате было установлено: у всех насекомых 6 лап, голова, 2 пары крылышек, брюшко.

Более подробно мы познакомились с бабочкой Павлиний глаз зимой, когда один из родителей моих воспитанников, нашел ее у себя на даче и принес нам в группу.

У бабочки Павлиний глаз очень красивые узоры на крыльях,а цифровой микроскоп позволил нам увидеть, что они покрыты чешуйками, поэтому бабочек называют «чешуекрылыми». Выяснили, что чешуйки с крыла легко отпадают, бабочка при этом, теряет способность летать. Сделали выводы, что бабочек за крылья трогать нельзя.

Исследование растений

«Где семечку лучше живется?»

«Луковая семейка»

«Чувствуют ли растения доброе отношение?»

Более подробно я расскажу о проекте: «Наше дерево-каштан»

Цель:Формирование у детей исследовательских способностей в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.

Воспитывать бережное отношение к деревьям ближайшего природного окружения.

Осенью 2021 года, во время целевой прогулки в сквер, мы с детьми собрали каштаны.

Затем провели мероприятия стратификации. Учитывая, что посадка планируется осенью, орехи каштана выдерживались в холодильнике в течении 10 дней с 12 по 22 октября. 22 октября мы положили подготовленные плоды в ткань и залили теплой водой. Воду меняли каждый день, чтобы она не застаивалась. Мы замачивали каштаны, пока не появились ростки - до 5 ноября, то есть 13 дней. Из десяти замоченных плодов проросло только два.

Пророщенные плоды мы посадили в землю в кашпо для цветов и систематически их поливали, как комнатные растения.

Каштаны прекрасно прижились и уже через пять дней, 10 ноября, один из ростков начал активно расти. Длина ростка 2 см. Через два дня, 12 ноября, росток был высоту 5 см. Среднее прибавление в длину составляет приблизительно 2-2,5 см в сутки.

Выращенный каштан мы с ребятами высадили на территории детского сада. Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству, ведь для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Так, например, мы предлагаем родителям дома проделать ряд экспериментов, опытов совместно с детьми. Также родителям предлагала домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Наша работа с родителями основана на взаимном сотрудничестве, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимаются экспериментальной деятельностью

Так как образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» предполагает использование дополнительного материала повышенной сложности и справочный материал, я использую дополнительно комплект лабораторного оборудования «Прорастание», который позволяет организовать экспериментальную деятельность детей. Ребята наблюдают процесс выращивания растений и исследуют влияние на него света, тепла, воздуха и воды. Кроме того, оборудование предоставляет возможность изучать процессы жизнедеятельности мелких животных – движение, дыхание, питание и поведение. Этот комплект лабораторного оборудования разработали специалисты Института новых технологий (Москва). Опытом работы я делилась с коллегами в 2018 году, и сейчас предлагаю вам посмотреть видеоролик на тему: «Фототропизм растений».

Таким образом, развитие любознательности, потребности узнать новое является одной из задач обучения, воспитания дошкольника и подготовки его к обучению в школе, а экспериментирование:

· бесспорно, является не только средством экологического воспитания и образования, но и умственного развития;

· оно формирует у ребенка первичную естественнонаучную картину мира. Итогом такой работы станет развитие наблюдательности, умение мыслить самостоятельно, осознанное и бережное отношение ко всему окружающему;

· правильно оборудованная исследовательская лаборатория, при грамотном ее введении в педагогический процесс, предоставляет возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.

· является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: