Учет индивидуальных особенностей детей при регулировании нагрузки




Для студентов 4 курса нач. классы

Практические задания по психолого-педагогическим практикумам

(Н.С. Шаповалова)

Задание №1

Гигиенические требования к нагрузке на детей в образовательном

процессе дошкольного учреждения.

 

Цель: оценить соблюдение в группе гигиенических требований к

максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных

формах обучения.

 

Ход занятия

Изучите режим дня в возрастной группе, проведите беседу с воспитателем,

посетите учебные занятия на предмет выявления соответствия нагрузки на

детей установленным гигиеническим требованиям.

План анализа:

1. Установленная учебная нагрузка

• максимальное допустимое количество учебных занятий в первую

половину дня не должно превышать

младшая и средняя группа – 2 занятия

старшая и подготовительная группы – 3 занятия

• их продолжительность

младшая и средняя группы – 10-15 мин.

старшая группа – 20-25 мин.

подготовительная группа – 25-30 мин.

• Наличие в середине занятия физкультминутки

• Перерывы между занятиями не менее 10 мин.

• Занятия детей старшего дошкольного возраста во вторую половину дня

могут проводиться не чаще 2-3 раз в неделю

• Занятия по дополнительному образованию недопустимо проводить за

счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, количество не

более 2 в неделю, максимальная продолжительность – 20-25 мин.

2. Организация режима пребывания детей в детском саду

• Занятия не должны быть преобладающей формой организации

обучения, необходимо чередование занятий с нерегламентированной

деятельностью, свободным временем и отдыхом

Баланс разных видов активности детей

• Умственной и физической

• Преобладающее значение игры над другими видами детской

деятельности

• Занятия по наиболее трудным предметам (математика, развитие речи,

иностранный язык) должны проводиться только в первую половину

дня.

Использование интегрированных занятий, которые позволяют гибко

Реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности

Наличие занятий с использование компьютера

• Длительность не более 10 мин.

• Количество занятий – 2 раза в неделю

• Соответствие мебели росту ребенка, обеспечение оптимального

освещения

Учет индивидуальных особенностей детей при регулировании нагрузки

(организация занятий по подгруппам, систематическое наблюдение за

ребенком на предмет выявления признаков утомляемости)

 

Здание №2

Личность ребенка глазами воспитателя

 

Цель: выявить профессиональную позицию воспитателя по отношению к

детям.

 

В помещенной ниже таблице представлен список качеств, с помощью

которого может быть определена личность воспитанника.

 

качество Ребенок, в Ребенок, Ребенок, Идеальный

котором я который который мне ребенок

вижу меня понятен

личность раздражает

Агрессивный

Глупый

Инициативный

Наблюдательный

Любящий

Ябеда

Жадный

Веселый

Хороший

организатор

Приветливый

Упрямый

Конфликтный

Ласковый

Способный

Чуткий

Хитрый

Активный

Малоподвижный

Интересующийся

Нервный

Замкнутый

Общительный

Неспособный

Дисциплиниро

ванный

Капризный

Подлый

Честный

Эрудированный

Отходчивый

Грубый

Пассивный

Послушный

Трудолюбивый

Чистосердечный

Наглый

Своевольный

Неразвитый

Аккуратный

Беззащитный

Расторможенный

Ответственный

Необщительный

Стремящийся к

лидерству

Ленивый

Равнодушный

Скромный

Неряшливый

Душевный

Жестокий

Дерзкий

Независимый

Умеющий

слушать

Доверчивый

Злой

Внимательный

Неухоженный

Любознательный

Отвергаемый

Ни с кем не

дружит

Невнимательный

Исполнительный

Лидер

Невоспитанный

Умный

Обучаемый

Отзывчивый

 

Представьте данную таблицу воспитателю и объясните, что необходимо

оценить выраженность этих качеств не у того или иного ребенка, а

обобщенно. При заполнении таблицы ставится знак +3, если качество,

указанное в левом столбце, представлено у ребенка в максимальной

степени, -3 - если это качество совсем не выражено и промежуточные

баллы – в случае меньшей или большей степени выраженности.

Анализ: (осуществляют студенты)

Для начала проанализируйте каждый столбец и определите, какими

качествами должен обладать, например, идеальный ребенок и т. д.

Выберите для сравнения два заполненных столбца и проанализируйте

взаимосвязь между баллами, поставленными в отношении каждого

качества. Например, если агрессивность в столбце «Ребенок, который мне

понятен» оценивается баллом -2, а в столбце «Ребенок, который меня

раздражает» баллом -1, коэффициент корреляции равен 1. Это

свидетельствует о том, что события сопутствуют друг другу, а именно для

воспитателя ребенок, который ему понятен и который его раздражает –

это один и тот же агрессивный ребенок. Коэффициент корреляции

(взаимосвязи) равный(-1)означает, что события исключают друг друга, 0 –

отсутствие всякой взаимосвязи.

Вычислите коэффициент корреляции каждого столбца и сравните столбцы

между собой.

Сделайте вывод о профессиональной позиции воспитателя: какие качества

личности ребенка наиболее импонируют воспитателю, к чему он

стремится, что вызывает негативное отношение и т.д.

 

Задание №3

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении

как среда развития субъектности ребенка дошкольника.

 

Цель: Изучить направленность образовательного процесса в детском саду на

развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности.

 

Ход занятия

Часть 1. Наблюдение за деятельностью детей. На примере трудовой

деятельности.

Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и

определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников.

1 – отсутствие свойства

2 – низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого)

3 - средний уровень (требуется подсказка или небольшая помощь

воспитателя)

4 – высокий уровень

 

• Умение ставить цель деятельности

Спросите у ребенка, зачем он выполняет то или иное действие (поливает

цветы, и т.д.), видит ли конечный результат своей деятельности, имеет ли

значение эта деятельность для группы, для воспитателя.

• Наличие мотива выполняемой деятельности.

Поинтересуйтесь, с охотой ли ребенок выполняет действия, что им движет

при этом: ожидание похвалы, забота о ближнем, стремление быть

хорошим, желание обратить на себя внимание, что-то другое.

• Умение выбирать средства деятельности

Понаблюдайте, самостоятельно ли ребенок выбирает себе инструменты

для предстоящей деятельности, соответствуют ли они ее цели и

содержанию. Не спешите в выводах, если инструментарий подобран не

стандартно, проанализируйте ответы ребенка, как можно использовать тот

или иной инструментарий с его точки зрения.

• Качественная оценка содержания деятельности

Умеет ли ребенок осуществлять действия для достижения поставленной

цели, самостоятельны ли его действия, владеет ли он необходимыми

операциями, доводит ли дело до конца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: