Ценообразование на совершенно-конкурентном рынке




При описании функционирования фирмы на совершенно конкурентном рынке необходимо разделять анализ ситуации, складывающейся на рынке в целом, и анализ состояния отдельной конкурентной фирмы.

На совершенно ‑ конкурентном рынке рыночные цена и объем продаж определяются точкой пересечения отраслевых кривых спроса и предложения (Рис. 1, А). Напомним, отраслевой спрос получается путем сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса всех потребителей, а отраслевое предложение, соответственно, путем сложения индивидуальных кривых предложения всех фирм.

В описанных нами выше условиях попытка некоторого продавца поднять цену относительно других приведет к полному переходу его потребителей к другим фирмам. С другой стороны, попытка предложить товар по цене даже немногим ниже рыночной приведет к тому, что все покупатели придут именно в эту фирму. Однако, необходимо помнить, что рыночная доля отдельной фирмы составляет не более 1% и она физически неспособна произвести столько продукции, чтобы удовлетворить всех потребителей. Таким образом, рыночная цена продукции выполняет роль той максимальной цены, при которой покупатели готовы приобрести любой из рассматриваемых объемов продукции (Рис. 1, Б). Получается, что с точки зрения отдельной конкурентной фирмы значение рыночной цены эквивалентно значению цены спроса, а горизонтальная линия на уровне рыночной цены выполняет роль кривой спроса (Di). Именно поэтому совершенно конкурентную фирму относят к ценополучателям (price-taker), поскольку она вынуждена продавать свою продукцию по цене, установленной рыночными факторами спроса и предложения. Ей же остается лишь решить, какое оптимальное количество товара произвести в целях максимизации прибыли. Необходимое условие максимума прибыли - равенство предельной выручки предельным издержкам MR=MC.

С учетом сказанного выше, уравнение спроса на продукцию отдельной совершенно-конкурентной фирмы можно записать как Р(Q) = Ррын= const.

Таким образом, функция общей выручки совершенно-конкурентной фирмы:

TR(Q)=P*Q=const*Q

MR(Q)=TR’(Q)=const=Pрын.

Следовательно, для отдельной совершенно конкурентной фирмы, при любом объеме выпуска выполняется ТОЖДЕСТВО:

MR=Pрын=const.

Следовательно, прирост выручки, которую получает отдельная совершенно конкурентная фирма, продавая дополнительную единицу продукции, равен рыночной цене.

Рис. 1 Кривая спроса с точки зрения отдельной конкурентной фирмы и ее связь с рыночным равновесием.

Таким образом, правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы можно записать следующим образом:

Рассмотрим поведение совершенно-конкурентной фирмы (выбор оптимального объема выпуска в краткосрочном и долгосрочном периодах) в зависимости от уровня рыночной цены.

1. Если Ррын>ACmin. (Рис. 2).

Для выбора оптимального объема выпуска (Q*), определим, при каких значениях объема выпуска выполняется условие Р=МС. На основании анализа, проведенного в предыдущей главе, определяем, что из двух полученных значений Q на данном рисунке необходимо выбрать тот, который соответствует возрастающему участку кривой МС. Обозначим его Q*.

Общую выручку фирмы при Q = Q* рассчитаем по формуле TR(Q*)=P•Q*. Графически размер выручки при данном объеме выпуска можно изобразить как площадь OРXQ*.

Значение общих издержек фирмы для данного объема выпуска TC(Q*)=Q*•AC(Q*). Графически размер общих затрат можно графически изобразить как площадь OAC(Q*)YQ*.

Общие издержки представляют сумму постоянных и переменных затрат. Значение переменных затрат для оптимального объема выпуска можно рассчитать как произведение оптимального объема выпуска на значение средних переменных затрат при данном объеме, то есть VC(Q*)=Q*•AVC(Q*). Графически размер переменных затрат можно графически изобразить как площадь OAVC(Q*)ZQ*. Величину постоянных затрат можно рассчитать как:

FC(Q*)=TC(Q*)-VC(Q*)= Q*•(AC(Q*)-AVC(Q*))= Q*•AFC(Q*).

Графически значение постоянных издержек можно изобразить как площадь AVC(Q*)AC(Q*)YZ.

 

Рис. 2 Допредельная фирма со сверхприбылью

Рассчитав оптимальный объем выпуска при заданном уровне рыночной цены, определив значения общих издержек и выручки фирмы при данном объеме выпуска, можно определить размер прибыли фирмы.

π(Q*)=TR(Q*)-TC(Q*)= Q*•(P-AC(Q*)). Графически значение прибыли можно изобразить как площадь AC(Q*)РYZ. При Pрын>AC(Q*), прибыль фирмы явно больше нуля.

Получение положительной экономической прибыли на совершенно-конкурентном рынке возможно только в краткосрочном периоде. Далее, мы подробнее остановимся на этом утверждении и докажем его.

Если фирма получает положительную экономическую прибыль, то ее иногда называют « допредельная фирма со сверхприбылью ».

 

2. Если Ррын=ACmin. (Рис. 3).

Оптимальный объем выпуска (Q*), величины π(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC определим по аналогии с предыдущим пунктом.

В данном случае размер выручки равен величине общих издержек фирмы для оптимального объема выпуска. Действительно, так как Р=АС, то умножив левую и правую части уравнения на Q* получим равенство TR(Q*)=TC(Q*). Следовательно, прибыль фирмы в этом случае равна нулю.

Фирму, которая получает нулевую экономическую прибыль, иногда называют « допредельная фирма с нормальной прибылью ». Эта ситуация иллюстрирует долгосрочное равновесие совершенно-конкурентной фирмы и отрасли, которое более подробно мы рассмотрим в конце главы.

Рис. 3 Допредельная фирма с нормальной прибылью

3. Если AVCmin < Ррын < ACmin. (Рис. 4).

Оптимальный объем выпуска (Q*), величины π(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC определим по аналогии с предыдущими пунктами.

Если уровень рыночной цены ниже АСmin, то фирма несет убытки (получает отрицательную экономическую прибыль). π =ТR-TC, следовательно, графически убытки, которые получает в данном случае фирма, можно изобразить как площадь AC(Q*)YXP.

Каковы же должны быть действия фирмы, если даже при выборе оптимального, максимизирующего прибыль объема выпуска фирма получает убытки? Ответ на данный вопрос мы искали в предыдущей теме, так что воспользуемся уже готовыми результатами.

Поскольку размер FC превышает размер убытков в случае продолжения производства, мы можем рекомендовать фирме остаться на рынке в краткосрочном периоде. Аналогичный вывод можно было бы сделать из соотношений TR(Q*) > VC(Q*) или Р > АVC(Q*).

Напомним основной вывод предыдущей темы: если при данном уровне цены размер выручки фирмы покрывает величину переменных затрат, то фирме выгодно оставаться в отрасли.

В долгосрочном периоде, когда все затраты фирмы являются переменными, то есть величина FC=0, фирма не несет потерь, решая покинуть отрасль. Следовательно, в долгосрочном периоде данная фирма, получающая отрицательную экономическую прибыль покинет отрасль.

Фирму, которая получает убытки меньшие величины FC, иногда называют « допредельная фирма с экономическими убытками ».

Рис. 4 Допредельная фирма с экономическими убытками

4. Если Р= AVC min. (Рис. 5).

Оптимальный объем выпуска (Q*), величины π(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC, а также размер убытков определим по аналогии с предыдущими пунктами.

В данном случае, когда уровень рыночной цены совпадает со значением AVC(Q*), величина общей выручки TR(Q*) совпадает с величиной переменных издержек VC(Q*). Соответственно, убытки фирмы в данном случае равны значению постоянных издержек (FC).

Таким образом, с формальной точки зрения фирме в данном случае безразлично, покидать ли отрасль в краткосрочном периоде (при этом решении уровень потерь соответствует FC), или оставаться (и получать убытки, опять же равные FC). Считается, что фирма продолжит работу на рынке в краткосрочном периоде. В пользу этого предположения можно высказать следующий довод: на реальном рынке барьеры выхода, хотя бы очень небольшие, но всегда существуют. Следовательно, решение закрыть фирму будет сопровождаться некоторыми дополнительными потерями кроме тех, которые мы уже проанализировали и вариант ухода окажется, пусть не на много, но хуже.

Как мы знаем, в долгосрочном периоде фирма, получающая отрицательную экономическую прибыль, уходит из отрасли.

Данная ситуация иногда носит в экономической теории название « предельная фирма ».

Рис. 5 Предельная фирма

 

5. Если Р< AVC min. (Рис. 6).

Оптимальный объем выпуска (Q*), величины π(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC, а также размер убытков определим по аналогии с предыдущими пунктами.

В случае, когда уровень рыночной цены ниже AVC(Q*), размер общей выручки TR(Q*) меньше переменных издержек VC(Q*). Соответственно, убытки фирмы в данном случае больше постоянных издержек (FC). Заметим, что в данном случае обозначение Q*не вполне оправдано, поскольку означает не оптимальный объем выпуска, а всего лишь "объем выпуска, обеспечивающий достижение локального максимума общей прибыли фирмы". Оптимальным же для данных условий будет значение Q = 0. Мы сохраним это обозначение только для того, чтобы все расчеты и геометрический смысл всех величин, которые мы анализировали в предыдущих пунктах, оказались применимы и в данном случае.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, уходя из отрасли в краткосрочном периоде фирма получит убытки меньшие, чем в случае продолжения работы. В долгосрочном периоде подобная фирма тем более приняла бы решение покинуть отрасль.

Фирму, оказавшуюся в рассматриваемой ситуации иногда называют « запредельной фирмой », т.е. фирмой, оказавшейся за пределами тех условий, при которых рационально продолжать производство, хотя бы в краткосрочном периоде

 

 

.

 

Рис. 6 Запредельная фирма

 

 

Обобщим наши рассуждения:

Вернемся еще раз к рассмотренным выше пяти графикам и попытаемся рассмотреть на одном рисунке все те ситуации, которые мы анализировали по отдельности. (Рис.7)

Рис. 7 Кривая предложения отдельной совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: