Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.
Каждый музыкальный инструмент обладает:
- особым тембром звучания;
- определенным диапазоном звуков;
- музыкально-выразительными динамическими возможностями.
Качество звучания музыкального инструмента:
- зависит от взаимосвязи и формы материалов, применяемых для изготовления инструмента;
- может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений и различных приемов звукоизвлечения.
Основными группами инструментов принято считать:
1. Ударные (треугольник, кастаньеты, колокола, барабан, литавры, тарелки, бубен, тамбурин, тамтам, ксилофон);
2. Струнные:
- струнно-щипковые (кифара, лютня, теорба, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы,гитара, балалайка, домбра, домра, арфа);
- струнно-смычковые: (скрипка, альт, виолончель, контрабас);
3. Духовые:
- деревянные духовые (флейтовые: флейта (+ флейта-пикколо); язычковые: гобой (+ английский рожок, +гекельфон), кларнет (+бас-кларнет), фагот (+контрафагот), зурна, волынка; мундштучные: саксофон);
- медные духовые (мундштучные: труба, валторна, тромбон, туба (+ геликон), саксгорн, корнет, баритон, фанфара);
- клавишно-духовые (орган);
4. Клавишные:
- ударно-клавишные струнные (клавикорд, пианино, рояль) и пластиночные (челеста, колокольчики),
- щипково-клавишные струнные (клавесин),
- клавишно-язычковые (баян, аккордеон, фисгармония),
- клавишно-духовые (орган).
Инструменты различных оркестров
Состав оркестра раньше не был постоянным. Имелись оркестры у богатых вельмож. От богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр.
|
1. Особенности симфонического оркестра:
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает действие в кинофильмах, участвует в исполнении опер и ораторий, инструментальных концертов.
Инструменты симфонического оркестра делятся на 4 основные группы:
- Струнно-смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
- Деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
- Медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
- Ударные (треугольник, большой и малый барабаны, ксилофон, тарелки, литавры…).
Иногда в оркестр включаются: арфа, рояль, орган, челеста.
Посадка исполнителей симфонического оркестра отличалась в разные времена:
Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (это самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии), справа - вторые, за ними- альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые.
Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей произведения. Но всегда инструменты расположены по группам: рядом друг с другом все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба), все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), все струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы).
|
Количество инструментов каждого вида отличается:
Струнных смычковых инструментов много (первых скрипок - от 10 до 18, вторых - от 8 до 16, альтов - от 6 до 14, виолончелей - от 6 до 12, контрабасов – от 4 до 8), т.к. их звук самый слабый. Поэтому же и располагаются струнные ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.
Деревянных духовых в оркестре - по 2-3 основных или еще по 1 дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот.
Из медных инструментов - обычно 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона и 1 туба (иногда больше).
Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее включаются те инструменты, которые значатся в партитуре произведения. Только литавры являются постоянными.
Управляет оркестром дирижёр. Он не просто следит, чтобы все играли согласно, а продумывает замысел композитора – характер звучания музыки, разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда вступить какому инструменту, быстро или медленно, громко или тихо надо играть. Дирижёр - это душа оркестра. Он может выделить одни черты и смягчить другие. Поэтому он должен быть образованным музыкантом, обладать великолепным слухом, владеть каким-то музыкальным инструментом.
У дирижёра есть первый помощник - концертмейстер. Это самый лучший из музыкантов какой-либо группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для одного инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это правая рука дирижёра. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет заболевшего дирижёра.
|
Для записи музыки оркестра используется ПАРТИТУРА. На одной странице нотной бумаги записываются одна под другой партии разных инструментов - всё, что играют вместе все инструменты! Поэтому на такой странице могут поместиться всего лишь несколько тактов. Партии всех инструментов размещены в строгом порядке: внизу - строчки для струнных инструментов, над ними - группа ударных, выше - медные духовые, еще выше - деревянные. Внутри каждой группы места тоже строго распределены: нижние строчки - для самых низких инструментов группы, чем выше строка - тем выше «голос» инструмента.
Исполнение всем оркестром сразу обозначается tutti («все»), отдельные инструменты оркестра в определенных разделах музыкального произведения могут солировать – исполнять соло («один») во время паузы всего оркестра.
2. Особенности духового оркестра :
Духовые оркестры чаще сопровождают открытые шествия, марши, звучат на эстрадах на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая.
Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре П.И.Чайковского «1812 год».
Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.
Особый вид духового оркестра - так называемая «банда » (от ит. banda - отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется во время торжественных церемонии или шествий.
3. Особенности камерного оркестра:
Камерный оркестр (от ит. camera - комната) произошел от домашних концертов, когда в домах любителей музыки музыканты играли на своих скрипках, альтах, виолончелях, а иногда - флейтах и гобоях (+ кто-то садился за клавесин) произведения - сонаты, трио, квартеты. Камерными стали называть произведения, написанные для небольшого числа исполнителей. Со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, но и сейчас ее стараются исполнять в меньших по размеру камерных залах. В состав камерного оркестра входит 15-20 исполнителей на струнных смычковых и иногда нескольких деревянных духовых инструментах.
4. Особенности оркестра народных инструментов:
В 1887 г. музыкант В.В. Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках». Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек, в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник «Великорусский оркестр» - так стал он называться. После революции 1917 г. его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В.В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов.
Музыку для этих оркестров пишут советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен.
Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (домры, балалайки (с их разновидностями - пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас), гусли (пикколо, прима, альт и бас, или клавишные)), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.
В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных и автономных республиках. На Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...
5. Особенности рогового оркестра:
Эта разновидность оркестра появилась в России с середины XVIII века, существовала в течение примерно ста лет и состояла из медных духовых инструментов-рогов. Каждый рог издавал только один тон звучного тембра. Поэтому в оркестре было очень много рогов различной величины - столько, чтобы из них составился звукоряд, и можно было исполнять музыку.
Играть в роговом оркестре было трудно и даже мучительно. Музыкант не мог сыграть мелодию - только один звук, причём нужно было его издавать точно вовремя и в указанной длительности. Добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра, поэтому состояли они из крепостных музыкантов и принадлежали богачам.. Так, в Петербурге в начале XIX века славился роговой оркестр, принадлежащий Нарышкину.
6. Особенности эстрадного оркестра:
Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам – от больших, похожих на симфонические (как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения), до маленьких, похожих на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, может быть много ударных.
7. Особенности джаз-оркестра:
Джаз-оркестр – оркестр, исполняющий джазовую музыку. В отличие от симфонического оркестра, в джаз-оркестре нет постоянного состава. Джаз-оркестр - это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых коллективов совпадут, одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом - какой-то другой музыкант.
Основные особенности джаз-оркестра - это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Джазовый ритм обозначается словом свинг (от английского swing - качание), он «дает впечатление движения оркестра вперед с увеличивающейся скоростью, хотя темп остается неизменным».