Характеристика инфекционной болезни.




Тема Эпидемический процесс

ЗАДАНИЕ: Внимательно изучите теоретический материал, напишите краткий конспект, заполните таблицу и ответьте на вопросы в конце темы

Характеристика инфекционной болезни.

Инфекционные болезни — это прежде всего социальная проб­лема, и их рост свидетельствует об экономическом неблагополучии в обществе. Факторы внешней среды способствуют активации ме­ханизмов передачи возбудителей инфекционных болезней и игра­ют решающую роль в эпидемическом процессе.

В отличие от соматических болезней для инфекционных, вы­званных патогенными микробами, характерны следующие особен­ности:

■ специфичность — каждый патогенный микроб вызывает свою специфическую для него инфекционную болезнь и локализуется, исходя из патогенеза в том или ином орга­не и ткани;

■ контагиозность (заразность, инфекционность) — лег­кость, с которой возбудитель передается от зараженногоорганизма незараженному, или быстрота распростране­ния инфекции среди восприимчивой популяции;

■ цикличность, заключающаяся в наличии последователь­но сменяющихся периодов заболевания, длительность которых зависит от свойств микроба и резистентности макроорганизма.

Период с момента внедрения инфекционного агента в организм (заражение, инфицирование) до начала клинических проявлений болезни называется инкубационным. С появлением первых клини­ческих проявлений болезни (субфебрильная температура, общее недомогание, слабость, головная боль) начинается продромальный период. Специфические клинические симптомы болезни в этот пе­риод отсутствуют.

Продромальный период сменяется периодом основных или вы­раженных клинических проявлений болезни (разгар болезни), кото­рый характеризуется появлением наиболее существенных для диа­гностики специфических клинических и лабораторных симптомов и синдромов. Этот период заканчивается либо летально, либо за­болевание переходит в период угасания клинических проявлений и период реконвалесценции, характеризующихся прекращением раз­множения возбудителя в организме больного, гибелью возбудителя и полным восстановлением гомеостаза. Иногда на фоне полного клинического выздоровления человек продолжает выделять в окру­жающую среду микробы, т. е. наблюдается формирование микробоносительства: острого — до 3 мес., затяжного — до 6 мес. и хрони­ческого — более 6 мес.

В ходе инфекционного заболевания формируется специфиче­ский иммунитет, напряженность и длительность сохранения кото­рого варьируют.

2. Эпидемический процесс

Эпидемический процесс — это процесс перезаражения организма с выходом возбудителя в окружающую среду. Условия и механизмы формирования эпидемического про­цесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпи­демических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение частоты возникновения инфекционных болезней, являются предметом изучения науки, называемой эпидемиоло­гией.

Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимо­действия трех его элементов: источника инфекции; механизмов, факторов и путей передачи; восприимчивости организма или кол­лектива. Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыва­нию эпидемического процесса. На развитие эпидемического про­цесса большое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.

Источник инфекции или источник возбудителя инфекции озна­чает живой или абиотический объект, являющийся местом есте­ственной жизнедеятельности и размножения патогенных микро­бов, из которого происходит заражение людей или животных. Ис­точником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружаю­щей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником являются больные животные, но может болеть и человек — зоонозными.Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, на­пример, относятся легионеллезы, йерсиниозы.

 

Локализация Механизм передачи Пути передачи Факторы передачи
Желудочно-кишечный тракт Фекально-оральный Алиментарный Водный Контактно-бытовой Пища Вода Грязные руки, предметы обихода
Органы дыхания Аэрогенный (респираторный) Воздушно-капельный Воздушно-пылевой Воздух   Пыль
Кровь Кровяной Вертикальный Через укусы кровососущих насекомых Парентеральный и половой Кровь, слюна, выделения эктопаразитов Инфузивные растворы, медицинские инструменты
Наружные покровы Контактный   Режущие и травмирующие предметы Выделения половых органов, слюна

 

Под механизмом передачи понимают способ перемещения воз­будителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженно­го организма в восприимчивый (табл. 24.1). Этот механизм включа­ет последовательную смену трех фаз (стадий): выведение возбуди­теля из организма хозяина в окружающую среду; пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или аби­отических); внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Различают ф е к а л ь н о-оральный, аэрогенный (респира­торный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вер­тикальный (от одного поколения к другому, т. е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи.

Факторы передачи — элементы внешней среды, обеспечиваю­щие перенос микробов из одного организма в другой. К ним отно­сятся вода, воздух, почва, пища, кровь, слюна, живые членистоно­гие, предметы окружающей обстановки.

Путь передачи — конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного ор­ганизма в другой при определенных внешних условиях. Для фекально-орального механизма передачи характерны алиментар­ный (пищевой), водный и контактно-бытовой (непрямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно-капельный и воздушно­пылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопарази­тов, парентеральный (шприцевой) и половой; для вертикального — трансплацентарный и трансовариальный; для контактного — ране­вой и контактно-половой (прямой контакт) пути.

Следующим элементом эпидемического процесса является вос­приимчивость людей в коллективе. Установлено, что если иммун­ная «прослойка» в популяции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по преду­преждению эпидемий является создание в коллективах иммунной «прослойки» путем проведения массовой вакцинации против опре­деленных возбудителей.

В соответствии с эффективностью проводимых противоэпиде­мических мероприятий инфекции можно разделить на управля­емые, при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакцинация), и неуправляемые, когда эффективные меры отсут­ствуют.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в показа­телях заболеваемости и смертности на 10 тыс. или 100 тыс. населе­ния, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интенсив­ности эпидемического процесса:

-спорадическая заболеваемость — обычный уровень за­болеваемости данной нозологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;

-эпидемия — уровень заболеваемости данной нозологиче­ской формой на данной территории в конкретный отре­зок времени резко превышает уровень спорадической заболеваемости;

-пандемия — уровень заболеваемости данной нозологиче­ской формой на данной территории в конкретный отре­зок времени резко превышает уровень обычных эпиде­мий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического ре­гиона, и инфекция быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфек­ционном заболевании.

2. Какие стадии инфекционного процесса вы знаете?

3. Что такое патогенность и вирулентность микробов?

4. Какие бывают факторы патогенности бактерий?

5. Что вы знаете о бактериальных токсинах? Как они классифи­цируются?

6. Какова роль макроорганизма в развитии инфекционного про­цесса?

7. Каковы характерные свойства инфекционной болезни?

8. Какие формы инфекционного процесса вы знаете?

9. Дайте понятие об эпидемиологическом процессе.

10. Каковы механизмы заражения и пути передачи инфекции?

 


Таблица 24.1. Механизмы, пути и факторы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: