ГУАШЬ. АКРИЛ. ТЕМПЕРА. ХАРАКТЕРИСТИКА.
Теоретическая часть
Гуашь
Гуашь – краска непрозрачная, плотная, высохшая, она приобретает матовую бархатистость. Состоит гуашь аналогично акварели из: тонко перетертого пигмента, связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, ПАВ (бычья желчь), ализаринового масла, антисептика (фенол). Различие между гуашью и акварелью в том, что количество связующего меньше, пигмента больше, а также в состав гуаши входят белила. Это дает эффект высветленные цвета при высыхании гуаши. Кроме этого, в отличие от акварели, гуашь краска кроющая, непрозрачная.
Слой гуашевой краски средней толщины сохнет от 30 мин. до 3-х часов. Это зависит от влажности воздуха.
Гуашь используется в оформительской декоративной, плакатной деятельности. Очень широко она используется при выполнении различных набросков и эскизов.
Данный тип краски очень популярен в детских художественных школах.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Гуашевые краски отличаются по светостойкости и выпускаются для художественных и оформительских (плакатная, флуоресцентная) работ.
Основные правила для работы гуашью
· Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметаны и тщательно перемешиваются.
· Не следует размывать краску м растирать ее кистью.
· Гуашь, положенная толстым слоем, может образовать клеевое блестящее пятно.
· Гуашь наносят на бумагу или холст тонким ровным слоем, вписывая один слой в другой, когда предыдущий слой еще влажный.
· Чтобы сделать поправки, рекомендуется после смягчения и удаления краски, соскоблив ее бритвой или скальпелем.
· Для работы гуашью применяются мягкие, но упругие кисти, в основном плоские. Хорошо подходят для этой цели синтетические и щетинные кисти.
Главная трудность при работе гуашью заключается в высветлении цвета гуаши при высыхании.
Светлеют: окись хрома, кобальт, кадмий, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.
Темнеют и вновь высветляются: сиена натуральная, сиена желтая, краплаки, ультрамарин.
Темнеют: ганза желтая, оранжевая.
Темпера
Слово темпера происходит от латинского «смешивать».
Занимает промежуточное место между масляной и клеевой живописью. Темперу иногда комбинируют с масляными красками, гуашью, акварелью.
Темпера по составу подразделяется на 3 вида:
· Яичная темпера;
· Масляно-казеиновая темпера;
· Поливинилацетатная темпера.
Яичная темпера
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и в эпоху Возрождения. Ею работали такие выдающиеся мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие.
Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, желтковая.
Яичный желток является естественной эмульсией, содержит яичное масло, которое и является связующим при изготовлении краски.
Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и пр.
Масляно-казеиновая темпера.
Водорастворимая краска, состоящая из тонкотертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина (связующего), ализаринового масла (эмульгатор) и антисептика – фенола, предохраняющего от плесени.
Масляно-казеиновая темпера – краска, предназначенная для работы на специальном грунтованном холсте, бумаге, картоне и дереве.
Темперные краски хрупкие. Поэтому как правило, холст наклеивают при помощи казеинового клея на жесткие основания – картон, фанеру, дерево.