ТЕМА Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. (Продолжение темы).
Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы.
Знаки безопасности на грузах, перевозимых транспортными средствами, и выбор огнетушащих веществ для тушения пожаров таких грузов.
Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы.
Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.
К опасным относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, производства погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей и животных.
Опасные грузы для любого вида транспорта в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" разделяются на следующие классы:
#G01 - взрывчатые материалы (ВМ);
(Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества).
2 - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые);
5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;
6 - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
|
7 - радиоактивные вещества;
8 - едкие и коррозионные вещества;
9 - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании.
Кроме того, к классификации относятся подклассы, а также группы совместимости классов и подклассов, которые учитываются при перевозках. Они обозначаются латинскими буквами:
А - Инициирующие ВВ.
В - Изделия, содержащие инициирующие ВВ и имеющие менее двух независимых предохранительных устройств.
С - Метательные ВВ.
D - Вторичные детонирующие ВВ; дымный порох; изделия, содержащие детонирующие ВВ без средств инициирования и метательных зарядов; изделия,содержащие инициирующие ВВ и имеющие два или более независимых предохранительных устройства.
E - Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ без средств инициирования, но с метательным зарядом.
F - Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ, средства инициирования и метательные заряды.
G - Пиротехнические вещества,изделия, содержащие пиротехнические вещества; изделия, содержащие как взрывчатые вещества, так и осветительные,зажигательные, слезоточивые или дымообразующие вещества.
H - Изделия, содержащие ВВ и белый фосфор.
J - Изделия, содержащие ВВ и легковоспламеняющиеся жидкости и гель.
К - Изделия, содержащие ядовитые вещества.
L - Взрывчатые вещества или изделия, содержащие ВВ и обладающие особой опасностью, требующие изоляции каждого вида.
N - Изделия, содержащие только детонирующие вещества, нечувствительные исключительной степени.
S - Вещества и изделия, упакованные или сконструированные так, что при случайном срабатывании любое опасное проявление ограничено самой упаковкой).
|
Кроме опасных веществ, согласно этому ГОСТу отдельную группу представляют особо опасные вещества, а именно:
* взрывчатые, радиоактивные, окисляющие, едкие и (или) коррозионные вещества, ядовитые газы;
* легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °;
* легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 °C до плюс 23 °C;
* легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные,
* легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 °C с опасностью разрыва упаковки;
* самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые, а также едкие и (или) коррозионные;
* вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
* окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
* органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся и всех видов;
* ядовитыевещества всех видов.
Знаки безопасности на грузах, перевозимых транспортными средствами, и выбор огнетушащих веществ для тушения пожаров таких грузов.
Знаки опасности, предназначенные для опасных веществ, должны иметь форму квадрата, поставленного на угол. Размер стороны квадрата должен составлять для автомобильных знаков опасности, наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет, - не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если не позволяют габаритные размеры упаковки, а вместо надписи "Взрывается" допускается сокращенная надпись "Взрыв").
|
Код экстренных мер (КЭМ) при пожаре или утечке вещества:
Применять сухие вещества. Воду не применять! | |
Применять водяные струи | |
Применять распыленную воду или тонкие струи | |
Применять пену | |
Предотвратить попадание веществ в сточные воды | |
Д | Дыхательный аппарат и защитные перчатки |
Дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре | |
К | Полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат |
Э | Необходима эвакуация людей |
На каждый груз или группу грузов составляется аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика груза и которая используется как источник информации при проведении АСР. В карточке отражается следующая информация:
1. Перечень опасных грузов
2. Номер груза
3. Наименование груза
4. Степень токсичности
5. Основные свойства и виды опасности:
а. Основные свойства: (физ-хим свойства)
б. Взрыво-пожароопасность:(воспламенение, при нагреве взрывается, при смешивании с воздухом образует взрывоопасную смесь, опасен на воздухе и в помещении
в. Опасность для человека:(степень опасности)
6. Средства индивидуальной защиты: (ср-ва защиты которые необходимо применять)
7. Меры первой помощи
8.Необходимые действия в аварийной ситуации:
а. Общего характера
б. При утечке
в. При пожаре
Упаковка перевозимого опасного груза маркируется определенным цветом и знаками безопасности. При перевозке на автотранспорте маршрут движения согласуется с ГИБДД и с представительством грузоотправителя.
Знаки опасности на железнодорожном транспорте
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару, должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника.
При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм.
В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника - номер подкласса. При нанесении нескольких знаков опасности номер подкласса указывают на знаке опасности того класса (подкласса), к которому отнесен груз. Рамка, символ и надписи на знаке опасности должны быть выполнены черным цветом, защищены от выцветания, другие цвета фона должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям.
Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями основных (главных) действий.
В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании должностными лицами обеспечивается:
- выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря;
- установка пож.автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих СиС, пож.автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;
- остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка ж/д транспорта согласуется в установленном порядке);
- установка единых сигналов об опасности и оповещение о них всего л/с подразделений ГПС, работающего на пожаре;
- вывод л/с подразделений ГПС в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса ЛВЖ и ГЖ из резервуаров и т.п.;
- организация постов безопасности с 2ух сторон вдоль ж/д полотна, для наблюдения за движением составов и своевременным оповещением л/с ГПС об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под ж/д путями.
Запрещается устанавливать пож.автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения трансп.средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или нач.караула. При этом на пож.автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.
Для безопасности в ночное время стоящий пож.автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации ж/д вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.
При ликвидации горения грузовых поездов в пути следования, РТП и должностные лица, прибывшие к месту пожара, обязаны выяснить у машиниста вид груза в горящем и соседних с ним вагонах, потребовать у машиниста аварийную карточку и принять меры по обеспечению безопасности л/с ГПС.
При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке РТП и должностные лица обязаны принять меры по предотвращению приближения л/с ГПС к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м до места их заземления.
При пожаре на перегоне РТП должен принять меры по остановке поездов, для чего немедленно выслать в 2ух направлениях на расстояние не менее 1 км сигнальщиков, оснастив их средствами для подачи сигналов и проведя необходимый инструктаж.
Подача воды и пены на тушение допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий, их заземления в установленном порядке и выдачи допуска на тушения пожара от уполномоч. на это лица.
При ликвидации горения ж/д цистерн и автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ необходимо применять мощные переносные, передвижные и стационарные лафетные стволы. Боевые позиции ствольщиков должны быть выбраны на максимально возможном удалении с учетом вероятности взрывов и располагаться под прикрытием рельефа прилегающей местности, зданий и сооружений, бронещитов, бронетехники, трансп.средств (вагонов, автомобилей и т.д.), не имеющих опасных грузов. Л/С ГПС должен работать в ТОК и ТК и под прикрытием распыленных струй воды.
При пожарах в тоннелях и на станциях метрополитена как мелкого, так и глубокого заложения, магистральную рукавную линию целесообразно прокладывать до платформы станций с установкой рукавных разветвлений, при этом во всех случаях предусматривают прокладку резервной магистральной линии.