Упражнения для развития памяти




Е.С Дудникова, Т.В. Борисова

 

 

 

Упражнения по развитию когнитивных

Способностей младших школьников

 

Пособие

Для родителей

И педагогов

 

 

Аннотация

 

Книга предназначена для развития когнитивных способностей детей младшего школьного возраста. Содержит упражнения, задания, направленные на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнения, классификации, обобщения, анализ, синтез и т.д.

Пособие окажет существенную помощь преподавателям начальной школы и родителям в подготовке обучающихся к олимпиадам и обучению в среднем звене.

 

 

 

Содержание

 

 

1.Введение  
2.Упражнения для развития памяти  
2.1."Запоминай-ка"  
2.2."Фигуры"  
2.3."Запомни слова"  
2.4."Найди предмет"  
2.5."Запоминание слов"  
2.6."Запоминание стихов"  
2.7."Запоминание чисел"  
2.8."Особый путь "зубрёжки"  
2.9."Шифровальщик"  
2.9.1."Зарисуй и запомни"  
2.9.2."Разноцветные лесенки"  
2.9.3."Инопланетяне"  
2.9.4."Опиши картинку"  
2.9.5"Запомни и повтори"  
2.9.6."О единственном и множественном числах"  
2.9.7."Рассеянный крокодил"  
2.9.8."Круг, треугольник, квадрат"  
2.9.9."Человечки"  
2.9.0."Игра в слова на разные буквы"  
3.Упражнения для развития внимания  
3.1."Опиши предмет"  
3.2."Найди слова"  
3.3."Составь строку"  
3.4."Составь слово"  
3.5."Точки"  
3.6."Хлопки"  
3.7."Счёт с помехой"  
3.8."Квадраты, треугольники, круги"  
3.9."Корректурная проба"  
3.9.1."Маленький учитель"  
3.9.2."Осознание визуального материала"  
3.9.3."Пробуждение "чувства" действия"  
3.9.4."Следи за своей речью"  
3.9.5.Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания"  
3.9.6."Найди отличия"  
3.9.7."Цифровая таблица"  
3.9.8."Упражнения на концентрацию и устойчивости внимания"  
3.9.9."Выполни по образцу"  
3.9.0."Красно-чёрные таблицы"  
4.Упражнения на развитие мышления  
4.1."Найди лишнее слово"  
4.2."Логические задачи"  
4.3."Проведи аналогию"  
4.4."Продолжи числовой ряд"  
4.5."Вставь недостающее слово"  
4.6."Найди название животных"  
4.7."Найди общее название"  
4.8."Вставь букву "а"  
4.9."Сделай равенство верным"  
4.9.1."Вставь по смыслу"  
4.9.2."Не зевай! Продолжай!"  
4.9.3."Задачи со спичками"  
4.9.4."Магические квадраты"  
4.9.5."Что было сначала..."  
4.9.6."Найди недостающие предметы"  
4.9.7."Близнецы"  
4.9.8."Выбери два главных слова"  
4.9.9."Составь предложение из слов"  
5.Литература  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые родители и педагоги!

 

Проблема усвоения школьной программы волнует всех: и учителей, и родителей. На успешность обучения младших школьников могут влиять разные факторы, такие, как физическое развитие, уровень тревожности, самооценка, взаимоотношения в семье и школе, социальный и экономический статус семьи и многие другие.

Новые требования к образованию заставляют пересмотреть взгляд на ученика как на объект учебно-воспитательного процесса. Его всё чаще рассматривают как субъекта своей деятельности. Таким образом, основной задачей обучения и воспитания становится изучение и формирование развивающегося человека как деятельного субъекта. Признавая ученика субъектом своей деятельности, нужно признать как данность и его собственные внутренние когнитивные способности.

Что же представляют собой когнитивные способности, каково их содержание?

Когнитивные способности рассматриваются как совокупность всех познавательных процессов человека, центральным звеном которой является мышление.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие и память. Но в условиях специально организованного целенаправленного педагогического процесса это происходит намного быстрее и эффективнее, особенно если в раннем возрасте с ребёнком занимались родители. В действительности, как показывает практика, современным родителям не удаётся уделять достаточное внимание своим детям, чаще всего они перекладывают свои обязанности на детский сад и школу.

В своей педагогической деятельности, каждый раз набирая детей в первый класс, мы сталкивались с проблемой: низкий уровень когнитивных способностей, несформированность различных личностных свойств, негативное отношение ребёнка к учению.

Актуальность проблемы развития когнитивных способностей обучающихся не вызывает сомнения, но возникает вопрос о том, как организовать этот процесс и управлять им.

В процессе поиска решения данной проблемы была создана инициативно-творческая группа в составе трёх педагогов: Борисова Т.В., Дудникова Е.С., учителя начальных классов и Шульгина Е.С., школьный психолог. Изучив множество различных пособий по развитию познавательных способностей и апробировав самые эффективные, остановились на следующих авторах:

- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников;

- Винокурова Н.К., Лифанов Т.Б. Развиваем способности детей;

- Данилов И.В. Система упражнений;

- Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения;

- Истомина Н.Б. Учимся решать логические задачи.

У данных авторов разработаны занятия, развивающие все познавательные процессы. А как быть с теми детьми, у которых несформирован какой-то один процесс: память, внимание, мышление?

Поэтому мы, опираясь на пособия данных авторов, выбрали упражнения, которые дают положительные результаты в работе по формированию определенного познавательного процесса и поместили их в свое пособие по блокам: память, внимание, мышление.

Упражнения помогают:

- развитию памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитию внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль);

- формированию обще-интеллектуальных умений (операция анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).

 

 

Упражнения для развития памяти

Память – это сложный психический процесс. Существует два вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация из неё не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять её про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в сознании. Она подкрепляется поисками значения запоминаемого. Этот вид памяти связан ср сложными мыслительными операциями.

Далее предлагаются упражнения, рекомендуемые для занятий со школьниками.

1.Упражнение "Запоминай-ка". Внимательно в течение 5 секунд рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

· Какая причёска у куклы?

· Что нарисовано на доске?

· Какого цвета глаза у куклы?

· Что надето на зайчике?

2. Упражнение «Фигуры».

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.

По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания ещё и цвет.

3. Упражнение "Запомни слова". Детям предлагается несколько слов. Слова необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Медведь воздух

Тележка ваза

Пчела кот

Колокольчик солнце

Ромашка вода

4.Упражнение "Найди предмет". Ученику предлагают запомнить предметы, изображённые на трёх-четырёх картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображения на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

 

5. «Запоминание слов».

Ученикам предлагается для запоминания несколько логически несвязанных слов. Начните с десяти слов, например, дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце. Эти слова надо связать в рассказ. Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

6. Запоминание стихов.

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет –

И как будто пляшет!

Это чучело – оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке –

Пусть боятся галки!

(И. Михайлов)

А) Прочитайте внимательно первую строчку

Б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картину яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам её содержание или нет.

В) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте её вслух и представьте в своём воображении. Продолжайте то же самое со следующими строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать всё стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

Г) Теперь говорит учитель: - «Попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами».

Д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение ещё раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

Е) Произнеся стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифму.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

7. "Запоминание чисел".

Система основана на использовании визуальных образов и их элементов – контуров, форм, геометрических фигур, цветов и оттенков.

Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например:

0 – круг (или овал)

1 – столб (кол, свеча)

2 – близнецы (пара ботинок)

3 – треугольник (трёхколёсный велосипед)

4 – квадрат (4 лапы животного)

5 – звезда (пятиугольник)

6 - открытый навесной замок

7 – коса (Белоснежка и 7 гномов)

8 – песочные часы (очки)

9 – улитка

10 – пальцы двух рук

Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить, например:

2x2=4

Пара ботинок папы, пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике.

8. "Особый путь "зубрёжки".

Хотелось бы остановиться на традиционном методе запоминания – повторении. Без повторения невозможно продолжительное сохранение информации.

1) Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.

2) Подождать одну секунду и повторить снова.

3) Подождать две секунды и повторить снова.

4) Подождать четыре секунды и повторить снова.

5) Повторить через 10 минут (необходимо для запечатления)

6) Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.

7) При необходимости повторить через 1-2 месяца; через 1 год.

9. "Шифровальщик".

Используя шифр, быстро найди слова, спрятанные за этими цифрами:

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Ъ ЫЬ Э Ю Я

28 29 30 31 32 33

 

13 16 5 12 1 –

12 1 25 6 13 10 –

12 16 18 1 2 13 30 –

22 21 20 2 16 13 –

20 18 1 12 20 16 18 –

19 14 6 20 1 15 1 –

17 1 18 16 23 16 5 -

10. "Зарисуй и запомни". Я называю словосочетания или слова, а вы их схематично зарисовываете. Нельзя писать ни букв, ни слов, ни цифр. Время ограничено.

1. Весёлый праздник

2. Тяжёлая работа

3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Дружба

10. Тёмная ночь

Пока листочки отложим, вернёмся к ним позже. Через некоторое время предлагается вспомнить какие слова и словосочетания вы обозначили схематично. Проверяем.

Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

 

12.«Инопланетяне».

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

 

Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

 

14.Развитие слуховой памяти

Для развития слуховой памяти советуем приучить ребёнка слушать аудиокниги. Просите его пересказать услышанный рассказ, помогайте ему вопросами. Ну и, конечно, учите с ним стихи.

«Запомни и повтори»

Медленно продиктуйте ребёнку цифры, слова или фразы (от 4 до 10 и более) и попросите повторить их в том же или обратном порядке.

Разрешите ему к каждому слову или фразе сделать схематичный рисунок (значок). Эти рисунки помогут ему потом вспомнить продиктованные слова. На следующий день снова попросите ребёнка повторить слова, глядя на свои записи.

15."О единственном и множественных числах".


ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном.

 

 

1. кот- коты
2. плот- плоты
3. беда-  
4. мука-  
5. крот-  
6. грот-  
7. дуга-  
8. рука-  
9. еда-  
10. слива-  
11. грива-  
12. диво-  


ЗАДАНИЕ 2. Вспомните слова, которые вам называли.

В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.

 

16."Рассеянный крокодил".

 

Задание 1. Посмотри внимательно на этого неаккуратного Крокодила. Затем картинку убрать и попросить ребёнка нарисовать, что запомнил.

Задание 2. Перечисли всё, что ты рисовал:

- Какого цвета должен быть Крокодил?

- Какие у него глаза?

- Какой у Крокодила хвост?

- Если у него шкура, чешуя?

- Сколько у Крокодила ног?

- Что случилось с его обувью?

Задание 3. Сравни свой рисунок с моим рисунком. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия ты видишь?

 

 

17."Круг, треугольник и квадрат"

 

Круг, треугольник и квадрат разделены на несколько частей. Эти фигуры также необходимо вырезать из твердой бумаги или картона.

Задание 1.Ребёнок собирает из частей круг, треугольник и квадрат.

Задание 2.Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем - треугольник, квадрат.

Задание 3.Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать.

- Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат?

- Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры?

- Расскажи, как ты запоминал эти части?

Эти задания были направлены на развитие осязательной памяти.

 

 

18."Человечки"

 

Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. (Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.)

Вопросы для обсуждения:
— Что нарисовано на этой картинке?
— Сколько человечков?
— С помощью каких геометрических фигур нарисованы человечки?
— Какие части тела нарисовал художник?
— Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?
— Можно ли одним словом обозначить то, что делает каждый человечек:
1) схватился за голову;
2) наклонился;
3) идет или стоит;
4) радуется;
5) просит о чем-то;
6) молится на коленях.
Задание2. Нарисуй по памяти все, что ты запомнил.

 

19."Игра в слова на разные буквы".

 

Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить.
Внимание!
Арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.

 

Задание 1. Назови те слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Назови слов а, которые начинаются с буквы А.
Назови слова, которые начинаются с буквы М.

Задание 3. Назови все слова, которые я просил тебя запомнить.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: