Тема: Учет индивидуальных особенностей в общении.
1. Человек как открытая информационная система.
2. Понятие репрезентативная система.
3. Характеристика проявлений типологических особенностей личности в общении.
1. Как известно, каждый человек представляет собой открытую информационную систему. Информация из внешнего и внутренних миров поступает через «входы» — сенсорные каналы (анализаторы): зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и т.д.
При переработке в нашей нервной системе информация существенно трансформируется, она может искажаться, частично теряться или обогащаться дополнениями. Трансформация осуществляется при прохождении по нервным путям и при перекодировке нервного импульса в словесные сигналы. После получения сенсорного опыта мозг человека перекодирует сигналы в слова, привязывая их к объектам (стимулам) окружающей среды. Так каждый человек в индивидуальном порядке строит свою картину мира, дает этому сенсорному опыту свое описание, организует этот опыт логично и связанно для себя. Составление карты реальности с помощью слов формирует в свою очередь обширные семантические поля в психическом пространстве человека. Именно в этих полях закладываются невротические проблемы, сюда вживаются различного рода словесные программы, которые могут мешать человеку быть счастливым, а могут и делать его таковым. Здесь располагаются установочные призмы, через которые человек видит мир в преломленном в них виде. «Все мужчины подлецы. Бойся мужчин» — говорит умирающая бабушка своей внучке. А теперь, когда внучке уже 40 лет, она не может объяснить своего одиночества или объясняет словами бабушки. Эта призма (программа), что ложная семерка, по выражению Р. Хаббарда, в сломанном калькуляторе. Вы набираете 2x2, но получаете не 4, а 28.
|
Каждый человек воспринимает свою карту как реальность, поскольку для него она логична и объяснима. Однако у каждого эта реальность своя, поэтому при взаимодействии человека с человеком, одной картины мира с другой, могут возникать недопонимания, а то и конфликты. Отчего же эти карты существуют лишь в единственном экземпляре? Да потому что одна и "та же" информация перерабатывается в уникальной «ЭВМ» — человек и при этом проходит как минимум три фильтра:
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР
Всем известно, что информация, поступающая через 5 органов чувств, не вся осознается.
Например, звук волны, частота которой либо меньше 20, либо, наоборот, больше 20 000 колебаний в секунду человеческим ухом «не воспринимается» — это подпороговый диапазон.
Зрительная система способна улавливать волны в интервале от 380 до 680 миллимикрон. У каждого человека этот диапазон сенсорных каналов от природы или от воспитания может быть разным.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР
Речь идет об ограничениях восприятия и переработки информации, искажающих реальность, связанных, например, с общественными нормами, традициями, законами социальной системы, в которой мы воспитываемся.
Например, восприятие статуи Венеры Милосской.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР
Этот уровень ограничений связан с уникальным жизненным опытом каждого человека. Никто и никогда не способен повторить нашу жизнь один к одному. Даже однояйцевые близнецы, живущие в одной семье, имеют похожее, но не идентичное мировосприятие.
|
Много способов проверить и убедиться в том, что все мы по разному описываем мир. Вот простой эксперимент. Если вас несколько человек, то закройте глаза и представьте себе, скажем, петуха. Теперь опросите друг друга, кто и какого петуха себе представил. Велико разнообразие ответов на одно всем известное слово «петух».
Встретились два человека. Один другому рассказывает о покупке. — «Купил машину, очень доволен». — «Здорово! Машину! Слушай, а цвета она какого?» — «Закат видел?» — «Да» — «Вот такого же, только зеленого цвета».
Различие в картах ярче всего наблюдается при столкновении описаний детей и взрослых. «Пап, а сколько в тюбике зубной пасты?» — спрашивает ребетенок своего отца. — «Ну, грамм 150 — 200». —«Нет пап, ровно столько, чтобы испачкать стены на кухне, в коридоре и еще немножечко в туалете».
2. Получается в дальнейшем, что люди сталкиваются с одним и тем же миром, а описывают и переживают его каждый по своему. Удивительно то, что причиной страдания является несоответствие нашей убогой модели мира богатству и многообразию самого мира. По сути все зависит от нашего представления (презентации) мира, от нашего описания его, которое мы осуществляем с помощью родного языка. Создавая свои модели мира в семантических полях, люди по необходимости отбирают и репрезентируют одни части реальности, значимые для них, опускают при этом другие, т.е. создают, как ни грустно, уменьшенную версию опыта во взаимодействии с миром.
Итак, процесс перекодировки сенсорного опыта в слова создает репрезентативную систему. Осознание мира всегда связано с описанием словами. То, что видишь, слышишь, чувствуешь, оформляешь в языковую форму и получаешь собственную реальность. Мир, таким образом, для человека — это сенсорный опыт, описанный словами. Каждый человек при восприятии мира доверяет тем или иным входным каналам информации больше чем другим. Так у него формируется предпочтительная репрезентативная система. Речь идет о том, что у каждого человека есть и правая и левая рука. Правша может использовать левую руку, но больше и чаще склонен полагаться на правую. Так и в репрезентативных системах. Не совсем правильно видеть в этой системе лишь доминирующие входы информации. Это не просто входная система, широкий канал поступления информации, но и система понимания этой информации. В каждой системе репрезентации имеется своя логика понимания, свой набор объяснений, стереотипов поведения, эмоционального реагирования.
|
Репрезентативная система — это то, что уже введено в сознание и обозначено словами. На основе доминирования той или иной системы можно построить типологию людей. Эта типология отличается практичностью и может быть полезной для решения разных задач в процессе самопознания и познания других. Полезность дифференциации людей заключается в возможности прогнозирования, предсказания поведения человека, отношения к другим и пр. Но не надо забывать, что любая типология людей — это большая условность, необходимая для каких-то практических целей, и все же каждый человек — это уникальный, феноменальный мир.
3. На основе доминирования той или иной репрезентативной системы выделяют четыре характерных типа: визуальный, аудиальный, кинестетический и дискретный или дижитальный тип.
ВИЗУАЛЫ.
1. Как говорят.
Говорят быстро, громко, тон голоса чистый. Быстрый темп говорения обеспечивается поверхностным, быстрым дыханием (верхняя треть легких, грудное дыхание). Речь, громкость голоса часто имеют тенденцию к нарастанию, от тихого в начале, до крика в конце. Контроль голоса почти отсутствует, поэтому при объяснении в любви они могут громко кричать.
Поза, походка.
Обычно у них прямая поза, плечи расправлены, голову держат высоко. Уверенная, энергичная походка.
Пространство.
Как известно, вокруг каждого человека существует личностное пространство, так вот, у визуалов оно довольно приличное и входить в него без «стука» не рекомендуется, ибо это может вызвать агрессию, исходящую от дискомфорта. Свое персональное пространство они всегда держат под неустанным контролем и поэтому, если кто-то слишком близко приближается к визуально-ориентированному человеку, то он дает знать, где граница. Дистанцирование от партнера по общению связано еще и с тем, что такой человек должен как можно полнее видеть собеседника, чтобы «считывать» с него всю информацию. Это дистанция по горизонтали.
По вертикали, более удобно визуалы себя чувствуют, если их глаза находятся выше взгляда партнера, в крайнем случае на одном уровне, но никак не ниже. Отсюда их любовь к сценам, трибунам. Если нет возможности как-то подняться над другими, над миром вообще, то всегда можно других, и мир в том числе, опустить ниже себя с помощью простого приема: это предельно приподнять подбородок и возникает оптическая иллюзия, что «я над». Когда они садятся в круг, то выбирают то место, откуда они могли бы видеть всех и все могли созерцать их.
Жесты.
У визуалов обнаруживается два типа жестов:
1. Рисующие.
2. Вертикальные (указательные).
Поскольку способ мышления у этих лиц по преимуществу образный — большая часть воспринятой информации трансформируется в голове в зрительные картинки, то и движения рук, ног и всего тела направлено на изображение для собеседника этой картинки.
Когда в Тбилиси один прохожий встретил грузина, несущего под мышками по арбузу, спросил: «Дорогой, не знаете, как пройти на проспект Шота Руставели?», тот сказал; «Подэржи», и передал прохожему арбузы, а затем ответил: «Не знаю!» и широко развел руками в разные стороны, да еще и приподнял плечи насколько это было возможно.
В процессе говорения визуал активно размахивает, руками, рисуя перед носом собеседника лес, пляж, море, девушек и все, что он мог видеть, находясь, к примеру, в отпуске.
Примеры ярко выраженной визуальности: Нона Мордюкова, Людмила Гурченко.
Второй тип жестов - указывающие направление к светлому будущему — иллюстрацией являются многочисленные памятники вождей с вытянутой рукой, мало того, еще и с вытянутым указательным пальцем. Поскольку визуалы очень критичны к другим и, конечно, только они знают, как надо правильно жить всем остальным — этот жест для них большая находка.
Любопытно, что когда они говорят, то размалывают всеми конечностями, но когда слушают, то словно замирают если информация интересна для них.
Контакт глаз.
Для визуала обязательным является смотреть в глаза собеседнику. Если есть заинтересованность, то контакт глаз составляет более 80 % времени общения, если нет интереса — менее 50 %. При общении с человеком, который постоянно отводит глаза, визуал испытывает чувство недоверия: «что-то скрывает, раз не смотрит в глаза». При отчитывании ребенка можно услышать громкий приказ: «Смотри мне в глаза, кому я говорю?»
Что говорят.
Для того, чтобы определить визуала только по речи, необходимо внимательно прислушаться к словам, которыми человек пользуется при описании своего опыта. Визуально-ориентированный человек применяет огромное количество ключевых слов (предикатов) визуальной модальности.
Предикаты — это именная часть грамматического сказуемого, это и глаголы и прилагательные, которые используются для описания опыта. Например, такой человек говорит:
- «Я не вижу, что ты имеешь в виду»,
- «Покажите мне, где вы увидели проблему?»,
- «Жизнь так, тускло-коричневая»,
- «Я имел цветастое прошлое»,
- «Все это выглядит таким туманным»,
- «Это прольет немного света на существо вопроса»,
Если дается положительная оценка человеку, то это звучит примерно так:
- «О! Это блестящий человек»,
- «А это серость».
Таким образом, частота встречаемости «визуальных» слов (предикатов) в речи такого человека очень высока.
7. Обставляются свое рабочее место, как правило, с претензией. Им важны символы статуса: «Я директор», «Я академик». Над головой в кабинете сертификат в рамочке — прошел обучение у американских специалистов и т.п.
Одеваются.
Личностные характеристики.
Эти люди «рождены, чтобы быть лидерами» и дается им это благодаря умению четко ставить цели и концентрировать все свое внимание на достижении ее. Основная мотивация — достижение успеха, поэтому жизнь их сплошная конкуренция с установкой на победу. В стрессовых ситуациях ведут себя собранно, решительно, хотя при этом всех обвиняют. Не зря В.Сатир подобный тип людей назвала блаймерами, т.е. обвинителями. Негативным является чрезмерно выраженный эгоизм во всем и в отношении с другими. Отсюда движение к цели может осуществляться по головам без лишней щепетильности в отношении человеческих норм.
Отношение со временем у визуалов складывается так: настоящее — это бледная тень, прошлое — туманно. А вот то, что будет, реальнее того, что происходит. Поэтому у них наблюдается перескок из настоящего в будущее. Они еще только спланировали дело, а всем уже рассказывают, как о случившемся. Визуал — мастер по отчету перед начальством, комиссиями. И этим они здорово вдохновляют окружающих и ведут за собой (самый наглядный пример — Остап Ибрагимович Бенер). Жизнь, идущая своим чередом, представляется им летаргическим сном.
Исходя из психогеометрий, символом визуалов является треугольник.
КИНЕСТЕТИКИ.
«Лучше быть последним на свадьбе, чем первым на похоронах».
Кинестетики являют собой прямую противоположность визуалам, особенно в темпе жизни.
1. Как говорят.
И речь у них плавная, эмоционально успокаивающая, нередко сочный, густой, скорее низкий голос, говорят медленно с придыханием, тщательно подбирают слова. Такой тип говорения обеспечивается диафрагмальным дыханием, проще говоря, дышат они животом. Динамика речи идет по затухающей. От громкого начала к тихому концу. Обиженный кинестетик переходит на визгливый голос, чувствуется особое напряжение в горле.
Поза, походка.
Пространство.
По горизонтали кинестетики любят соблюдать, что называется интимную дистанцию по отношению к своему собеседнику. Это означает, что при общении они очень близко приближаются к партнеру, именно на такое расстояние, когда можно дотянуться до его тела. Большое удовольствие доставляет им трогать, поглаживать своего собеседника, крутить ему пуговицу. Понятно, отчего это происходит. Им необходимо чувствовать тот объект, с которым они ведут милую беседу. А как же можно еще его почувствовать и, вообще, проверить, здесь ли тот, с кем я общаюсь, если не потрогать его тело.
По вертикали: более комфортно кинестетик себя чувствует, когда находится на одном уровне глаз собеседника или ниже. Садясь в кресло, обычно разбрасывают тело так, чтобы оно просто растекалось по нему. Это возможность удовлетворить потребность в комфорте и в то же время опускает уровень глаз ниже собеседника.
Жесты.
Жесты кинестетиков также делятся на две разновидности.
Первый тип — жесты от тела, с указанием места, которое что-то испытывает — удовольствие или неудовольствие. «Ваши слова как маслом по сердцу» и рука прикладывается к месту, где оно у него находится. «Как бальзам на душу» — указывает, где находится у него душа. «Я у вас получил огромное удовольствие» — поглаживая живот, кинестетик прощается с хозяевами, у кого провел вечер и поужинал.
Второй тип — «пробуждающие» движения, речь идет о разного рода поглаживаниях себя, почесывании разных мест и т.п. Делается это для того, чтобы почувствовать свое тело, а значит и себя в ситуации. Именно этот тип движений вызывает недоумение у визуала, когда они общаются: «Как можно слушать и при этом суетиться, чесаться». Нередко они заинтересованно спрашивают: «С тобой все в порядке, может быть ты хочешь в туалет?» Подобного рода движения могут вызывать немало проблем у детей - кинестетиков в школе. Ибо именно они не могут сидеть на месте тихо, не шевелясь. Им надо обязательно что-то делать: грызть ручку, царапать парту и многое другое лишь для того, чтобы почувствовать мир вокруг себя и себя в мире. Невыполнимой для них является команда учителя: «Всем сидеть смирно!» Взрослый ведь тоже не может выполнить, например, такую команду: «Всем сейчас же перестать думать!» К несчастью для этих детей они часто оказываются в рядах отстающих, неуспевающих и нарушителей поведения только потому, что подход к ним стандартный, а не потому, что они глупее, они просто иначе устроены. И взрослые и дети - кинестетики значительно лучше запоминают информацию через делание, поэтому им рекомендуется конспектировать прочитанное или услышанное, т.е. запоминать информацию через моторику.
Что говорят.
В речи кинестетически-ориентированные люди используют с высокой частотой встречаемости предикаты, относящиеся к чувствительной модальности:
- «Я чувствую это селезенкой»,
- «Это вызывает скользкие чувства»,
- «Все эти события давят на меня»,
- «Камень на сердце, я не знаю как от него избавиться».
Если они оценивают человека, то обязательно с помощью кинестетических предикатов:
- «Это теплый человек» — положительная констатация.
- «Моя жена — это холодная рыба» — отрицательная.
Таким образом, такие слова, как тянуть, ощущать, чувствовать, тяжелый, плотный и т.д. (до 9 тыс. слов) — можно «пропустить» через чувствительный аппарат.
В высказываниях кинестетиков нередко звучат причинно-следственные выражения, вроде таких:
- «Это делает меня печальным»,
- «Его смех делает меня больным и разбитым». Довольно часто используют неспецифические глаголы: «Мой муж делает мне боль». «Как именно он тебе делает боль?». — «Он совершенно не прикасается ко мне».