Аэростанция в пос. Янаул




В мае 1931 года Московское управление «Добролет», переименованное позже в ОСОАВИАХИМ, организовало в Янауле аэростанцию.Для подготовки территории под эту аэростанциюбыла выделена огромная площадь пахотной земли, которая выравнивалась и укатывалась вручную. Участвовало в этом чуть ли не все население Янаульского района – более тысячи человек.

15 мая того же года в Янауле совершил посадку первый самолет, это был «АНТ-9», осуществляющий рейс Москва – Свердловск, а пилотировал его знаменитый летчик Михаил Васильевич Водопьянов. Это Советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации (30.04.1943), член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, шестой Герой Советского Союза [2].

Рис. 6 – летчик М.В. Водопьянов

 

Зимой 1933 года на Янаульскойаэростанции сделала остановку целая группа самолетов во главе с Василием Сергеевичем Молоковым. Этосоветский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году ему присваивается звание Героя Советского Союза.Летели они на помощь челюскинцам и пунктом дислокации стал Янаул [15].

 

Рис. 7 – Летчик В. С.Молоков

 

Аэродром

Рис.8 – Аэросъемка аэропорта с высоты полета самолетов

 

 

Янаульцы торжественно встретили спасителей, отважных героев, в клубе железнодорожников устроили большой вечер. Со сцены прозвучала песня, сложенная участниками художественной самодеятельности.

Слова песни:

…Молоков рейсом победным

Расчерчивал снежный покров,

Там были Михаил Водопьянов,

Каманин, Доронин, Слепнев...

Роль Янаульского аэропорта, удобно расположенного на трассе Москва – Казань – Свердловск, росла с каждым годом. В 1934 году он уже имеет свой радиоузел, через год создается метеостанция.

 

Рис. 9–Асфальтированный аэродром в пос. Янаул

 

Янаул имел очень близкое отношение к военной авиации, точнее, к подготовке кадров для нее. В годы войны здесь действует учебно-тренировочный отряд, готовивший летчиков для фронта. Те, кто учился летать в янаульском небе, совершали смелые налеты на гитлеровцев. Среди них – Герой Советского Союза тов. Костылев [13].

Костылев Георгий Дмитриевич — летчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, гвардии майор [5].

В аэропорту Янаула часто совершали посадки самолеты с военным грузом, а также перевозились больные. Об активной работе Янаульского аэропорта мы можем видеть в архивных документах до 1970 года (см. рис.10). Позже аэропорт прекращает свое существование и полеты Северо-западного региона Республики Башкортостан начинают осуществляться с аэропорта г. Нефтекамска [13].

 

 

Рис.10 – Отметка о продаже билетов в аэропортах Приволжского управления гражданской авиации, в т.ч. в Янауле

 

Янаульский аэропорт даже имел отношение и к покорению космоса. Все знают знаменитую парочку «хвостатых космонавтов» Белку и Стрелку. Они побывали в космосе и успешно вернулись на Землю в 1960 году. А вот 25 марта 1961 года состоялась «генеральная репетиция» перед отправкой в надземные дали человека. Главную роль здесь играли собака-космонавт Звездочка (такое прозвище ей, между прочим, дал Гагарин) и… манекен Иван Иванович. «Оба» были выведены на орбиту Земли на космическом корабле «Восток 3КА-2». К месту возможного приземления – а это по планам было примернона границе нынешних Башкирии, Удмуртии и Пермского края – прибыла специально обученная группа. Вместе с командиром Ижевской эскадрильи Львом Карловичем Оккельманом они вылетели из столицы Удмуртии на легком транспортнике «Як-12». Между тем, погода была совсем нелетная.

Рис. 11 – «Хвостатый космонавт Звездочка»

 

В плохую погоду кончается топливо и самолету пришлось сесть. Ближайший аэродром – в рабочем поселке Янаул. Как вспоминал уже много позже Владимир Михайлович Ломаев, инженер по эксплуатации Ижевского аэропорта, «спасибо янаульским авиаторам. В той критической ситуации они приняли самолет на свой аэродром, заправили его топливом и с добрыми пожеланиями разрешили взлет».

К счастью, поисковики в итоге обнаружили заветную капсулу. Звездочка оказалась жива, правда очень хотела пить (со снедью проблем не было) – Лев Карлович дал ей снега, который ласковая собачка и слизала с его ладоней. Как видим, благодаря янаульским авиаторам эта история закончилась хорошо, и очаровательная Звездочка осталась жива, что было добрым предзнаменованием перед историческим полетом 12 апреля 1961 года [14].

Подводя итог рассмотренной теме по деятельности Янаульского аэропорта хотелось бы сказать, что коллектив аэропорта стал вел активную подготовку к достойной встрече 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне против гитлеровских захватчиков. Развернулось социалистическое соревнование служб по выполнению плана авиаперевозок и обеспечению безопасности полетов. В основном в авиаперевозках использовался самолет ПО-2 или «кукурзник». Все службы без исключения борются за получение звания коллектива коммунистического труда. Почти каждый четвертый член коллектива носит звание ударника коммунистического труда. Бывшие фронтовики, работая в коллективе аэропорта, своим трудом показывали достойный пример молодым авиаторам...». К сожалению аэропорт после 1970 года прекратил свою деятельность, и мы думаем, что когда-нибудь эта работа снова возобновиться.

Самолет ПО-2

Использующийся для учебных полетов самолет У-2 или По-2 (Поликарпов-2) в авиаклубах, созданных ОСОАВИАХИМи Янаульском аэропорте до 1970 года был советскиммногоцелевымбипланом, созданным в 1927 году в СССР, под руководством Н. Н. Поликарпова.

Это один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова. Самолет получил прозвище «Кукурузник», так как активно применялся в сельском хозяйстве.

Поликарпова называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно машинами его конструкторского бюро. ПО-2 можно отнести к числу наиболее известных лёгких самолётов в истории мировой авиации. Он также был дешевым в производстве и различных модификаций.

Во время войны У-2 использовались как лёгкие ночные бомбардировщики, в послевоенные годы строили По-2 модификации «Лимузин» с закрытой кабиной для перевозки людей и грузов.

Серийный выпуск самолетов По-2 продолжался до 1953 года на нескольких заводах. Всего было выпущено около 40 000 самолётов, что ставит ПО-2 в разряд самых массовых лёгких самолетов в мире [10].

На зимнем варианте самолёта вместо колёс устанавливались лыжи.

 

Рис. 12 – Самолет ПО-2

Технические характеристики ПО-2:

Экипаж: 2 человека

Двигатель: ПДх 1, М-11, М-11Д

Мощность: 100 — 115 лошадиных сил

Размах крыла: 11,4 метра

Площадь крыла: 33,15 м2

Длина самолета: 8,17 метра

Масса максимальная взлетная: 912 кг.

Масса пустого самолёта: 655 кг.

Максимальная скорость у земли: 150 км/час

Максимальная скорость на высоте 3000 м: 111 — 130 км/час

Продолжительность полёта: 3,5 часа [9].

Рис. 13 –Внешний вид сбоку ПО-2

Поднявший его в воздух летчик-испытатель Михаил Громов сказал про У-2: «…Машина устойчива, чрезвычайно проста в пилотировании и обладает отличными летными качествами. Машина прощала очень грубые ошибки, и их легко было исправить….Завершив испытания, я дал самую высокую оценку и машине, и мотору».

 

Заключение

Делая общее заключение по данной исследовательской работе мы можем отметить, что правительство, называющееся в 1930 году Коммунистической партией умело отреагировало на необходимость мобилизации всех сил по подготовке будущих кадров для пополнения оборонной и военной сферы страны. Сталин четко понимал, что разработка военных самолетов в развитых странах мира создает большую угрозу для молодой развивающейся советской страны и ее стран-содружеств.

С миссией пополнения обороны и военной сферы государства успешно справился ОСОАВИАХИМ, который во многих городах, поселках СССР, сумел создать стрельбища, автодромы и аэростанции. Деятельность многих подразделений ОСОАВИАХИМ были засекречены и поэтому обЯнаульскойаэростанции я узнала лишь от своей мамы.

Значение аэростанции в поселке Янаул было очень велико для того времени, так как необходимо было молодежь обучить для полетов на только что созданных нашими конструкторами самолетах. Именно такая активная работа всех первичных структур ОСОАВИАХИМ позволила подготовиться нашему народу к страшным войнам 1939 и в особенности 1941 года. Ведь в 1941 году на нашу страну обрушилась техника, подготовленная к полету всей Европой, да и кадры были хорошо обучены.

 

Список использованной литературы

1. Алмаев, Р.З. Школьное образование в Башкирской АССР: история, достижения, традиции / Р.З. Алмаев. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 341с.

2. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. – 210с.

3. Бикмеев, М.А. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Баш. АССР периода Второй Мировой войны / М.А. Бикмеев. - Уфа, 2005. – 194с.

4. Борисов, Л. Оборонно-массовая работа Осоавиахима (1927-1941 гг.) / Л. Борисов // Военно-исторический журнал. -1967. - №8. – С.49-55.

5.Бикмеев М.А. Военный вклад Башкортостана в победу в Великой Отечественной войне. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. -148 с.

6.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия. 1985. -832 с.

7.Горшенин, П. Расширить фронт военного обучения / П. Горшенин // Техника-молодежи. - 1934. - №6. –С. 72-76.

8. История Второй Мировой войны 1939-1945. В 12 тт. Т.3. Воен. Изд-во Мин. Обороны СССР. - М.,1974.–197с.

9.Лукманов, А.Г. Очерки из истории ДОСААФ Башкирской АССР / А.Г. Лукманов, Л.И. Савельева. - Уфа, 1983. – 248с.

10. На значок ГСО // Красная Башкирия. - 1934. - №112. – С. 56-61с.

11. Левушкин, А. Готовить отличное пополнение / А. Левушкин // За рулем. - 1941. - №1. – С.18-23.

12. Подготовку молодежи к сдаче техэкзамена провести полностью и в срок // За рулем. - 1934. - №19.–С. 22-29.

13. Сафин, М.С. Башкирский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны / С.М. Сафин // История становления и развития БГМУ в воспоминаниях ветеранов и выпускников. Под ред. Тимербулатова В.М., - БГМУ. -Уфа, 2000. – 187с.

14. Советская военная энциклопедия. – М.: ОГИЗ РСФСР, 1932. — Т. 1. – 890с.

15. Советская военная энциклопедия. - М., Воениздат, 1978. – 1002с.

16. Учеба допризывников в лагерях // Красная Башкирия. - 1935. - №175. –С.38-44.

17.Центр. арх. общественных объединений Республики Башкортостан (ЦАОО РБ). Ф. 122. Оп. 20. Д. 11.

18.Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. Р-1012. Оп.1. Д.2.

19. ЦГИА РБ. Ф. Р-1012. Оп.1. Д.9.

20. Центр. ист. арх. Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. Р-933. Оп. 1. Д. 2902.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: