Инструменты различных оркестров




Музыкальные инструменты

 

 

Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.

Каждый музыкальный инструмент обладает:

- особым тембром звучания;

- определенным диапазоном звуков;

- музыкально-выразительными динамическими возможностями.

Качество звучания музыкального инструмента:

- зависит от взаимосвязи и формы материалов, применяемых для изготовления инструмента;

- может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений и различных приемов звукоизвлечения.

 

Основными группами инструментов принято считать:

1. Ударные (треугольник, кастаньеты, колокола, барабан, литавры, тарелки, бубен, тамбурин, тамтам, ксилофон);

 

2. Струнные:

- струнно-щипковые (кифара, лютня, теорба, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы,гитара, балалайка, домбра, домра, арфа);

- струнно-смычковые: (скрипка, альт, виолончель, контрабас);

 

3. Духовые:

- деревянные духовые (флейтовые: флейта (+ флейта-пикколо); язычковые: гобой (+ английский рожок, +гекельфон), кларнет (+бас-кларнет), фагот (+контрафагот), зурна, волынка; мундштучные: саксофон);

- медные духовые (мундштучные: труба, валторна, тромбон, туба (+ геликон), саксгорн, корнет, баритон, фанфара);

- клавишно-духовые (орган);

 

4. Клавишные:

- ударно-клавишные струнные (клавикорд, пианино, рояль) и пластиночные (челеста, колокольчики),

- щипково-клавишные струнные (клавесин),

- клавишно-язычковые (баян, аккордеон, фисгармония),

- клавишно-духовые (орган).

 

 


Инструменты различных оркестров

 

Состав оркестра раньше не был постоянным. Имелись оркестры у богатых вельмож. От богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр.

 

1. Особенности симфонического оркестра:

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает действие в кинофильмах, участвует в исполнении опер и ораторий, инструментальных концертов.

 

Инструменты симфонического оркестра делятся на 4 основные группы:

- Струнно-смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);

- Деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);

- Медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);

- Ударные (треугольник, большой и малый барабаны, ксилофон, тарелки, литавры…).

Иногда в оркестр включаются: арфа, рояль, орган, челеста.

Посадка исполнителей симфонического оркестра отличалась в разные времена:

Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (это самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии), справа - вторые, за ними- альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые.

Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей произведения. Но всегда инструменты расположены по группам: рядом друг с другом все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба), все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), все струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы).

Количество инструментов каждого вида отличается:

Струнных смычковых инструментов много (первых скрипок - от 10 до 18, вторых - от 8 до 16, альтов - от 6 до 14, виолончелей - от 6 до 12, контрабасов – от 4 до 8), т.к. их звук самый слабый. Поэтому же и располагаются струнные ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

Деревянных духовых в оркестре - по 2-3 основных или еще по 1 дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот.

Из медных инструментов - обычно 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона и 1 туба (иногда больше).

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее включаются те инструменты, которые значатся в партитуре произведения. Только литавры являются постоянными.

 

Управляет оркестром дирижёр. Он не просто следит, чтобы все играли согласно, а продумывает замысел композитора – характер звучания музыки, разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда вступить какому инструменту, быстро или медленно, громко или тихо надо играть. Дирижёр - это душа оркестра. Он может выделить одни черты и смягчить другие. Поэтому он должен быть образованным музыкантом, обладать великолепным слухом, владеть каким-то музыкальным инструментом.

У дирижёра есть первый помощник - концертмейстер. Это самый лучший из музыкантов какой-либо группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для одного инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это правая рука дирижёра. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет заболевшего дирижёра.

 

Для записи музыки оркестра используется ПАРТИТУРА. На одной странице нотной бумаги записываются одна под другой партии разных инструментов - всё, что играют вместе все инструменты! Поэтому на такой странице могут поместиться всего лишь несколько тактов. Партии всех инструментов размещены в строгом порядке: внизу - строчки для струнных инструментов, над ними - группа ударных, выше - медные духовые, еще выше - деревянные. Внутри каждой группы места тоже строго распределены: нижние строчки - для самых низких инструментов группы, чем выше строка - тем выше «голос» инструмента.

Исполнение всем оркестром сразу обозначается tutti («все»), отдельные инструменты оркестра в определенных разделах музыкального произведения могут солировать – исполнять соло («один») во время паузы всего оркестра.

 

2. Особенности духового оркестра :

Духовые оркестры чаще сопровождают открытые шествия, марши, звучат на эстрадах на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая.

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре П.И.Чайковского «1812 год».

Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.

Особый вид духового оркестра - так называемая «банда » (от ит. banda - отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется во время торжественных церемонии или шествий.

 

3. Особенности камерного оркестра:

Камерный оркестр (от ит. camera - комната) произошел от домашних концертов, когда в домах любителей музыки музыканты играли на своих скрипках, альтах, виолончелях, а иногда - флейтах и гобоях (+ кто-то садился за клавесин) произведения - сонаты, трио, квартеты. Камерными стали называть произведения, написанные для небольшого числа исполнителей. Со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, но и сейчас ее стараются исполнять в меньших по размеру камерных залах. В состав камерного оркестра входит 15-20 исполнителей на струнных смычковых и иногда нескольких деревянных духовых инструментах.

 

4. Особенности оркестра народных инструментов:

В 1887 г. музыкант В.В. Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках». Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек, в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник «Великорусский оркестр» - так стал он называться. После революции 1917 г. его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В.В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов.

Музыку для этих оркестров пишут советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен.

Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (домры, балалайки (с их разновидностями - пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас), гусли (пикколо, прима, альт и бас, или клавишные)), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.

 

В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных и автономных республиках. На Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...

 

5. Особенности рогового оркестра:

Эта разновидность оркестра появилась в России с середины XVIII века, существовала в течение примерно ста лет и состояла из медных духовых инструментов-рогов. Каждый рог издавал только один тон звучного тембра. Поэтому в оркестре было очень много рогов различной величины - столько, чтобы из них составился звукоряд, и можно было исполнять музыку.

Играть в роговом оркестре было трудно и даже мучительно. Музыкант не мог сыграть мелодию - только один звук, причём нужно было его издавать точно вовремя и в указанной длительности. Добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра, поэтому состояли они из крепостных музыкантов и принадлежали богачам.. Так, в Петербурге в начале XIX века славился роговой оркестр, принадлежащий Нарышкину.

 

6. Особенности эстрадного оркестра:

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам – от больших, похожих на симфонические (как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения), до маленьких, похожих на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, может быть много ударных.

 

7. Особенности джаз-оркестра:

Джаз-оркестр – оркестр, исполняющий джазовую музыку. В отличие от симфонического оркестра, в джаз-оркестре нет постоянного состава. Джаз-оркестр - это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых коллективов совпадут, одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом - какой-то другой музыкант.

Основные особенности джаз-оркестра - это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Джазовый ритм обозначается словом свинг (от английского swing - качание), он «дает впечатление движения оркестра вперед с увеличивающейся скоростью, хотя темп остается неизменным».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: