Тема Эпидемический процесс
ЗАДАНИЕ: Внимательно изучите теоретический материал, напишите краткий конспект, заполните таблицу и ответьте на вопросы в конце темы
Характеристика инфекционной болезни.
Инфекционные болезни — это прежде всего социальная проблема, и их рост свидетельствует об экономическом неблагополучии в обществе. Факторы внешней среды способствуют активации механизмов передачи возбудителей инфекционных болезней и играют решающую роль в эпидемическом процессе.
В отличие от соматических болезней для инфекционных, вызванных патогенными микробами, характерны следующие особенности:
■ специфичность — каждый патогенный микроб вызывает свою специфическую для него инфекционную болезнь и локализуется, исходя из патогенеза в том или ином органе и ткани;
■ контагиозность (заразность, инфекционность) — легкость, с которой возбудитель передается от зараженногоорганизма незараженному, или быстрота распространения инфекции среди восприимчивой популяции;
■ цикличность, заключающаяся в наличии последовательно сменяющихся периодов заболевания, длительность которых зависит от свойств микроба и резистентности макроорганизма.
Период с момента внедрения инфекционного агента в организм (заражение, инфицирование) до начала клинических проявлений болезни называется инкубационным. С появлением первых клинических проявлений болезни (субфебрильная температура, общее недомогание, слабость, головная боль) начинается продромальный период. Специфические клинические симптомы болезни в этот период отсутствуют.
Продромальный период сменяется периодом основных или выраженных клинических проявлений болезни (разгар болезни), который характеризуется появлением наиболее существенных для диагностики специфических клинических и лабораторных симптомов и синдромов. Этот период заканчивается либо летально, либо заболевание переходит в период угасания клинических проявлений и период реконвалесценции, характеризующихся прекращением размножения возбудителя в организме больного, гибелью возбудителя и полным восстановлением гомеостаза. Иногда на фоне полного клинического выздоровления человек продолжает выделять в окружающую среду микробы, т. е. наблюдается формирование микробоносительства: острого — до 3 мес., затяжного — до 6 мес. и хронического — более 6 мес.
В ходе инфекционного заболевания формируется специфический иммунитет, напряженность и длительность сохранения которого варьируют.
2. Эпидемический процесс
Эпидемический процесс — это процесс перезаражения организма с выходом возбудителя в окружающую среду. Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение частоты возникновения инфекционных болезней, являются предметом изучения науки, называемой эпидемиологией.
Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимодействия трех его элементов: источника инфекции; механизмов, факторов и путей передачи; восприимчивости организма или коллектива. Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. На развитие эпидемического процесса большое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.
Источник инфекции или источник возбудителя инфекции означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности и размножения патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Источником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружающей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником являются больные животные, но может болеть и человек — зоонозными.Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, йерсиниозы.
Локализация | Механизм передачи | Пути передачи | Факторы передачи |
Желудочно-кишечный тракт | Фекально-оральный | Алиментарный Водный Контактно-бытовой | Пища Вода Грязные руки, предметы обихода |
Органы дыхания | Аэрогенный (респираторный) | Воздушно-капельный Воздушно-пылевой | Воздух Пыль |
Кровь | Кровяной Вертикальный | Через укусы кровососущих насекомых Парентеральный и половой | Кровь, слюна, выделения эктопаразитов Инфузивные растворы, медицинские инструменты |
Наружные покровы | Контактный | Режущие и травмирующие предметы Выделения половых органов, слюна |
Под механизмом передачи понимают способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый (табл. 24.1). Этот механизм включает последовательную смену трех фаз (стадий): выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду; пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических); внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Различают ф е к а л ь н о-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т. е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи.
Факторы передачи — элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, кровь, слюна, живые членистоногие, предметы окружающей обстановки.
Путь передачи — конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой при определенных внешних условиях. Для фекально-орального механизма передачи характерны алиментарный (пищевой), водный и контактно-бытовой (непрямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно-капельный и воздушнопылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный (шприцевой) и половой; для вертикального — трансплацентарный и трансовариальный; для контактного — раневой и контактно-половой (прямой контакт) пути.
Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость людей в коллективе. Установлено, что если иммунная «прослойка» в популяции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной «прослойки» путем проведения массовой вакцинации против определенных возбудителей.
В соответствии с эффективностью проводимых противоэпидемических мероприятий инфекции можно разделить на управляемые, при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакцинация), и неуправляемые, когда эффективные меры отсутствуют.
Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности на 10 тыс. или 100 тыс. населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интенсивности эпидемического процесса:
-спорадическая заболеваемость — обычный уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;
-эпидемия — уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени резко превышает уровень спорадической заболеваемости;
-пандемия — уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени резко превышает уровень обычных эпидемий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфекционном заболевании.
2. Какие стадии инфекционного процесса вы знаете?
3. Что такое патогенность и вирулентность микробов?
4. Какие бывают факторы патогенности бактерий?
5. Что вы знаете о бактериальных токсинах? Как они классифицируются?
6. Какова роль макроорганизма в развитии инфекционного процесса?
7. Каковы характерные свойства инфекционной болезни?
8. Какие формы инфекционного процесса вы знаете?
9. Дайте понятие об эпидемиологическом процессе.
10. Каковы механизмы заражения и пути передачи инфекции?
Таблица 24.1. Механизмы, пути и факторы |