Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра трудового и экологического права
ОДОБРЕНО: Руководитель ОП _______________ проф. О.В. Родионова (подпись) «_____»________________2018 г. |
Рабочая программа дисциплины
Социальные риски современного российского общества
Уровень высшего образования: | Магистратура |
Квалификация выпускника: | Магистр |
Направление подготовки: | 40.04.01 (030900) Юриспруденция |
Направленность (профиль) ОП: | Социальное государство: проблемы теории и юридической практики |
Тип ОП: | |
Форма обучения: | очная, заочная |
Срок освоения ОП: | 2 года |
Иваново 2018
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является подготовка студента к решению следующих профессиональных задач в области реализации социальной политики государства:
а) подготовка нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения, в том числе социального обеспечения;
б) защита социально-экономических прав и законных интересов граждан;
в) осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов в социально-обеспечительной сфере;
г) осуществление организационно-управленческих функций в области социальной защиты населения;
д) проведение научных исследований по правовым проблемам социальной направленности;
е) осуществление правового воспитания.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в состав базовой части образовательной программы. Данная дисциплина основывается на знаниях, полученных студентами при изучении фундаментальных общенаучных дисциплин: Философия, История правовых и политических учений, а также базовых юридических дисциплин: Теория государства и права, Трудовое право, Право социального обеспечения. Дисциплина изучается во взаимодействии с другими дисциплинами образовательной программы: Теоретико-методологические основы современной социальной политики; Конституционные основы социальной политики Российской Федерации; Социальная защита населения: отечественный и зарубежный опыт.
|
Для успешного освоения дисциплины студент должен знать: основные понятия, категории, институты и правоотношения, относящиеся к общей, особенной и специальной частям права социального обеспечения; систему права социального обеспечения как отрасли права и законодательства; развитие основных направлений науки права социального обеспечения; уметь оперировать юридическими понятиями и категориями из области права социального обеспечения; анализировать юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения по социальному обеспечению; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы различных институтов права социального обеспечения в их взаимосвязи; давать квалифицированные юридические заключения по применению норм права социального обеспечения и решений уполномоченных государственных органов в области социального обеспечения; владеть навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений социального обеспечения, являющихся объектами профессиональной деятельности юриста; навыками принятия необходимых мер защиты социальных прав человека и гражданина, которые получены в ходе изучения предшествующих дисциплин. Дисциплина имеет как теоретическую, так и практическую направленность, повышает культурный уровень и готовит студентов к решению профессиональных задач в правотворческой, правореализационной, правоохранительной, экспертно-консультационной и организаторской деятельности.
|
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенции, формированию которых способствует дисциплина
Общекультурные компетенции:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3);
компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
Профессиональные компетенции:
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3)
способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9)
способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с формируемыми компетенциями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: природу и содержание основных правовых понятий, принципиальные отличия различных теорий в исследовании правовых явлений и процессов, методы исследования правоотношений (ОК-3); назначение и основные возможности компьютерных технологий в юридической науке и образовании (ОК-3); объективные и субъективные коррупциогенные факторы в государстве и обществе (ПК-6); виды, механизмы выявления и оценки коррупционных рисков в различных сферах деятельности, в том числе, связанной с использованием бюджетных средств (ПК-6); основные этапы процесса разработки и реализации управленческих решений, их содержание и особенности (ПК-9); современные технологии принятия управленческих решений (ПК-9); разновидности риска, признаки и виды анализа риска (ПК-9); понятие и содержание административных регламентов и иных правовых средств регламентации управленческой деятельности (ПК-9).
|
Уметь: ориентироваться в современной правовой, экономической, политической и культурной ситуации в России и мире (ОК-3); формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по философским вопросам и проблемам специального научного исследования (ОК-3); ставить цель исследования (ОК-5); формулировать задачи исследования (ОК-5); оперировать юридическими понятиями и категориями (ПК-3); составлять суждения по правовым вопросам (ПК-3); анализировать правовые тексты, выявлять действительное содержание наиболее значимых положений правового документа (ПК-3); давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов (ПК-6); выявлять и анализировать коррупциогенные нормы законодательства (ПК-6); выбирать адекватные стоящим задачам способы управления (ПК-9); проводить диагностику ситуации, анализировать признаки рисковых ситуаций (ПК-9); толковать нормативные источники (ПК-11); научно аргументировать свою точку зрения (ПК-11).
Владеть: категорийным аппаратом юриспруденции, методами правовой теории (ОК-3); навыками ставить цель исследования (ОК-5); умениями формулировать задачи исследования (ОК-5); навыками предотвращения коррупционного поведения (ПК-6); навыками обнаружения и анализа рисковых ситуаций в управленческой деятельности (ПК-9).
4. Объем и содержание дисциплины
Объем дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 академических часа)
Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа
Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.
Очная форма обучения:
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения) Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Определение уровня входных учебных достижений. Введение в проблематику курса. | 0,5 | Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов. Перечень вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде) Выступление на семинаре | ||
2. | Концепция социальных рисков | 0,5 | Доклад Выступления на семинаре | ||
3. | Социальные риски потери регулярного дохода | Доклад Выступления на семинаре | |||
4. | Социальные риски дополнительных материальных потребностей | Опорный конспект Выступления на семинаре | |||
5. | Социальный риск наступления бедности | Лабораторная работа | Выступления на семинаре | ||
6. | Правовое регулирование социально-рискового менеджмента | Доклад Выступления на семинаре | |||
7. | Тенденции развития социальных рисков в XXI веке | 0,5 | Эссе Выступления на семинаре | ||
9. | Проверка пороговых итоговых знаний перед допуском к экзамену | 0,5 | Итоговый тест для допуска к экзамену | ||
Итого за семестр (итого по дисциплине): | Экзамен |
Заочная форма обучения:
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения) Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Определение уровня входных учебных достижений. Введение в проблематику курса. | 0,5 | Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов. Перечень вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде) Выступление на семинаре | ||
2. | Концепция социальных рисков | 0,5 | Доклад Выступления на семинаре | ||
3. | Социальные риски потери регулярного дохода | Доклад Выступления на семинаре | |||
4. | Социальные риски дополнительных материальных потребностей | Опорный конспект Выступления на семинаре | |||
5. | Социальный риск наступления бедности | Лабораторная работа | Выступления на семинаре | ||
6. | Правовое регулирование социально-рискового менеджмента | Доклад Выступления на семинаре | |||
7. | Тенденции развития социальных рисков в XXI веке | 0,5 | Эссе Выступления на семинаре | ||
8. | Проверка пороговых итоговых знаний перед допуском к экзамену | 0,5 | Итоговый тест для допуска к экзамену | ||
Итого за семестр (итого по дисциплине): | Экзамен |