Последовательности действий




Рисунок

Б класс

«Первичные знания построения фигуры человека.Пропорции.»

Задачи:

• Знакомство с пропорциями человеческого тела.

• Рисование статичной и динамичной человеческой фигуры по предложенной схеме с использованием вспомогательных линий и опорных точек.

• Самостоятельное поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом последовательности этапов.

Оборудование: бумага для черчения (формат А4 и А3), карандаши различной мягкости, ластик.

Введение в тему урока

Основные термины:

ПРОПОРЦИЯ (от лат. proportio – соотношение, соразмерность) – размерные соотношения всех частей формы между собой их соответствие друг другу и соотношения между различными объектами в целом. Пропорции имеют большое художественное значение т.к. соразмерность частей и гармоничность элементов образует красоту формы.

Термин «пропорция» используется в математике, физике, химии, архитектуре, дизайне, медицине и других областях науки и искусства.

Пропорциональный — обладающий правильными пропорциями, соразмерный.

Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина.

МОДУЛЬ – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.

КАНОН переводе с греческого означает "закон", "правило"

Практическая часть.

Поиск идеальных пропорций человеческого тела является сложной задачей и вызывает интерес у художников во все времена. Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.

Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека. Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.

В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.

В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.

 

Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.

2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.

3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.

4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.

5. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.

6. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.

7. Ширина кисти равна длине среднего пальца.

8. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.

 

 

Последовательности действий

Последовательность рисунка статичной фигуры человека

1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа. Находим центр листа

2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.

3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры по вертикали.

 

4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.

 

 

Самостоятельное выполнение работы учащимися. Ученики работают по образцу.

1 задание. Статичная фигура человека (формат А-4)

2 задание. Статичная и динамичная фигура человека (формат А-3)

Подведение итогов. Выявление ошибок и пути их исправления в группе Viber.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: