Гиперактивность и импульсивность




Аспекты поведения при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

· Неспособность сосредоточиться на деталях;

· Ошибки по невнимательности;

· Неспособность вслушиваться в обращенную речь;

· Неспособность доводить задания до конца;

· Низкие организаторские способности;

· Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;

· Потери необходимых предметов при выполнении задания;

· Отвлекаемость на посторонние раздражители;

· 3абывчивость..

Дополнительные признаки

· нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;

· эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);

· нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;

· неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;

· нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

· появиться до 8 лет;

· обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);

· не быть обусловлены другими психическими расстройствами;

· вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;

· не соответствовать возрастной норме.

 

3.Проявлений гиперактивности:

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

· Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;

· Вскакивает с места без разрешения;

· «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;

· Не может играть в тихие игры, отдыхать;

· Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

Не может дождаться своей очереди

4.Причины происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

I Биологические причины:

1. Дефицит внимания у детей имеет тенденцию передаваться по наследству, что говорит о генетической природе этого нарушения. К числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ, относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина;

2. Ранние органические повреждения во время беременности и в родах

Пре- и перинатальным факторам отводится важная роль в патогенезе СДВГ. Формированию СДВГ могут предшествовать нарушения течения беременности: в частности гестозы, токсикозы, анемии, первая по счету беременность, возраст матери моложе 20 лет или старше 40 лет; нарушения родов: длительные или стремительные роды, преждевременные или запоздалые роды, слабость родовой деятельности, применение акушерских пособий, кесарево сечение.

Патология периода новорожденных: асфиксия новорожденных, недоношенность, гипотрофия, анемия, низкая масса тела при рождении, сепсис, гемолитическая болезнь, перинатальная энцефалопатия, заболевание ребенка на первом году жизни.

Другими факторами риска являются употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение;

3. Нейропсихологические механизмы СДВГ рассматриваются с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области. Проявления СДВГ анализируются с позиций дефицита функций лобных и префронтальных отделов мозга и недостаточной сформированности управляющих функций. Значимыми компонентами управляющих функций, которые страдают при СДВГ, являются: контроль импульсов, поведенческое торможение (сдерживание); организация, планирование, управление психическими процессами; поддержание внимания, удерживание от отвлекающих факторов; внутренняя речь; рабочая (оперативная) память; предвидение, прогнозирование, взгляд в будущее; ретроспективная оценка прошедших событий, допущенных ошибок; изменение, гибкость, способность к переключению и пересмотру планов; выбор приоритетов, умение распределять время; отделение эмоций от реальных фактов. Некоторые исследователи УФ делают акцент на «горячий» социальный аспект саморегуляции и возможности ребенка контролировать свое поведение в обществе, тогда как другие подчеркивают роль регуляции психических процессов - «холодный» когнитивный аспект саморегуляции.

4. Предпосылкой для возникновения расстройства могут стать травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве.

5. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия для здоровья детей. Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и других микроэлементов. Наиболее распространенным нейротоксикантом из группы тяжелых металлов является свинец, а источниками загрязнения им окружающей среды - промышленные выбросы и выхлопные газы автотранспорта. Поступление свинца в организм детей может вызывать когнитивные и поведенческие нарушения у детей. В условиях экологической нагрузки в качестве металлов-вытеснителей магния наряду со свинцом выступают никель и кадмий. Кроме недостатка в организме магния на проявление симптомов СДВГ могут оказывать влияние дефициты цинка, йода, железа.

 

6. Роль пищевых факторов и несбалансированного питания. Возникновению или усилению симптомов СДВГ могут способствовать несбалансированность питания (например, недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы), а также недостаточность в пище витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, макро- и микроэлементов. Например дефицит магния, помимо других эффектов, может способствовать накоплению в организме свинца. Недостаточность магния при СДВГ обнаружена в нескольких исследованиях. Магний является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Поэтому дефицит магния способствует дисбалансу процессов «возбуждения-торможения» в ЦНС в сторону возбуждения.

Дефицит магния при СДВГ может быть связан не только с его недостаточным поступлением в организм с пищей, но и с повышенной потребностью в нем в критические периоды роста и развития, при тяжелых физических и нервно-психических нагрузках, воздействии стрессов.

Американские ученые обнаружили, что у 74% обследуемых детей с СДВГ расстроен метаболизм глюкозы. Такие дети могут давать отклик в виде всплеска неудержимой энергии не только на сахар и сладости, но и на фруктовые соки.

Отношение между пищевой аллергией и гиперактивностью отвергать невозможно. На сегодняшний день уже считается нормой начинать лечение с отыскания возможного аллергена. Полное изъятие из рациона продуктов с искусственными консервантами, красителями, ароматизаторами, а так же глутамата натрия, шоколада и кофеина приводит к существенному улучшению поведения у 50% детей. Они легче засыпают по вечерам, реже пробуждаются по ночам

Психосоциальные факторы (внутрисемейные 63%) влияющие на усиление и заострение симптомов синдрома: воспитание в неполной семье, повторный брак, различные подходы к воспитанию, алкоголизм, наркомания у родителей и др.

Таким образом, СДВГ - психоневрологическое расстройство со сложным патогенезом, сопровождающееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями в ЦНС, а также нейропсихологическими нарушениями со стороны процессов обработки информации и УФ. Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что СДВГ – заболевание, требующее серьезной диагностики и правильного лечения.

 

 

5.При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

· В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребёнку. Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми. Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательно «обратная связь» от взрослого, иначе, при вседозволенности ребёнок начинает манипулировать взрослыми.Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку.

· Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность инедисциплинированность не являются умышленными;

· Общаться с таким ребёнком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребёнок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. При выполнении домашнего задания желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона так же, не было. Желательно разговаривать ровным тоном голоса.

· Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

· Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя». Он может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку лучше говорить спокойно и сдержанно. Вместо «нет» дайте возможность выбора другого занятия.

· Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребёнком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть чётко сформулированными и продуманными. Ребёнок должен чётко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. При выполнении санкций следует быть последовательными иначе ребёнок будет бояться не наказания а «эмоциональной бури» родителей. Начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.

· Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.). Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребёнка на конструктивный лад. Например, если ребёнок кричит, можно начинать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса.

· Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

· Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

· Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Лучше общаться с ребенком в позиции «глаза в глаза» с обязательным прикосновением (возьмите ребенка за руку, дотроньтесь до плеча и тому подобное). Не говорите из-за спины, ребенок просто может вас не видеть и не слышать, полностью погруженный в свое дело, его внимание не может рассредоточиться сразу на несколько объектов

Изменение психологического микроклимата в семье:

· уделяйте ребенку достаточно внимания;

· выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

· проводите досуг всей семьей;

· не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:

· Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи. Совместно с ребенком выработайте режим дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребёнку. Четко пропишите все моменты его деятельности: время приёма пищи, приготовление уроков, прогулки, сна. Напишите его и повесьте в наиболее доступном для него месте. Научите пользоваться часами. Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком – соблюдение режима дня.

· Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь. По мере утомления делайте кратковременные перерывы для отдыха.

· Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: