Непосредственное управление работами по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и координацию действий органов управления и сил, применяемым к этим работам, осуще-ствляют, в зависимости от значения разлива нефти, соответствующие КЧС.
Если масштабы разлива" таковы, что составляющая территориальная или ведомственная КЧС не обладает достаточным количеством сил и средств (ресурсов) для локализации и ликвида-ции, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Выше-стоящая комиссия может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации по-следствий данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь необходимыми силами и средст-вами. Решение об оказании помощи в ликвидации последствий разлива нефти федеральными си-лами и средствами или о принятии непосредственного руководства ликвидацией его последствий на федеральном уровне принимается Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Реше-ние по привлечению войск гражданской обороны к работам по локализации и ликвидации аварий-ного разлива нефти принимается Министром Российской Федерации по делам гражданской обо-роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с последующим докладом в Правительство Российской Федерации.
В отдельных случаях для ликвидации последствий разлива нефти может быть образована правительственная комиссия, председатель которой принимает на себя руководство всеми привле-каемыми силами и средствами, не зависимо от их ведомственной принадлежности.
С возникновением аварийных разливов нефти органы управления и силы приводятся в го-товность, а также вводятся в действие соответствующие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти соответствующего значения.
Работа КЧС начинается с получения председателем комиссии доклада (сигнала) о возник-новении чрезвычайной ситуации и условно может быть разделена на три этапа:
Первый этап - доклад и принятие экстренных мер по ЛАРН;
Второй этап - принятие решения на ЛАРН и оперативное планирование действий;
Третий этап - организация проведения мероприятий по ЛАРН;
На первом этапе проводится:
Оповещение и сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям;
Определение цели предстоящих действий и предварительная оценка обстановки, сложив-шейся в результате разлива нефти;
Определение вероятности загрязнения населенных пунктов, поверхностных водотоков (по-бережья морей) и объектов жизнеобеспечения населения (водозаборов питьевых, технических и др.);
Принимаются экстренные меры по защите населения, оказанию помощи пострадавшим, локализации разлитой нефти и устранению причины ее утечки.
Информация о возникновении (угрозе возникновения) разливов нефти поступает в дежур-но-диспетчерские службы различных уровней и в соответствии с инструкциями немедленно дово-дятся до руководителей организаций, дежурных аварийных формирований, профессиональных аварийно-спасательных формирований и председателя КЧС соответствующего уровня.
Оповещение руководящего состава, КЧС, органов управления, сил и средств, а также, при необходимости, населения осуществляется дежурными службами в соответствии с заранее разра-ботанными схемами оповещения.
После сбора председатель КЧС информирует членов комиссии о факте аварии и сложив-шейся обстановке. Ставит задачи, которые должны быть выполнены немедленно - противопожар-ными, медицинскими, природоохранными, коммунально-техническими службами,
профессиональными аварийно-спасательными формированиями и другими организациями (службами).
Председатель КЧС может принять решение на создание оперативного штаба (мобильной оперативной группы) по организации работ непосредственно в районе разлива нефти.
Организуются круглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимо-действующими органами управления, а также с территориями и объектами которые могут быть подвержены загрязнению.
Осуществляется перевоз узлов связи на режим работы в чрезвычайных ситуациях.
С возникновением разлива нефти руководитель (председатель КЧС) уясняет цель и объем предстоящих действий, уточняет задачи территориальных и ведомственных органов управления старшего звена, соседей и условия взаимодействия с ними. При возникновении опасности загряз-нения нефтью поверхностных водотоков (побережья морей), организуется взаимодействие с тер-риториями и объектами, находящимися ниже по течению или на побережье.
Аварийные формирования организаций, осуществляющих добычу, переработку, транспор-тировку и хранение нефти немедленно приступают к локализации разлива нефти. Время локализа-ции разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
На основе уяснения сложившейся обстановки проводится расчет времени, определяется метод работы, порядок проведения мероприятий и организаций, привлекаемых для проведения работ по ЛАРН, осуществляется ориентирование подчиненных и взаимодействующих органов управления о предстоящих действия.
После уяснения предстоящих задач по ЛАРН, руководитель (председатель КЧС) с привле-чением необходимых, заранее определенных им должностных лиц и экспертов, приступает к оценке обстановки, определению порядка действий и принятия решения на локализацию и ликви-дацию аварийного разлива нефти. При этом участвующие в работе должностные лица, а также эксперты могут высказывать свое мнение, вносить предложения, а также давать необходимые по-яснения и справки. Члены комиссии должны быть готовы по требованию руководителя доложить дополнительные предложения и расчеты по своим направлениям работ.
При предварительной оценке обстановке уточняется: местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.); приблизительный объем и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается); тип и характеристика продукта (плотность, вязкость и температура потери текуче-сти); площадь разлива, включая направление разлива, длину, ширину пятна; гидрометеорологиче-ские условия; в районе разлива нефти, меры, предпринятые для локализации и ликвидации разли-ва нефти; наличие пострадавших и вероятность загрязнения природных объектов и объектов жиз-необеспечения населения, оценивается опасность разлива нефти для населения; учитывается крат-косрочность и среднесрочный прогноз гидрометеорологической службы.
На основе предварительных данных о сложившейся обстановке принимается решение на проведение экстренных мер по защите населения и территорий, оказанию помощи пострадавшим и по локализации разлива нефти, а также по уменьшению масштабов загрязнения, оценивается ве-роятность проведения временного отселения населения.
Организуется информирование населения, проживающего в непосредственной близости от объекта различными способами, включая средства массовой информации. При этом населению сообщается правила поведения в районе загрязнения и меры безопасности, разработанные заранее органами здравоохранения.
Основными экстренными мерами по защите населения и оказанию помощи пострадавшим являются:
Оповещение об опасности;
Оценивание района разлива нефти;
Соблюдение режимов поведения и мер безопасности -(особенно противопожарной);
Временное отселение из районов, в которых существует опасность поражения людей;
Локализация аварийного разлива нефти.
Кроме того, в ходе выработки общего решения по организации защиты населения и прове-дения работ по ЛАРН руководитель (председатель КЧС) может принимать экстренные частные решения по отдельным возникающим вопросам.
В соответствии с принятыми решениями отдаются распоряжения на проведение мероприя-тий по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти. Распоряжения доводятся, как прави-ло, через оперативный штаб (мобильную оперативную группу) до руководителей организаций, аварийных и профессиональных аварийно-спасательных формирований, участвующих в проведе-нии работ.
После отдачи распоряжений организуется непосредственно выполнение работ по защите населения и территорий, оказанию помощи пострадавшим, локализации и ликвидации аварийного разлива нефти.
Выполнение мероприятий начинается дежурными силами и средствами. По мере приведе-ния в готовность привлекаются остальные имеющиеся силы и специальные технические средства в соответствии с планом ЛАРН. На втором этапе проводится:
Уточнение характера, значения разлива нефти, сложившейся обстановки и прогнозирова-ния развития ситуации;
Уточнение плана - графика проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефти;
Определение достаточности привлекаемых к ЛАРН сил и специальных технических средств;
Готовятся и представляются доклады в вышестоящие ведомственные инстанции террито-риальные органы власти;
В тоже время продолжаются начатые на первом этапе мероприятия.
Для уточнения масштабов последствий разлива нефти, а также складывающейся обстанов-ки и прогнозирования ее развития используются создаваемые группы специалистов соответст-вующего профиля. В состав этих групп, как правило, включаются специалисты организации, осу-ществляющей добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также представители природоохран-ных, противопожарных, медицинских и других органов управления, соответствующего значению чрезвычайной ситуации.
Для проведения этой работы привлекаются наземные и водные транспортные средства, а при необходимости и воздушные суда.
Группы специалистов уточняют данные о месте аварии, состоянии источника разлива неф-ти, его масштабах, направлении распространения, опасности для населения, окружающей природ-ной среды, объектов жизнеобеспечения и т.д.
На основе полученных данных оцениваются сложившаяся обстановка и значение разлива, определяются работы по ЛАРН, устанавливаются их объемы, порядок проведения, потребность в силах и в специальных технических средствах для их выполнения. Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на основании получаемых данных ЛАРН организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя (председателя КЧС), проект которого готовится оперативным штабом - ликвидации аварийного разлива нефти и является обязательным к исполнению для всех привлекаемых сил, организаций и граждан, находящихся в зоне возникно-вения чрезвычайной ситуации.
Руководители всех уровней несут персональную ответственность за эффективность прини-маемых решений, безопасное и рациональное применение сил и средств, а также за конечные ре-зультаты выполненных работ.
В решении руководителя (председателя КЧС) указывается:
Прямые выводы из оценки масштабов и характера разлива нефти, опасность для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей природной среды;
Необходимый объем работ по устранению источника утечки нефти и ликвидации разлива, рубежи и способы локализации, очередность, последовательность и сроки выполнения работ;
Состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участ-кам и объектам работ;
Задачи силам и средствам, задействованным для проведения постоянного мониторинга района разлива нефти;
Порядок материального, технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий и действий сил;
Способы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам орга-нов управления и сил на всех этапах работ;
Организация управления мероприятиями и действиями сил при ЛАРН. В директиве (прика-зе) руководителя (председателя КЧС) указывается:
Выводы из оценки сложившейся обстановки, значение разлива нефти (в соответствии с п.п. 2.1. и 2.2. настоящего Положения) и ее влияние на население, объекты жизнеобеспечения и при-родные объекты;
Объем, характер и вид предстоящих работ по ЛАРН, последовательность их выполнения, границы участков работ и ответственные руководители на этих участках;
Состав создаваемой группировки сил и средств; Задачи собственным и привлекаемым ор-ганам управления и силам;
Порядок материально-технического, медицинского, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения действий привлекаемых сил и специальных технических средств;
Организация и взаимодействия сил и специальных технических средств по целям, месту, времени и способам действий по ЛАРН;
Организация непрерывного управления.
На третьем этапе:
Проводятся мероприятия по ликвидации разлива нефти, реабилитации территорий и объек-тов;
Готовится отчет о проведении операции по локализации и ликвидации разлива нефти и программа по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов.
Работы по ликвидации разлива нефти организуются и проводятся основе единого замысла с предоставлением руководителям профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) инициативы на закрепленных участках работ в выборе конкретных методов и технологий ведения работ в соответствии реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип цен-трализации управления и персональной ответственности за выполнение работы.
При аварийных разливах нефти регионального и федерального значений, а также при раз-ливах нефти, приведших к чрезвычайным ситуациям трансграничного характера. Министр Рос-сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по-следствий стихийных бедствий может принять решение о созыве Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действующей на основании Положения об указанной комиссии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164.
Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по имеющейся информации принимает решение за локализацию и ликвидацию последствий ава-рийного разлива нефти в привлечении для этого различных ресурсов, федеральных органов ис-полнительной власти.
Развертывание органов управления и наращивание группировки сил и специальных техни-ческих средств для организации и ведения работ по ЛАРН осуществляются по мере приведения их в готовность и выдвижения в район разлива нефти.
На первом уровне реагирования в первую очередь в зону чрезвычайной ситуации вводятся специальные группы обнаружения, определения и перекрытия источника разлива нефти, объекто-вые аварийные формирования и мобильная оперативная группа. Ими организуется определение источника и характера разлива нефти, устранение причин утечки нефти, проведение первоочеред-ных мероприятий по локализации разлива и по защите населения и территории. Во вторую оче-редь могут вводиться территориальные и ведомственные (в том числе профессиональные) аварий-но-спасательные формирования (службы), с помощью которых организуется проведение полно-масштабных работ по ликвидации разлива нефти. Так же для проведения работ по ЛАРН могут привлекаться соединения и воинские части войск гражданской обороны. В дальнейшем, при необ-ходимости, осуществляется наращивание сил и средств, привлекаемых для ликвидации последст-вий разлива нефти, второго и третьего уровней реагирования.
Работы по ЛАРН организуются в две-три смены и ведутся как, правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. Смена личного состава формирований (подразделений) проводится не-посредственно на рабочих местах.
Решение о завершении работ (сокращении интенсивности) по локализации и ликвидации разлива нефти и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или председатель комиссии по чрезвычайным ситуа-циям, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации по заключению природоохранных органов. После завершения работ по ЛАРН готовится отчет