ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЕЧНЫХ ОЩУЩЕНИЙ СКРИПАЧА




Сложность овладения игровыми навыками скрипача общеизвестны как необходимость предельной чувствительности мышц, диктуемое исключительными возможностями этого инструмента, при зажатости, неестественном положении рук, ведет к большим сложностям при работе над игровыми движениями, тем более очевидными и трудными в начальный период обучения. На педагога-скрипача ложиться огромная ответственность за музыкальное будущее своего воспитанника, так как ошибки, допущенные в период работы над постановкой, редко проходят бесследно.

К числу сложнейших навыков начального периода обучения скрипача следует отнести работу над постановкой правой руки. Ее мышечное состояние определяет качество игровых движений, а недостатки, допущенные именно в первый период, как правило, не проходят бесследно. Даже такой простой, на первый взгляд, элемент постановки, как умение взять в руку смычок, представляет сложность не только для начинающего ученика. Это обстоятельство обязывает отнести к первому же элементу, постановки правой руки с большой ответственностью. Определенную пользу приносит, например, следующее подготовительное упражнение.

Надо подойти к лежащему на столе смычку, колодка которого находится за пределами стола, и, тщательно следя за состоянием мышц, особенно сухожилий, связывающих кисть с предплечьем, взять смычок в руку. При исполнении данного «упражнения» необходимо добиваться ощущения, будто в момент приближения к смычку, смычок словно сам притягивается к руке. Обратить внимание ученика на то, что без предварительного настроя на освобождение мышц тела в целом, вплоть до ощущения свободы в ногах, добиться плавного подхода к смычку и взятия его в руки невозможно.

Пластичность мышц правой руки в целом полезно проверять и приемом, рекомендованным Г. Нейгаузом: одной рукой поднимать другую, опираясь почувствовать вес последней. Преимущество такого рода проверок заключается во-первых в том, что малейшая зажатость легко может быть замечена и педагогом, и учеником, а во-вторых, со временем такую проверку сможет проводить и сам ученик: своей левой рукой прощупывать мышцы правой руки даже в момент паузы, не опуская скрипки.

Показателем естественности распределения мышечной нагрузки при держании смычка является способность создать в руке такую чувствительность, при которой ощущается его вес, а при подготовке к игре ощущать утяжеление руки тем больше, чем выше поднята она.

Свести к минимуму зажатости в правой руке может также ясное представление о мышечной нагрузке, приходящейся на различные участки руки и, в частности, на пальцы.

Прежде всего следует убедить ученика в том, что смычок держать сильно, в руке ни в коем случае нельзя. Точнее будет сказать, что его надо не держать, а удерживать: стремиться к ощущению, будто он вложен в плотную, но гибкую кисть, представляя себе даже, что обхватываешь соответствующего размера мягкий мяч. Если же «прислушиваться» к мышцам в процессе непосредственного движения правой руки, задавшись более конкретной целью, то мы должны почувствовать, что вес смычка максимально ощущается большим пальцем. Смычок на нем как бы лежит. Мизинец небольшим упором близкого к ногтю края «подушечки» создает равновесие, не давая верхней половине смычка «перетянуть». Давление мизинца на трость не должно быть активным. Это приводит к рефлекторной реакции зажатия большого пальца и, как следствие, кисти и даже предплечья. Роль трех остальных лежащих сверху пальцев – амортизировать всю эту «весовую массу» в основном за счет своих «подушечек», как бы не давая смычку «соскользнуть» с большого пальца.

Распределение мышечной нагрузки между пальцами происходит примерно в таком соотношении: меньше всех плотность прилегания к трости ощущает безымянный палец, больше – средний. Трость, поддерживающаяся в основном его «подушечкой», проходит под незначительным углом по отношению к суставу, что и определяет место соприкосновения с указательным пальцем – где-то в средней части второго сустава, которую условно можно назвать звуковой косточкой. Таким образом, подушечка среднего пальца больше других амортизирует нагрузку, приходящуюся на долю мизинца и указательного пальца, и не только в исходном положении, но и в процессе движения, являясь как бы осью перемещения. Ощущение чувства «утяжеления», наполненности в руке позволяет после соответствующих тренировок, относительно легко держать смычок на весу и, даже держа его, делать эластичные движения в разные стороны, ощущая лишь перемещения точек опоры. Вся эта «весовая масса» при активном участии всевозможных малых и больших «пружин» является фундаментом не только хорошего качества звучания, но и техники в самом широком понимании смысла этого слова.

При правильном распределении мышечной нагрузки в правой руке, держа смычок в горизонтальном положении, ученик должен без излишних зажатостей поднимать поочередно указательный, средний, затем средний и безымянный пальцы одновременно. Прием этот подскажет и оптимальный угол сгиба большого пальца. Даже самое незначительное отклонение от естественного его расположения приведет к тому, что смычок либо упадет, либо в держащих смычок пальцах появятся вырисовывающиеся зажатия.

При держании смычка в горизонтальном положении еще большим подтверждением мышечной гибкости будет напружиненность каждого из лежащих сверху пальцев; поочередно отрывая их от трости, педагог должен почувствовать их гибкость и рефлекторное возвращение в исходное положение на трость.

Приведенное нами описание мышечных ощущений в правой руке вовсе не означает сосредоточение ученика на каждой из деталей. Когда определенные навыки держания смычка уже приобретены, то даже без смычка в руке можно почувствовать именно такую взаимосвязь действий мышц, в целом.

Таким образом, правильная позиция руки определяется мышечным чувством, которое относительно легко проверяется на ощупь и воспринимается зрительно как естественное. Такая кисть приятно ласкает глаз эластичностью, мы бы даже сказали «прозрачностью» мышц, закругленностью формы.

Если говорить о зажатиях в пальцах, держащих смычок, то надо сказать в первую очередь о большом пальце, роль которого в организации движения трудно переоценить. Особенностью его действий является то, что ответ на любое «желание» лежащих сверху пальцев углубиться, он отвечает отрицательной реакцией. Эту его роль можно наблюдать и почувствовать в процессе большого количества простых и сложных движений. Требуется огромное мастерство, значительная тренировка плюс ясное психологическое представление о движении в целом, чтоб действия большого пальца скоординировать с действиями остальных. С помощью безымянного пальца и мизинца, образуя как бы рычаг, он старается оторвать смычок от струны, создавая скованность кисти в целом. Все это мешает руке делать движения в струну, нарушает естественный контакт с ней смычка.

Таким образом, даже незначительное отдаление большого пальца от остальных приводит к уменьшению хватательного рефлекса. Под влиянием своего веса и частично веса руки, лежащие сверху пальцы, гибче располагаются на трости и как следствие, лучше ощущают контакт смычка со струной.

Серьезное внимание необходимо уделять не только месту расположения большого пальца, но и углу его сгиба.

Самый простой анализ подсказывает, что как излишне выпрямленный, так и чрезмерно согнутый большой палец, ограничивает в процессе движения возможности амортизации. В этих случаях гибкость руки может быть достигнута лишь соответствующими ощущениями от запястья и выше, что ограничивает возможность практического участия в столь сложном процессе, завершающей, наиболее чувствительной к ощущениям, части руки. Даже в положении «у колодки» не следует сильно сгибать большой палец, оставляя возможность эластичного его разгибания в момент соединительного движения.

К еще большим неприятностям ведет значительно более часто встречающийся недостаток: ровное, без сгиба, положение большого пальца. Он приводит, в частности, к западанию кисти по мере приближения смычка к спицу, к потере контроля над действиями смычка в верхней его половине. Желательно объяснить ученику, что происходит, когда он зажимает большой палец правой руки: излишний упор его в трость способствует отходу смычка от струны, в то время, как задача руки в целом – двигать смычок в струну.

Основным недостатком, существенно влияющим на качество исполнения, является подсознательная, хватательная реакция мышц кисти и пальцев правой руки при ее движении. Образуются, если так можно сказать, мышечные узлы, вызванные нервной реакцией – явление сложное по своей природе. Здесь одними лишь напоминаниями о необходимости их «развязать» трудно добиться в нужной мере освобождения мышц. Значительную помощь и в этом случае должны сыграть приемы именно психологического воздействия. С одной стороны они нацеливают ученика на конкретное мышечное состояние, с другой – действуют отвлекающее.

Можно предложить ученикам следующее упражнение. Пусть ученик представит себе, например, будто в процессе движения смычка четыре лежащих сверху пальца гибко перемещаются вдоль трости в направлении движения. При условии, если расположение пальцев на трости вообще правильное, т.е. она проходит где-то в середине второго сустава указательного пальца, а мизинец слегка касается краем первого, такое психологическое представление способствует, кроме прочего, и движению смычка, параллельно подставке. Положительный результат достигается и представлением, будто пальцы поверх трости находятся не в обычном состоянии, когда трость проходит в основном по мягкой ткани средних суставов, а значительно глубже, где-то у границы ладони и пальцев.

Чтобы «разгладить мышечные узлы», можно, например, предложить ученику представить, что если к винту смычка, или даже кисти «привязан» груз, то при движении смычка вверх этот «добавочный» груз будет как бы «разглаживать» мышцы в узлах, что сделает их более чувствительными; при движении же смычка вниз, вес этот, «увеличивая» массу руки, создаст предпосылку для большего контакта смычка со струной. Даже простейшие упражнения, нацеливающие ученика на ощущение «мышечной» массы, в большей или меньшей степени оставляют в его сознании положительный след.

Уравновешенность взаимодействия мышц музыканта должна достигнуть такой степени чувствительности, при которой подготовка и начальное движение правой руки к струне происходит без какого-либо усилия, под влиянием предшествующего движения глубокого вдоха. Фиксировать внимание ученика и в меру возможности добиваться указанной выше эластичности следует с началом работы над первыми же характерными этюдами и пьесами.

При правильно воспитанных мышечных ощущениях подготовительные к игре движения (подъем скрипки, правой руки) даже зрительно выглядит красиво. Скрипка, например, свисающая вдоль туловища и удерживающаяся в кольце, образуемом большим и указательным пальцем, при легком сгибании локтя как бы силой магнитного притяжения оказывается на плече.

Небольшая тренировка, имитирующая, скажем полет птицы с большими крыльями, где главное внимание уделяется «сопротивлению» о воздух, вызывает соответствующие, необходимые музыканту мышечные ощущения. Старясь приблизить эти движения к естественным, ученик сам убеждается в необходимости расслабить мышцы всего корпуса. Ассоциация эта помогает уяснить причину и другого, нередко встречающегося недостатка, - излишней разболтанности кисти.

Показателем еще большей мышечной гибкости ученика будет его умение без предварительной подготовки (с исходного положения подготовив одновременно к игре и скрипку и смычок) извлечь красивый, не продолжительный по длительности звук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: