Об огромном количестве казненных инквизицией.




Тема инквизиции — самая излюбленная. Ну, право же, давайте вспомним, сколько раз вы уже слышали это классическое предложение «вспомнить хотя бы инквизицию» от наших неутомимых критиков. К сожалению, это воспоминание крайне плохого качества, а зачастую вспоминать говорящему даже и нечего, поскольку мало кто вообще всерьез пытался изучить эту проблему. Пожалуй, это самое обидное: тратить столько сил на то, чтобы вылить помои на христианство, и так мало посвятить времени действительно внимательному и объективному изучению истории. Сколько было осужденных инквизицией? Утверждения разные, в зависимости от агрессивности и фанатичности утверждающего. Так, атеисты согласны и на один–два миллиона, родноверы настаивают как минимум на 12 миллионах. Историческая действительность намного скромнее: к смертной казни приговаривались весьма нечасто, и оглашались подобные приговоры светской властью, а не Церковью. Современная наука полностью опровергла старые пропагандистские мифы о жестокости инквизиторов, их мотивах, количестве и качестве жертв. Ну а кем были те самые жертвы инквизиции? Называть их вольнодумцами и свободно мыслящими будет не совсем корректно, поскольку из всех еретиков, которые попали на костер, типа катаров, вальденсов и пантеистов, вроде Бруно, никто не оказался оригинальным мыслителем. Все они в той или иной форме повторяли древние еретические дуалистические и/или пантеистические учения языческих и иудейских гностиков. Это были далеко не ученые. Что касается ведьм и колдуний, то на поверку они оказывались обычными абортмахерами и вообще не самыми приятными персонажами. Видеть вольнодумство в людях, совершенно не оригинальных и типичных, которые исторически все время сталкивались лбом с христианством, некорректно.

Рассмотрим несколько примеров того, как «раздувают» число жертв и ужасы инквизиции в антихристианской литературе:

И. существовала почти во всех странах Зап. Европы, а с завоеванием Америки исп. церковники перенесли ее и туда. Ее жертвами во всех странах, по некоторым данным, стали 9–12 млн чел. Особенно свирепствовала И. в Испании. Здесь великий инквизитор Торквемада (ум. в 1498) за 18 лет своей службы только сжег живыми 10 220 чел.

Ужас, который внушала сама идея тюрем инквизиции, так велик, что когда в 1682 году уполномоченные инквизицией отправились к одной женщине в Гранаде (Испания) с целью арестовать ее за то, что она невинно злословила с женой секретаря инквизиции, ее испуг был так велик, что она выбросилась из окна, смерть казалась ей менее ужасной, чем несчастье попасть в руки инквизиции [1].

По подсчетам историков, общее число жертв инквизиции в Европе доходило до 10–12 миллионов.

Таким образом, общий итог жертв инквизиции в Испании за период времени с 1481 по 1826 год составляет 340.921 человек, не считая тех, кто был приговорен к тюремному заключению, к каторжным работам и к изгнанию в царствование Фердинанда VII, а число этих жертв весьма значительно.

Эти утверждения выдержаны в едином духе: жуткие преувеличения без малейшего намека на анализ документов. Или вот пример распространения непроверенной информации по поводу истории инквизиции, взятый из Интернета:

1669 год, округ Далекарлия. Дети падали в обморок и рассказывали о стране «Блакулле». Сожжено 84 взрослых и 15 детей. Еще 128 детей были наказаны поркой каждый день возле церкви, самых маленьких детей (20 шт.) выпороли один раз, но тройной дозой. Провинция Цукменталль, 1639–1642 гг. — сожжено 344 человека. Берн 1691–1600 гг. — ежегодно по 30 человек. Эльзас и Швабия, 1620 г. — 600 (!) человек. Женева, 1542 г. — 500 человек. 1598 г., сицилийский инквизитор Людвиг Парамо пишет: «В течение 150 лет были в Испании, Италии, Германии сожжены по меньшей мере 30 000 ведьм. Подумайте лишь! Если бы эти ведьмы не были истреблены, какое неимоверное зло они причинили бы всему миру».

Эта цитата растиражирована по всему Интернету, ее смакуют атеисты и протестанты, опираясь на нее, делают выводы и подсчитывают несчастных жертв. Если рассматривать вопрос критически, то выясняется:

1) Кто такой «сицилийский инквизитор Людвиг Парамо» — неизвестно. В Интернете всякий поиск отсылает на эту же цитату. Каких-либо источников и документов к этому высказыванию не прилагается. Но даже если господин Парамо существовал, какими документами и методами подсчета он пользовался и как нам теперь это выяснить?

2) 2 Эта цитата взята из книги С. Лозинского, советского «историка», у которого никаких ссылок на документы в связи с Парамо тоже, как ни странно, нет...

3) Более того, в таких регионах, как Далекарлия, Цукменталль, Берн, Эльзас, Швабия и Женева, инквизиции вообще не могло быть, ввиду того что эти регионы находились под властью протестантов[2].

И думаете, люди, прочитав подобные жуткие статейки, станут их проверять, критически анализировать? Увы... Представление об ужасной инквизиции очень глубоко засело в сознании нашего поколения. Чтобы определить, верно ли такое мнение или нет, нужны желание и воля для подробного и критического изучения источников. Признать, что инквизиторы представляли собой профессиональных юристов, которые были вовсе не мракобесами и маньяками, а своего рода общеевропейским министерством внутренней безопасности, которые вовсе не стремились к осуждению подозреваемых, которые одними из первых отказались от суеверий, весьма затруднительно ввиду того, что этот реальный исторический образ резко расходится с тем, к которому так привыкли люди нашего времени, столь сильно поврежденного с точки зрения исторической грамотности из-за советской и протестантской агитации.

Приведем сравнительные примеры общих оценок из работ современных ученых и, для сравнения, из оценки Лорьенте, представителя XIX в.

1. Оценка Лорьенте [3].

В Испании инквизиция была самой активной и могущественной, по сравнению с теми, что были в других европейских государствах. Так вот, там, в этом оплоте инквизиции, с 1481 по 1808 г.было казнено 32 тысячи человек, согласно Лорьенте. Это весьма большой период времени. Что более важно, цифр выше нет ни в каких других странах, так как только в Испании (и еще в Португалии) инквизиция обладала такой большой властью, активностью и широкими юридическими возможностями. Также, в отличие от инквизиции в других европейских странах, испанская инквизиция обладала довольно большой автономией от Святого Престола,и папа римский не имел всех рычагов управления ею, поскольку могущественная испанская власть эти рычаги влияния хотела взять себе. Но даже такая цифра является явно завышенной, и этом вы можете убедиться по представленным ниже цифрам.

2. Оценка Брайана Левака [4]

Брайан Левак, автор «The Witch Hunt in Early Modern Europe», определяет цифру жертв примерно как 60 000 человек. Данная цифра была получена им в результате применения среднего соотношения казненных к подсудимым (6 казненных из десяти подсудимых) к примерному количеству известных судебных процессов средневековой Европы (100 000 процессов). Впоследствии он уменьшил оценку до 45 тысяч.

3. Оценка Энн Левеллин Барстоу [5]

Энн Левеллин Барстоу, автор «Witchcraze», увеличила цифру Левака до 100 000 человек, прибавив возможные неучтенные процессы[6].

4. Оценка Рональда Хаттона [7]

Рональд Хаттон, автор «Pagan Religions of the Ancient British Isles» и «Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft», определяет количество жертв примерно как 40 000 человек. Именно его цифры считаются наиболее авторитетными среди специалистов. Хаттон посчитал все известные данные о количестве жертв, а для тех местностей, где данные отсутствовали, он взял подобные данные из сходных по демографии и отношению к ведьмам местностей.

Очевидно, что цифры — от 40 до 100 тысяч казненных — за несколько сотен лет никак не тянут на те кровавые картины, что рисуют нам пропагандисты. Это не то что не идет ни в какое сравнение с террором социалистических режимов ХХ в., но даже с юридической практикой вынесения смертных приговоров во вполне свободных странах Запада XIX–XX вв. В Великобритании XIX в. казнили тысячи людей. И кто бы ей поставил это в упрек! В современных США ежегодно казнят в среднем 60 человек. Умножьте эту цифру на хотя бы сто лет и получите уже вполне приличный результат, это при том, что раньше в США казнили куда чаще. Всего же в современном мире казнят свыше пяти тысяч человек, правда в основном в отсталых исламских странах, Китае, но также в Японии и большинстве американских штатов. Приводить цифры казненных в СССР или где-нибудь во Вьетнаме я даже не вижу смысла — сами все понимаете, это тысячи жертв. Причем речь идет о гораздо, в десятки раз, меньших сроках, мы же говорим о почти более чем четырех сотнях лет! И современные антихристианские демагоги еще смеют говорить об ужасах Средневековья! Эти оценки от авторитетных специалистов современной науки — достаточный аргумент против мифических миллионов жертв инквизиции, поскольку эти люди — узкоспециализированные специалисты и, что важнее, не заинтересованы защищать христианство, поскольку христианами не являются.

Существуют также попытки со стороны ученых свести все известные процессы в единый список или таблицу. Опираются, конечно же, на имеющиеся документы, поскольку все процессы хорошо фиксировались. К сожалению, привести длиннющие таблицы с перечислением каждого приговора не позволяет формат книги, поэтому реальнее будет дать ссылки, в которых содержатся нужные таблицы, а изучить их желательно.

Относительно конкретные данные по некоторым регионам мне удалось найти у Марка Карлсона в его таблицах по Англии, Ирландии и Шотландии.

1552–1722 England, Home Circuit 456 Tried. (50/406) 89 % Women; 23.9 % executed. (Source: McLachlan, et al. «Witchcraft and Rape» in Levack.) (Home Circuit consists of Essex, Hertford, Kent, Surrey, Sussex)

1560–1675 England, Essex: 290 (291?) Tried — (23/267) 92.1 % Women. (Source: McLachlan, et al. «Witchcraft and Rape»; Monter, E. William. «Patterns of Witchcraft in the Jura». in Levack.)

1567–1640 England, York: 117 Tried. (Source: in Levack.)

1510–1727 Scotland: 1739 Tried — 86 % Women.

(Source: McLachlan, et al. «Witchcraft and Rape» in Levack.)

1563–1727 Scotland: 1733 Tried — (242/491) 86 % Women.

(Source: McLachlan, et al. «Witchcraft and Rape» in Levack.)

1661–1679 England, Norfolk: 15 6 cases thrown out, 8 found not guilty,

and 1 died in prison. (Source: Robbins, Russell Hope.

The Encyclopedia of Witchcraft and Demonology. New York:

Bonanza Books, 1959.)

1670–1712 England, Western Circuit: 52 7 Convictions, of which one was

later overturned. (Source: Robbins, Russell Hope. The Ency-

clopedia of Witchcraft and Demonology. New York: Bonanza

Books, 1959.)

Всего получается 4402 дела, правда, они не имеют отношения непосредственно к инквизиции, поскольку после схизмы Генриха VIII и его разрыва с Римом, об инквизиции в Англии не могло быть и речи. По Франции сводной таблицы, к сожалению, нет. По некоторым делам известны даже имена подсудимых. По Италии, исходя из таблицы, с 1371 по 1647 г. всего было около 1900 дел. По Бенилюксу (Бельгия, Люксембург и Нидерланды) общее число дел, исходя из таблицы, — 427; по Швейцарии. При этом в общей статистике не указаны многие другие регионы страны, т. е. это не общие по всей стране цифры, а только по отдельным регионам:

1527–1681 Switzerland, Geneva: 285 Tried — 75 % Women; 22 % actu-

ally executed. (Source: McLachlan, et al. «Witchcraft

and Rape» in Levack.)

1541–1720 Switzerland, Solothurn: 137 Tried — 81 % Women.

(Source: McLachlan, et al. «Witchcraft and Rape»; Monter,

E. William. «Patterns of Witchcraft in the Jura». in Levack.)

1573–1662 Switzerland, Geneva: 214 Tried — 82 % Women.

По Священной Римской империи сводки нет. Насколько нам известно, именно в Германии число осужденных было наиболее значительным.

В конце таблиц (если сможете найти время и изучить таблицы в Сети) дается резюме по регионам, годам, количеству осужденных, проценту среди них женщин и казненных, а также источник. В целом даже по этим неполным таблицам понятно, что не может идти и речи о тех завышенных цифрах, что мы приводили выше.

Пройдемся также по другому мифу об инквизиции — басне про ужасные тюрьмы. Дело в том, что они представляются как самые худшие и ужасающие воображение на фоне других тюрем в те эпохи, в которые действовала инквизиция. В действительности они либо были не хуже, либо были даже чуть лучше, чем светские тюрьмы. Историк А. Мейкок пишет:

 

«У инквизиции были собственные тюрьмы в Каркассоне и Тулузе. Неизвестно, имела ли инквизиция свою тюрьму в Безьере; в Памьере епископ предоставлял в их распоряжение Prison des Allemans. Похоже, что в общем инквизиторские тюрьмы были такими же плохими, как и светские, — грязные, едва проветриваемые, иногда вообще не подходящие для проживания людей. Довольно любопытно, что иначе дело обстояло в Испании, где светские и церковные тюрьмы были лучше оборудованы. Однако в Лангедоке и Италии тюрьмы ничем особенным не отличались. Заключенным никогда не хватало питания, да и пища была не из лучших. При munis strictus к лишениям и дискомфорту менее сурового наказания добавлялись ужас одиночества и изнуряющая тяжесть кандалов. В таких условиях смерть становилась желанным избавлением от кошмара. Неизвестно, что при muras strictus первым лишалось жизни — разум или тело. Как нам известно, в 1273 г. один узник «ранил себя в голову, желая смерти и надеясь убить себя ».

Здесь речь идет о тюрьмах XIII–XIV вв. Однако уже в 1311 г. буллой «Multorum Querela» папа римский Климент V подвергает тюрьмы инквизиции значительным улучшениям: запрещено было заключать узников в кандалы, вменено в обязанность позволять узникам передвигаться в пределах тюрьмы, запрещено подвергать пыткам без разрешения епископа и запрещено было использование подземных камер.

Вот что пишет Лорьенте о тюрьмах уже XVIII в.:

Трудно представить себе что-либо более ужасное, чем эти застенки. Не то что бы они были теперь таковы, как их описывали, то есть глубокие, сырые, грязные и нездоровые; по этим чертам легче распознать неточные и преувеличенные описания жертв инквизиции, чем изложение подлинной правды. Я не буду говорить, каковы они были некогда. Известно, что теперь эти места представляют хорошие сводчатые камеры, хорошо освещенные, с отсутствием сырости; в них позволяется и немного заниматься. Но пребывание в тюрьме становится действительно страшным, потому что вступление в нее немедленно влечет за собою позор в общественном мнении. Такому бесчестию узника не подвергает никакая другая тюрьма, светская или церковная. Поэтому сидящий в ней впадает в невыразимую скорбь, неизбежную спутницу глубокого и постоянного одиночества. Здесь подсудимый никогда не знает состояния своего процесса; нет здесь утешения в свидании и беседе с защитником. Зимою все погружается здесь ежедневно в пятнадцатичасовой мрак, потому что узнику не дозволяется пользоваться огнем после четырех часов вечера и раньше семи часов утра. В этот довольно длинный промежуток смертельная ипохондрия овладевает заключенным среди охватившего его холода, потому что помещение не отапливается. Некоторые авторы утверждали также, что узник стонал под тяжестью цепей, ручных кандалов, железных ошейников и других подобных приспособлений. В этих сообщениях не меньше неточности, чем в других. Эти средства употреблялись в редких случаях и по особенным причинам. В 1790 году я видел, как заковали в ручные и ножные кандалы одного француза из Марселя; но к этой мере прибегли лишь для того, чтобы помешать ему лишить себя жизни, что он уже пытался сделать. Были приняты эти и другие предосторожности, но они только отдалили на несколько дней минуту его смерти: в конце концов он привел в исполнение свое намерение. Дальше я расскажу подробнее об этом трагическом случае.

Если верить сообщению Лорьенте, несмотря на душевные испытания для узников (одиночество, обреченность), материальное окружение было на достаточно гуманном уровне для тюрьмы (если тюрьму вообще можно считать гуманным учреждением). Никаких пыток, никаких оков, по утверждению Лорьенте, в тюрьмах инквизиции не было. Хотя не стоит слишком долго держать на носу розовые очки — суровости там хватало. Так, инквизиторы использовали психологические приемы в отношении «пациента», чередуя угрозы с ласковым и заботливым отношением; задавали не имеющие отношения к делу или двусмысленные вопросы; могли держать заключенного в изоляции довольно продолжительное время — прямо как сегодня американские спецслужбы в тюрьме Гуантанамо, да, впрочем, как спецслужбы любой современной демократической страны. Но, как ни крути, вы все равно не получите ни миллионных жертв, ни даже сотен тысяч жертв, ни ужасных тюрем и условий.

Современная историография инквизиции, созданная по большей части некатолическими авторами, создала внимательный, относительно точный и, в общем, довольно умеренный ее образ. Среди важных трудов в этой области можно назвать «Инквизицию» Эдварда Петерса, «Римскую инквизицию и Венецию» Пола Ф. Грендлера, «Преследование ереси» Джона Теденчи и «Испанскую инквизицию» Генри Кэмена. Вот выводы, к которым они приходят:

— Инквизиторы обычно были профессиональными легистами и бюрократами, строго руководствовавшимися установленными процедурными правилами, а не какими-либо личными чувствами.

— Правила эти сами по себе не были несправедливы. Они требовали наличия доказательств, позволяли обвиняемому защищаться и изымали из употребления сомнительные свидетельства.

— Таким образом, в большинстве случаев вердикт трибунала был справедлив, то есть соответствовал доказательствам.

— Многие дела прекращались на той или иной стадии, поскольку инквизиторы убеждались в несостоятельности доказательств.

— Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев и дозволялись лишь в случаях, когда наличествовали убедительные доказательства того, что обвиняемый лжет. В ряде случаев (например, в исследованиях, проведенных Карло Гинзбургом в итальянской местности Фриулия) свидетельств о применении пыток нет вовсе.

— Лишь небольшой процент осужденных подвергался смертной казни (в каждом конкретном регионе он колебался в пределах не более двух или трех на сотню). Гораздо чаще приговор состоял в пожизненном заключении, нередко смягчавшемся по прошествии нескольких лет. Наиболее распространенным наказанием было публичное покаяние в той или иной форме.

— Особенно преувеличивается число жертв «кошмарной» испанской инквизиции. Она преследовала не миллионы людей, как часто приходится слышать, а примерно 44 тысячи (с 1540 по 1700 г.), из которых казнено было менее двух процентов.

— Знаменитый случай Жанны д'Арк связан с многочисленными нарушениями процедуры, а сам процесс был подстроен ее политическими врагами, англичанами. Когда несколько лет спустя был проведен повторный, без нарушений, процесс, инквизиторы посмертно оправдали ее.

— Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно также поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI в. римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

 

 


[1] Небольшой комментарий: «подсудимые, дела которых разбирали светские суды, специально выкрикивали богохульства для того, чтобы их переместили в тюрьмы инквизиции и чтобы таким образом избежать действительно жестокого обращения в гражданских тюрьмах» (по материалам передачи BBC, на которую ссылка дана ниже).

 

[2] * Далекарлия — шведская провинция Даларна. Швеция с 1536 г. отменила католическое каноническое право на своей территории. Какая там могла быть в 1669 г. инквизиция, никто не знает. Далее, Цукменталль, по всей видимости, это чешские Злате-Горы. Только здесь непонятно, «кто виноват», поскольку в первой четверти XVII в. Чехия была полностью протестантской, и только по окончании Тридцатилетней войны протестантизм стал ослабевать на ее территории в результате мощной реакции католичества. Но война окончилась только в 1648 г. В любом случае, весьма сомнительно участие во всем этом инквизиции. Далее, Берн — тут все очевидно — присоединился к Реформации еще в 1528 г., 28 апреля. Это протестантский город и по сей день. Далее, Эльзас. Хотя сейчас это преимущественно католический регион, в XVI–XVII вв. это был регион в основном протестантский, хотя некоторые части региона оставались верны католичеству. В 1529 г. Страсбург отменил католическую мессу, а в 1530 г. присоединилс к аугсбургскому исповеданию. В 1620 г. Страсбург оставался протестантским городом. Далее, Швабия в ту эпоху была отчасти протестантской, отчасти католической, тем не менее Реформация распространялась там весьма успешно и интенсивно. И, наконец, Женева. Что тут сказать? В XVI в. она стала одним из центров Реформации.

[3] Хуан Антонио Лорьенте (1756–1823) — испанский историк и католический

священник, доктор по каноническому праву.

 

[4] Брайан Левак — американский исследователь. Его книга, вышедшая в 1987 г. (французский перевод — 1991 г.), считается на сегодняшний день самым авторитетным обобщающим трудом по истории средневекового ведовства и охоты на ведьм, отражающим последние достижения науки в этой области.

[5] Энн Ллевеллин Барстоу — историк и политический деятель, а также активистка феминистического движения.

[6] Впрочем, историки отмечают, что неучтенные процессы и так уже были учтены в оценке Брайана Левака.

[7] Рональд Хаттон (р. 1953) — английский историк, профессор Бристольского университета, специалист по изучению средневековой Британии, британского фольклора. Примечательно для нас то, что Хаттон не религиозен и не является христианином.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: